> Количество выданных автокредитов уменьшилось - Аргументы Недели Нижний Новгород

//Экономика 13+

Количество выданных автокредитов уменьшилось

№  () от 14 декабря 2021 [«Аргументы Недели Нижний Новгород», Дмитрий СКВОРЦОВ ]

Российское Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) по итогам осени текущего года констатировало: за 2021-й число выдаваемых банками России автокредитов сократилось на 13,9%. В частности, в минувшем октябре выдано 78,1 тысячи автокредитов, а годом ранее – 90,7 тысячи. Что означает эта тенденция и как она проявляется в нашем регионе?

 

Забытое слово дефицит

Нынешней осенью падение пошло особенно быстрыми темпами. Только лишь за месяц (если сравнивать октябрь с сентябрем) во многих регионах падение составило 10%. Причем такие цифры характерны для отнюдь не бедных Москвы и Тюменской области, а в Самарской области количество выданных автокредитов упало еще заметнее, на 10,7%.

Правда, два региона Приволжского федерального округа оказались не в тренде. В Пермском крае число выданных займов выросло на 0,6%, а в Республике Башкортостан – на 1,7%. Что касается Нижегородчины, то у нас падение среди первых 10 изученных регионов наименее заметно – всего 1,7%. В целом по России, по данным четырех тысяч кредитных учреждений, передающих сведения в НБКИ, в октябре 2021 года в России было выдано 78,1 тысячи автокредитов, и это на 5,7% меньше по сравнению с предыдущим месяцем (в сентябре 2021 года – 82,8 тысячи).

Еще одна важна тенденция: машины с пробегом впервые обогнали новые по спросу на кредиты. В октябре количество запросов на кредиты при покупке подержанных авто составило 402,8 тысячи против 328,6 тысячи на новые автомобили. Еще в доковидном 2019 году ситуация была принципиально иной – 121 тысяча против 415 тысяч, народ раскупал машины из салонов весьма активно.

– Сошлись несколько негативных факторов, – рассказывает кандидат экономических наук Василий Самыкин. – Во-первых локдауны в США, Японии, Китае, других ведущих странах – производителях авто, то есть машин явно просто меньше собрали, на рынке возник дефицит. Если еще пару лет назад авторынок был рынком покупателя, то сейчас он превратился в рынок продавца со всеми прелестями дефицита в позднесоветском стиле. Кроме того, автомобилестроительная отрасль во всем мире испытывает дефицит комплектующих, в частности электронных микросхем, без которых сегодня не обходится сборка даже самых бюджетных моделей.

Несомненно, дефицитный рынок провоцирует продавцов задирать цены. Сегодня автодилеры стараются не продавать машины «как есть», а оснащают их дополнительным оборудованием и опциями, в итоге наценка может достигнуть 30–40% отпускной цены.

– Надо помнить еще и о том, что доходы населения нашего региона из-за карантинных мероприятий заметно снизились, – напоминает Василий Самыкин. – Банки увидели, что люди просто не тянут покупку новых автомобилей, и четко среагировали, предложив займы на покупку авто с пробегом.

 

Вошли в пике

Авторынок начало лихорадить с весны 2020 года, если точнее, то с апреля, когда по всей стране начали массово вводиться карантинные мероприятия. Ассоциация европейского бизнеса подготовила и опубликовала подробный отчет о ситуации в отрасли. Если посмотреть на список брендов, то можно убедиться, что кроме пострадавших есть и продвинувшиеся в продажах производители. Больше всего потеряли прежние лидеры. Так, Lada за октябрь 2021 года в сравнении с октябрем прошлогодним потеряла 31% продаж, KIA – 24%, Hyundai – 15%. А вот сразу несколько заводов из КНР, наоборот, улучшили продажи: Haval – на 199% (в два раза!), Chery – на 175%. Но самый выдающийся результат у южнокорейского бренда Genesis: он показал рост в целых 357%.

– За последние лет пять китайцы заметно подняли качество своей продукции, и это принесло им дивиденды, – уверен Василий Самыкин. – Машины из КНР уже не воняют фенолом в салоне, улучшилось качество металла и лакокрасочного покрытия. К тому же производители КНР стремятся использовать как можно больше современных решений, таких как качественный климат-контроль, хорошие тачскрины для водителя и пассажиров, не стоит на месте и двигателестроение. Если раньше быть уверенным в китайской машине можно было в том случае, когда они имела лицензионный мотор от кого-то из японских грандов, Toyota или Mitsubishi, например, то сегодня появляются вполне приличные собственные разработки, сделанные в том числе европейскими инженерами. Ведь тот же Volvo давно куплен китайцами.

 

Не всё так скверно?

Тем не менее отраслевые эксперты сходятся во мнении, что авторынок уже к концу года оттолкнется ото дна и начнет улучшать показатели продаж. Аналитическое агентство «Автостат» прогнозирует по итогам 2021-го небольшое рост, 4–5%.

– Министерство промышленности и торговли, несмотря на неизжитый дефицит электронных автокомпонентов, сохраняет прогноз от середины года по росту российского авторынка в 2021 году на 5–6%, – уверен глава федерального ведомства Денис Мантуров.

В прошлом году в России купили 1,68 млн новых машин, пишет агентство «Прайм». Производство легковых и грузовых автомобилей в России по итогам этого года превысит показатель 2020 года примерно на 10%, считает министр. Правда, его заместитель Василий Шпак менее оптимистичен. По мнению чиновника, разрыв логистических цепочек в поставках электронных компонентов для автопромышленности будет нарастать и связанных с этим проблем будет все больше.

– Соответственно вопрос перехода на российские компоненты наших отечественных сборщиков – это вопрос не просто государственной политики, а вопрос выживания и дальнейшего развития их собственного бизнеса, – подчеркивает Василий Шпак.

Напомним, дефицит электронных автокомпонентов начался еще в 2020 году на фоне локдаунов из-за пандемии COVID-19 и затронул автопроизводителей во всех странах. В частности, отечественный АвтоВАЗ в течение этого и прошлого годов неоднократно приостанавливал конвейер.

По мнению нашего эксперта, в наступающем 2022 году авторынок оправится еще и за счет новых и ранее не продававшихся моделей транспортных средств.

– В будущем году на отечественный рынок выйдут как минимум 10 моделей электромобилей, – напоминает Василий Самыкин. – Это новый сегмент, и покупательский интерес к нему растет постоянно. Электромобили привлекают потенциальных владельцев относительной, в сравнении с двигателями внутреннего сгорания, дешевизной пользования, ведь топливные цены постоянно растут, и «машина с батарейкой» на этом фоне выглядит все более привлекательно. Реализацию электромобилей пока сдерживает отсутствие надлежащей инфраструктуры: зарядных станций, сервисных центров. Но если производители объединятся в какой-нибудь картель, который займется развитием быстрых зарядных станций, все больше жителей страны начнут делать выбор в пользу электричества, это несомненно.

Что касается сегмента авто с побегом, то спрос рождает предложение, и за год, по данным «Автостата», машины с пробегом подорожали за год ровно на треть (33,3%). Но и в сегменте новых машин Агентство европейского бизнеса ожидает позитивных перемен. АЕБ недавно улучшила прогноз по продажам легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2021 году: теперь ассоциация ожидает роста продаж на 9,8%, до 1,7 млн единиц техники, это данные, обнародованные председателем комитета автопроизводителей АЕБ Томасом Штэрцелем. «По результату первого полугодия комитет улучшил прогноз с 2,1 до 9,8%. В 2021 году будет продано 1756 тыс. штук легковых и легких коммерческих автомобилей – есть шанс догнать 2019-й», – отмечается в презентации АЕБ.

АвтоВАЗ также прогнозирует значительный рост российского авторынка в этом году, но только при условии государственной поддержки и бесперебойных поставок электронных автокомпонентов. Об этом заявил президент компании Николя Мор.

– Мы надеемся, что минпромторг России возобновит меры поддержки рынка, – сообщил Николя Мор. – Если это все случится, если будут меры поддержки, поставщики наладят поставки электронных компонентов, то рынок этого года будет значительно выше прошлого года.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте