В России добыча золота достигла исторического максимума
№ () от 14 июня 2022 [«Аргументы Недели », Юрий АНТОНОВ ]
В золотодобывающей отрасли России растёт дисбаланс. С одной стороны, добыча достигла исторического максимума и остаётся стабильной в последние годы. С другой – есть тревожные данные об истощении запасов золота, которые могут закончиться через 10–15 лет. На этом фоне хорошо бы дать преференции небольшим старательским артелям и геологоразведчикам. Но нынешние правила игры в отрасли таковы, что выживет только крупняк.
Обогнали сами себя
В 2020–2022 гг. Россия добывает 330–340 т золота. Хотя ещё в начале 2010‑х было менее 300 т, а при Сталине – и вовсе в районе 100. По итогам 2020 г. по добыче мы на втором месте после Австралии, извлекая чуть менее 10% всего золота мира. Более 70% презренного металла добывается на больших карьерах, как открыто, так и в шахтах.
И цены на мировых рынках сегодня неплохие: более 1, 8 тыс. долларов за унцию, хотя ещё в 2019 г. было 1, 3 тыс. «зелёных». А в 2005 г. золотишко торговали дешевле 400 долларов. В 2014–2019 гг. Центробанк выкупал более 60% произведённого золота, оставшуюся часть забирали российские банки и ювелирные производители. Но с 2020 г. спрос у ювелиров упал, а Центробанку цена показалась излишне высокой – и около 90% золота стало уходить на экспорт, преимущественно в Великобританию. Минпромторг теперь может выдавать генеральные лицензии на экспорт золота и серебра в слитках, хотя раньше лицензии были разовыми и привязывались к конкретному контракту.
Любой советский человек знал, что золотишко в Бодайбо моют, хотя мыть россыпное золото на морозе невозможно, а зима в тех краях по полгода. Сегодня производство золота ведётся в 26 регионах России, но 85% добычи приходится на Красноярский и Хабаровский края, Иркутскую, Магаданскую и Амурскую области, Якутию и Чукотку. Здесь расположены крупнейшие месторождения золота в стране – Олимпиада, Благодатное, Павлик, Албазинское. Дальний Восток сегодня – самый дотационный макрорегион в стране, который только добычей ресурсов и может наращивать доходную часть бюджета, не завися от дотаций центра. На Камчатке горняки в 2016 г. обеспечили рост экономики региона на 12%, добыв 6, 3 т золота, 11, 8 т серебра и 373 кг платины. Ещё в конце 2015 г. ввели обогатительный комплекс на Аметистовом горнорудном месторождении, добыча драгметаллов резко пошла вверх. В Хабаровском крае добыча золота достигла 19, 5 т, а вся горнорудная промышленность пополнила бюджет края на 7 млрд рублей.
Вроде бы в золотодобывающей отрасли всё поёт: например, КамАЗ создал грузовик с подогревом самосвальной платформы, которые уже заказала золотодобывающая компания из Якутии. Новые монстры с двигателями мощностью 400 л.с. и 16‑ступенчатыми коробками адаптированы для перевозки золотосодержащей породы. В Адыгее, где золото не добывают с 1950-х годов, выделили 173 млн рублей на поиск новых месторождений. Втрое рассчитывают увеличить добычу на Сахалине.
На Колыме возрождено старательство: каждый местный житель сможет добывать россыпное золото. Однако разрабатывать разрешено лишь участок на общей площади в 15 га, а запасы золота на таком месторождении не должны превышать 10 кг. При этом нельзя проводить взрывные работы, использовать машины и оборудование и заключать договоры с подрядчиками. Поэтому и желающих пока не слишком много.
В 2021 г. генеральный директор крупнейшей в стране золотодобывающей компании «Полюс» Павел Грачёв заявил о рисках столкнуться с недостатком сырья «на горизонте 10–20 лет». Извлекаемые российские запасы, по его мнению, это 7, 5–8 тыс. тонн золота. Грачёв считает нужным переломить текущие тенденции в золотодобыче: он предлагает упростить оборот поисковых лицензий, консолидировать и перепроверить геологические данные и увеличить частные инвестиции в геологоразведку.
На следующий день Грачёва опровергли в Федеральном агентстве по недропользованию (Роснедра): якобы запасов при текущем уровне добычи хватит на 36 лет, а расширенное воспроизводство запасов достигается ежегодно. Но в «Полюсе» стоят на своём: «В своих расчётах мы не учитываем запасы категории С2, добыча которых не является экономически рентабельной в текущих рыночных реалиях». А оставшиеся запасы категорий А+B+C1 составляют 7500–8000 тонн». А если мировые цены вдруг завалятся, то и часть этих запасов окажется невыгодно извлекать.
Россыпи в миражах
Как же так получилось? Всё-таки крупнейшая по территории страна мира во все времена имела завидный золотой запас. Оказывается, во многом это легенда: при Брежневе и Хрущёве на поддержку сателлитов по всему миру тратили больше золота, чем добывали, а на момент распада СССР золотые запасы империи составляли всего 240 тонн. Сегодня российский запас почти в 10 раз больше и пятый в мире. Однако наши закрома в пять раз беднее американских, в два раза – германских. Мы отстаём и от Франции с Италией, хотя обогнали Швейцарию и Японию. При сегодняшних ценах наш золотой запас стоит примерно около 4 трлн рублей. На эти деньги можно три года содержать МВД – и всё.
