Вслед за федералами меры по стабилизации ситуации, вызванной небывалыми западными экономическими санкциями, стала принимать и нижегородская региональная власть. Определенный опыт действий в условиях чрезвычайной ситуации она уже успела получить за прошедшие пандемийные годы. Хотя это, конечно, капля в нынешнем чрезвычайном море.
Начали со штабов
В связи с отсутствием реального производственного и организационного опыта «на земле» начали с организации штабов. Региональный генеральный штаб возглавил сам губернатор, еще пять – его профильные заместители. Региональный главнокомандующий оперативно перешел с вражеского инстаграма на относительно отечественные «ВКонтакте» и Telegram, где завел аккаунты с возможностью обратной связи. И население снова стало получать оперативную официальную информацию из первых уст. Естественно, что она продолжила оставаться позитивной и оптимистичной. В качестве примера можно привести такой губернаторский пост: «Икею вчера “вынесли” перед закрытием. Жалко, к ней многие привыкли. Но обойдемся. Привычные бренды приостанавливают работу в России, в Нижегородской области. Но номенклатура в основном сохранится. Нашему бизнесу сейчас откроется больше мест для торговли. Надо пользоваться». Как конкретно пользоваться, пока сказано не было.
Первые шаги по осознанию сложившейся ситуации и стратегических путях выхода из нее были сделаны на стартовом заседании главного регионального штаба. Губернатор в своем очередном посте особо подчеркнул, что оно непрерывно длилось три часа. Основная проблема – реальные возможности региона по импортозамещению, которое в немалой степени проводилось лишь на бумаге. Пока региональный список подобной продукции насчитывает порядка 850 позиций.
В дополнение ко всем штабам решили создать центр импорта и импортозамещения. В него вошли представители предприятий. Центр должен помочь решить проблему с поставками оборудования и комплектующих. Каким образом, пока не ясно. В частности, предложено искать необходимые товары в странах-партнерах.
Наш губернатор считает, что для всех отраслей очень важно повысить оперативность принятия решений. «Меры должны вырабатываться мгновенно. Считаю необходимым максимально снизить административную нагрузку. На федеральном уровне предложу повысить все же самостоятельность регионов в вопросах поддержки бизнеса и реализации проектов. Необходимые закупки сейчас должны осуществляться немедленно», – заявил Глеб Никитин.
На первый взгляд все правильно, особенно про снижение административной нагрузки. Но после юбилейных проектов в голове так и вертится нехороший вопрос, кого конкретно будут поддерживать, у кого будут мгновенно закупать и по какой цене, если и при нынешних неспешных процедурах чужие на этом поле не ходят. А теперь предлагается еще и хоть какой-то федеральный контроль ослабить. За региональными и местными начальниками нужен глаз да глаз, особливо в нынешней «мутной воде». Справедливости ради надо отметить, что предложение губернатора относится прежде всего к малому и среднему бизнесу. Крупнейшие нижегородские предприятия в любом случае останутся под присмотром федералов.
Надежда на федеральные финансы
Так как нынешние «эффективные менеджеры» в основном стерильные финансисты и экономисты, а не матерые организаторы-производственники, основной акцент опять делается на федеральной финансовой поддержке. Пролоббируем у федералов дополнительные деньги и правильно их распределим и поделим. А уж как организовать с колес новое импортозамещающее производство, пусть у самих предприятий голова болит. Да и таких производственников сегодня в регионе можно по пальцам пересчитать.
На заседании штаба было выдвинуто предложение о переходе по всей цепочке к ценообразованию cost-plus (метод «затраты плюс») по критичным и биржевым товарам, с контролем со стороны ФАС. Это позволило бы уйти от необоснованной привязки цен на сырье к так называемым «мировым ценам», биржевым котировкам и курсу валюты. Но это решение уже в компетенции федералов. Однако при ключевой ставке в 20 процентов и уже обозначенных банками кредитах для юридических и физических лиц под 35–40 процентов даже такая в принципе правильная мера без господдержки предприятия тоже не спасет.
