Аргументы Недели Нижний Новгород → Экономика № 49 (793) 15–21 декабря 2021 13+

Количество выданных автокредитов уменьшилось

, 15:28

Российское Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) по итогам осени текущего года констатировало: за 2021-й число выдаваемых банками России автокредитов сократилось на 13,9%. В частности, в минувшем октябре выдано 78,1 тысячи автокредитов, а годом ранее – 90,7 тысячи. Что означает эта тенденция и как она проявляется в нашем регионе?

 

Забытое слово дефицит

Нынешней осенью падение пошло особенно быстрыми темпами. Только лишь за месяц (если сравнивать октябрь с сентябрем) во многих регионах падение составило 10%. Причем такие цифры характерны для отнюдь не бедных Москвы и Тюменской области, а в Самарской области количество выданных автокредитов упало еще заметнее, на 10,7%.

Правда, два региона Приволжского федерального округа оказались не в тренде. В Пермском крае число выданных займов выросло на 0,6%, а в Республике Башкортостан – на 1,7%. Что касается Нижегородчины, то у нас падение среди первых 10 изученных регионов наименее заметно – всего 1,7%. В целом по России, по данным четырех тысяч кредитных учреждений, передающих сведения в НБКИ, в октябре 2021 года в России было выдано 78,1 тысячи автокредитов, и это на 5,7% меньше по сравнению с предыдущим месяцем (в сентябре 2021 года – 82,8 тысячи).

Еще одна важна тенденция: машины с пробегом впервые обогнали новые по спросу на кредиты. В октябре количество запросов на кредиты при покупке подержанных авто составило 402,8 тысячи против 328,6 тысячи на новые автомобили. Еще в доковидном 2019 году ситуация была принципиально иной – 121 тысяча против 415 тысяч, народ раскупал машины из салонов весьма активно.

– Сошлись несколько негативных факторов, – рассказывает кандидат экономических наук Василий Самыкин. – Во-первых локдауны в США, Японии, Китае, других ведущих странах – производителях авто, то есть машин явно просто меньше собрали, на рынке возник дефицит. Если еще пару лет назад авторынок был рынком покупателя, то сейчас он превратился в рынок продавца со всеми прелестями дефицита в позднесоветском стиле. Кроме того, автомобилестроительная отрасль во всем мире испытывает дефицит комплектующих, в частности электронных микросхем, без которых сегодня не обходится сборка даже самых бюджетных моделей.

Несомненно, дефицитный рынок провоцирует продавцов задирать цены. Сегодня автодилеры стараются не продавать машины «как есть», а оснащают их дополнительным оборудованием и опциями, в итоге наценка может достигнуть 30–40% отпускной цены.

– Надо помнить еще и о том, что доходы населения нашего региона из-за карантинных мероприятий заметно снизились, – напоминает Василий Самыкин. – Банки увидели, что люди просто не тянут покупку новых автомобилей, и четко среагировали, предложив займы на покупку авто с пробегом.

 

Вошли в пике

Авторынок начало лихорадить с весны 2020 года, если точнее, то с апреля, когда по всей стране начали массово вводиться карантинные мероприятия. Ассоциация европейского бизнеса подготовила и опубликовала подробный отчет о ситуации в отрасли. Если посмотреть на список брендов, то можно убедиться, что кроме пострадавших есть и продвинувшиеся в продажах производители. Больше всего потеряли прежние лидеры. Так, Lada за октябрь 2021 года в сравнении с октябрем прошлогодним потеряла 31% продаж, KIA – 24%, Hyundai – 15%. А вот сразу несколько заводов из КНР, наоборот, улучшили продажи: Haval – на 199% (в два раза!), Chery – на 175%. Но самый выдающийся результат у южнокорейского бренда Genesis: он показал рост в целых 357%.