А тревогу за будущее золотодобывающей отрасли выражает не один «Полюс». По оценкам Союза золотопромышленников, на горизонте 10–11 лет ожидается истощение ключевого по объёму добычи месторождения Олимпиада, а в течение последующих пяти лет – ещё ряда крупных золоторудных месторождений.
Правда, в январе 2017 г. наконец обрело хозяина месторождение Сухой Лог в Иркутской области. Это недалеко от легендарного Бодайбо (137 км), и открыто оно ещё в 1961 году. Сегодня Сухой Лог – крупнейшее месторождение в России, на которое приходится 28% запасов золота в стране. Условия конкурса были жёсткими: например, потребовали участия госкомпаний и не пустили иностранцев. За золотые месторождения драка обычно идёт серьёзная: когда бились за долю в куда более бедном месторождении Матросова, цена выросла в 13 раз.
В перспективе можно было бы шире использовать небольшие месторождения, которые уже занимают значительную долю от общего объёма. Союз золотопромышленников давно предлагает Минпромторгу создать условия для привлечения инвестиций в юниорные компании, ищущие полезные ископаемые. В сентябре 2021 г. на Восточном экономическом форуме золотопромышленники просили президента Владимира Путина помочь геологоразведке: сделать свободным оборот поисковых лицензий, отрегулировать заявительный принцип их получения. Путин поддержал упрощение законодательства, но воз и ныне там.
А 2022 г. тем более не обещает отрасли процветания. Приостановила деятельность в России канадская компания Kinross Gold, занимавшая третье место по добыче золота в стране. Планируется остановка добычи на месторождениях Купол и Двойное, «поставлен на паузу» запуск Чульбаткана, который канадцы приобрели два года назад за 283 млн долларов.
А Центробанк как минимум до 30 июня будет покупать золото у банков по фиксированной цене – 5 тыс. рублей за грамм. Это значительно ниже рынка. «На этом фоне мы ожидаем не только снижения добычи золота, но и ухода с рынка небольших золотодобытчиков», – беспокоится глава Союза золотопромышленников РФ Сергей Кашуба, ожидающий возвращения чёрного рынка в той или иной форме.
Во глубине сибирских руд
В России открыто более 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. И хотя относительно оценки запасов между специалистами идут жаркие споры, ни у кого не вызывает сомнений, что наша страна является одной из крупнейших добывающих держав и кладовых планеты.
Нефть. Является основой российского экспорта, по уровню добычи мы идём ноздря в ноздрю с Саудовской Аравией и CША. Тем не менее по запасам, составляющим 6–6, 5% мировых, Россия делит 6–8-е места с Кувейтом и ОАЭ, значительно уступая Ирану, Ираку, Канаде, Венесуэле и Саудовской Аравии. По уровню добычи мы отстаём от лучших советских показателей на 100 млн тонн. Но не стоит забывать, что часть скважин осталась в Азербайджане, Туркмении и Казахстане.
Природный газ. Тут мы впереди планеты всей с запасами в 32 трлн кубометров. Это около 30% мировых, не считая потенциально богатого Арктического шельфа, пока не изученного в должной мере. Хотя по добыче мы отстаём от США (16% против 21%), Союз в 1980-е извлекал из недр столько же.
Каменный уголь. Наши 347 млн т ежегодно – это 6-е место в мире и в 10 раз меньше Китая. Впрочем, время давать стране угля ушло: мировая добыча ежегодно снижается, у производителей регулярные проблемы со сбытом, а отрасль насквозь дотационна. Да и по запасам мы на втором месте на Земле – более 17%.
Железо. В мире есть пять стран с сопоставимыми запасами железной руды – Россия, Украина, Бразилия, Австралия, Китай. И не так важно, у кого на графике столбик на полсантиметра длиннее. За 100 лет эксплуатации мы успели основательно проредить крупнейшее месторождение на планете – Курскую магнитную аномалию. А всего Россия добывает 100 млн тонн. Это в 3 раза меньше Бразилии, в 4 раза – Австралии, в 9 раз – Китая. СССР был первым в мире.
Никель. По добыче мы вторые после Филиппин, а «Норильский никель» – главный мировой производитель. С запасами полная путаница в различных источниках – оценки отличаются на порядок. Никель в России добывают на Кольском полуострове и Таймыре. И его точно немало.
Ванадий. По запасам делим верх пьедестала с ЮАР. Мировой спрос на ванадий растёт на 10% каждый год, Россия не выпадает из первой тройки добытчиков.
Алюминий. Союз был мировым лидером по добыче бокситов, а Россия – на 8‑м месте. На 7-м Ямайка, и мы отстаём от неё в два с лишним раза. Про запасы лучше вообще помолчать, но всё же скажем: у лидера Гвинеи – 7, 5 млрд т, у нас – 200 миллионов.
Медь. Тоже нечем хвастаться: 6-е место по добыче, по запасам – во второй десятке, уступаем даже Польше.
Марганец. В Госбалансе учтены 14 месторождений, разведанные запасы которых составляют около 150 млн т – 2, 7% от мировых. Качество руд низкое. По добыче находимся на 16-м месте позади Грузии, Венгрии и Румынии.
Алмазы. Бывает и такое: Союз добывал сравнительно немного, а Россия уступает по добыче только Ботсване. В 2012 г. учёные рассекретили сведения о крупнейшем в мире месторождении импактных алмазов, расположенном на границе Красноярского края и Якутии, – говорят, триллионы карат.