По итогам заседания был оформлен и направлен в федеральные профильные ведомства еще целый ряд предложений. В силу имеющихся возможностей увеличивается и региональная помощь. Например, сельхозпроизводителям дополнительно выделено из регионального бюджета 150 миллионов рублей.
Утром мажу бутерброд, сразу мысль: «А как народ?»
Население меж тем далеко от губернаторского оптимизма. Цены прут как на дрожжах. Валютные курсы взмывают вверх. Основным признаком проблем внутренней политики и экономики у нас традиционно является ажиотажная скупка народом продуктов массового спроса: круп, растительного масла, сахара и соли. Не исключение и нынешняя ситуация. Только вместо традиционной антикризисной гречки нижегородцы в первую очередь бросились громить сахарный песок. Причина банальная. Разнесся массовый слух, что песок на днях сильно подорожает и на оптовых складах цены уже новые. Такие слухи у нас обычно сбываются, и глубинный народ бросился инвестировать свои скромные денежные средства в сахар, которым и так были завалены оптовые склады. Но логистика оказалась бессильна перед таким народным напором. Сахарные стеллажи в крупных сетях опустели, а в придомовых магазинчиках песочек появился уже по другой цене.
В ответ на многочисленные жалобы нижегородцев на отсутствие сахарного песка по прежней цене на полках региональный минпромторг проинформировал в аккаунтах губернатора население, что принято решение при необходимости ограничивать отпуск некоторых товаров с минимальной наценкой в одни руки. На 6 марта товарные запасы продовольственных товаров (крупы, сахар, молоко длительного хранения, яйцо, мясо мороженое, рыба мороженая, масло подсолнечное, соль, консервы мясные и рыбные) в розничной торговле составляют около 30 дней, в оптовой – примерно 10 дней. По непродовольственным товарам (крупная и мелкая бытовая техника, предметы личной гигиены, хозяйственные товары, за исключением бытовой химии, смартфонов) запасы составляют около 30 дней в розничной торговле и 10 в оптовых организациях. Как результат, накал скупочного ажиотажа начал несколько ослабевать. Тем не менее он очередной раз показал уровень доверия населения к успокоительным призывам властей.
Не успел успокоиться продовольственный ажиотаж, как к нему добавился валютный. ЦБ неожиданно установил временные правила на операции с наличной валютой. Перед этим часть населения поверила государству и стала открывать валютные вклады под привлекательный процент. Теперь в течение полугода с них и валютных счетов можно будет снять не более 10 тысяч долларов, остальное – в рублях по курсу. Правда, массовость валютного ажиотажа была несопоставима с сахарным.
Ба, знакомые все лица
На региональном идеологическом фронте особых перемен пока не произошло. В поддержку наших воинов по всей области прошли автопробеги, правда, в основном на дорогих иномарках вражеского происхождения. Это вызвало неоднозначную реакцию наблюдавшего за ними глубинного народа, передвигающегося в основном пешком и на общественном транспорте. Также был организован ряд флешмобов в виде символической нынче буквы Z.
В поддержку спецоперации выступили постоянные официальные пропагандисты и комментаторы. В частности, нижегородский социолог Александр Прудник заявил, что меры, которые принимаются сегодня в Нижегородской области для преодоления нынешних и грядущих экономических проблем, являются вполне закономерными и своевременными. Он констатировал, что «экономические и социальные институты и вообще система управления в нашей стране сейчас как никогда развиты и стабильны, у них хватает рычагов, чтобы справляться с самыми острыми проявлениями любого, в том числе и начинающегося сейчас, кризиса».
Однако не все разделяют такую шапкозакидательскую точку зрения. В частности, в соцсети «ВКонтакте» к губернатору обратился предприниматель Давид Мутафян. Он выразил готовность на своем уровне заниматься импортозамещением в регионе. Но, к сожалению, банки готовы выделить ему кредит только под 35 процентов. Как с такой ставкой предпринимателям удержать свои компании на плаву и думать о реализации будущих проектов?
Губернатор не замедлил с ответом. «Давид, такие меры готовятся. Откроются свободные ниши. Такие люди, как вы, люди с проактивной позицией, очень нужны. Конкретно о помощи вашему бизнесу – дал команду минпромторгу связаться с вами и дать исчерпывающую информацию о мерах, которые уже есть, и оставаться с вами на связи с целью и дальнейшей помощи». Насколько такая помощь окажется действенной, загадывать пока трудно.
Не жили хорошо, нечего и начинать
Судя по опыту прошлых кризисов, начиная с 90-х за них всегда в первую очередь расплачивается население, причем самая бедная его часть. На этот раз к бедноте присоединится и значительная часть среднего класса, только почувствовавшая интерес к комфортной жизни. Но, как у нас говорится, не жили хорошо, нечего и начинать.
Пожилой простой люд на своей шкуре испытал кризисы 1998, 2008–2009, 2014–2015, 2020 годов, и из каждого он выходил с заметно опустевшими карманами, снижением уровня жизни, но со стратегиями личного выживания. Для молодежи, ориентированной на западные ценности, нынешний кризис – первый. И предсказать ее социальное поведение при негативных общественных настроениях в наступающей мобилизационной эпохе пока затруднительно. Но в любом случае хорошего ждать не приходится.
Федералы и лично президент оперативно пытаются смягчить последствия кризиса – разовыми выплатами населению, ослаблением налоговой нагрузки, административного пресса и финансовыми льготами малому и среднему бизнесу. Но всего этого при масштабах нынешнего кризиса явно недостаточно.
Все для фронта – все для победы
Не все так просто оказалось и на фронтовой передовой. Если сначала руководители военной спецоперации предпочитали помалкивать о ее действующих лицах, то вскоре они сменили информационную политику. Для поднятия боевого духа в войсках и патриотического подъема внутри страны стала появляться информация о настоящих героях этой битвы с мировым нацизмом и, по сути, гибридной войны США против России.
Новых героев должна выявить и экономическая составляющая этой войны, которые должны вернуть экономическую независимость Родины и от внешних врагов, и от ориентированной на Запад «пятой колонны» внутри страны. Надеемся, что услышим фамилии людей, которые в условиях экономической блокады смогли организовать реальное, а не бумажное импортозамещающее производство, повысить продовольственную безопасность своего региона и малой родины.
В сложившейся ситуации новые задачи, сопоставимые с временами Великой Отечественной, встают перед местными органами власти. Вот, например, какие ставит перед собой приоритеты в новой обстановке глава Арзамаса Александр Щелоков:
«Сегодня сосредоточен на анализе последствий санкционной политики для конкретных арзамасских предприятий. Кто-то анализирует потери, кто-то ищет новые рынки.
Работа потребует нашей общей включенности 24/7. Иногда за отменой поставки одного элемента – продукция предприятия, а далее рабочее место – налогооблагаемая база муниципалитета. Кроме этого, серьезный вызов для нас – удорожание кредитных ресурсов. Для нас они важны, например, при подготовке к отопительному сезону 2022–2023.
Менеджменту всех предприятий необходимо в это непростое время находить логистические цепочки по импорту-экспорту продукции, импортозамещению отдельных узлов.
Санкционная политика западных стран обновляется ежедневно. Ежедневно меняются цены на некоторые товары и услуги.
16 марта договорились вместе с Олегом Лавричевым, Дмитрием Красновым, В.Н. Цыбаневым и Н.Е. Упирвицким собраться в формате Ассоциации промышленников и предпринимателей города, пригласил А.Г. Саносяна, заместителя губернатора, ответственного за промышленность и сельское хозяйство. Подробно обсудим вопрос по арзамасским производствам и бизнесу.
Помимо анализа ситуации посмотрим на наши предложения по повышению устойчивости предприятий и организаций города.
Также отдельную работу для направления информации в Федеральную антимонопольную службу поручил вести по ценообразованию в магазинах».
Эти приоритеты озвучены главой Арзамаса на своей личной страничке «ВКонтакте». К ним обязательно стоит добавить постоянный конструктивный диалог с населением. В подобном ключе должны сегодня работать все местные главы.
Лозунг «Все для фронта – все для победы!» снова становится актуальным. И линия этого фронта проходит сегодня не только на Украине, но и в голове каждого из нас.