– За последние лет пять китайцы заметно подняли качество своей продукции, и это принесло им дивиденды, – уверен Василий Самыкин. – Машины из КНР уже не воняют фенолом в салоне, улучшилось качество металла и лакокрасочного покрытия. К тому же производители КНР стремятся использовать как можно больше современных решений, таких как качественный климат-контроль, хорошие тачскрины для водителя и пассажиров, не стоит на месте и двигателестроение. Если раньше быть уверенным в китайской машине можно было в том случае, когда они имела лицензионный мотор от кого-то из японских грандов, Toyota или Mitsubishi, например, то сегодня появляются вполне приличные собственные разработки, сделанные в том числе европейскими инженерами. Ведь тот же Volvo давно куплен китайцами.

 

Не всё так скверно?

Тем не менее отраслевые эксперты сходятся во мнении, что авторынок уже к концу года оттолкнется ото дна и начнет улучшать показатели продаж. Аналитическое агентство «Автостат» прогнозирует по итогам 2021-го небольшое рост, 4–5%.

– Министерство промышленности и торговли, несмотря на неизжитый дефицит электронных автокомпонентов, сохраняет прогноз от середины года по росту российского авторынка в 2021 году на 5–6%, – уверен глава федерального ведомства Денис Мантуров.

В прошлом году в России купили 1,68 млн новых машин, пишет агентство «Прайм». Производство легковых и грузовых автомобилей в России по итогам этого года превысит показатель 2020 года примерно на 10%, считает министр. Правда, его заместитель Василий Шпак менее оптимистичен. По мнению чиновника, разрыв логистических цепочек в поставках электронных компонентов для автопромышленности будет нарастать и связанных с этим проблем будет все больше.

– Соответственно вопрос перехода на российские компоненты наших отечественных сборщиков – это вопрос не просто государственной политики, а вопрос выживания и дальнейшего развития их собственного бизнеса, – подчеркивает Василий Шпак.

Напомним, дефицит электронных автокомпонентов начался еще в 2020 году на фоне локдаунов из-за пандемии COVID-19 и затронул автопроизводителей во всех странах. В частности, отечественный АвтоВАЗ в течение этого и прошлого годов неоднократно приостанавливал конвейер.

По мнению нашего эксперта, в наступающем 2022 году авторынок оправится еще и за счет новых и ранее не продававшихся моделей транспортных средств.

– В будущем году на отечественный рынок выйдут как минимум 10 моделей электромобилей, – напоминает Василий Самыкин. – Это новый сегмент, и покупательский интерес к нему растет постоянно. Электромобили привлекают потенциальных владельцев относительной, в сравнении с двигателями внутреннего сгорания, дешевизной пользования, ведь топливные цены постоянно растут, и «машина с батарейкой» на этом фоне выглядит все более привлекательно. Реализацию электромобилей пока сдерживает отсутствие надлежащей инфраструктуры: зарядных станций, сервисных центров. Но если производители объединятся в какой-нибудь картель, который займется развитием быстрых зарядных станций, все больше жителей страны начнут делать выбор в пользу электричества, это несомненно.

Что касается сегмента авто с побегом, то спрос рождает предложение, и за год, по данным «Автостата», машины с пробегом подорожали за год ровно на треть (33,3%). Но и в сегменте новых машин Агентство европейского бизнеса ожидает позитивных перемен. АЕБ недавно улучшила прогноз по продажам легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2021 году: теперь ассоциация ожидает роста продаж на 9,8%, до 1,7 млн единиц техники, это данные, обнародованные председателем комитета автопроизводителей АЕБ Томасом Штэрцелем. «По результату первого полугодия комитет улучшил прогноз с 2,1 до 9,8%. В 2021 году будет продано 1756 тыс. штук легковых и легких коммерческих автомобилей – есть шанс догнать 2019-й», – отмечается в презентации АЕБ.

АвтоВАЗ также прогнозирует значительный рост российского авторынка в этом году, но только при условии государственной поддержки и бесперебойных поставок электронных автокомпонентов. Об этом заявил президент компании Николя Мор.

– Мы надеемся, что минпромторг России возобновит меры поддержки рынка, – сообщил Николя Мор. – Если это все случится, если будут меры поддержки, поставщики наладят поставки электронных компонентов, то рынок этого года будет значительно выше прошлого года.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram