«Роснефть» поставит в Индию порядка 2 млн тонн нефти до конца 2022 года
№ () от 14 декабря 2021 [«Аргументы Недели », Егор КАГАРЛИНСКИЙ ]
Президент России Владимир Путин в начале декабря в ходе визита в Индию встретился с премьер-министром страны Нарендрой Моди. В состав российской делегации вошёл глава «Роснефти» Игорь Сечин. Одним из итогов переговоров стало подписание ПАО «НК «Роснефть» и компанией Indian Oil Corporation Limited (IOCL) контракта на поставку в Индию до 2 млн тонн нефти до конца 2022 года. Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин рассказал о перспективах сотрудничества с индийскими коллегами в энергетической отрасли.
«Подписание нового контракта на поставку нефти подтверждает стратегический характер многолетнего партнёрства между НК «Роснефть» и Indian Oil. Важно, что сотрудничество между компаниями развивается в интегральном формате и охватывает всю технологическую цепочку – от добычи до реализации сырья. Надеюсь, что наше взаимодействие с Indian Oil будет развиваться и в рамках других проектов», – заявил Сечин.
Известно, что «Роснефть» обладает уникальными компетенциями в области цифровизации бизнес-процессов нефтегазового комплекса. Компания внедряет технологии роботизации и автоматизации ключевых технологических процессов, методы обработки Big Data, цифровые двойники объектов добычи и переработки. Этот опыт интересен индийским компаниям в условиях быстрорастущего национального рынка. Одним из перспективных направлений сотрудничества может также стать реализация низкоуглеродных проектов традиционной углеводородной энергетики.
Российско-индийским отношениям в энергетической сфере уже дали оценку многие эксперты. Так, заместитель председателя комитета по экономической политике Государственной думы РФ, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин считает, что в настоящее время назрела необходимость создания институциональной платформы для сотрудничества между Россией и Индией в сфере энергетики, в рамках которой стороны смогут обсуждать и вырабатывать предложения по реализации совместных проектов и увеличению объёма инвестиций в отрасль.
«Пока Россия не является для Индии основным партнёром в сфере энергетики, хотя все возможности для этого у нас есть, учитывая потенциал Северного морского пути и схожие позиции в отношении энергоперехода к низкоуглеродной экономике. Премьер-министр страны Нарендра Моди является сторонником плавного, сбалансированного движения в сторону безуглеродной энергетики. Активно развивающаяся экономика Индии требует всё больше энергоресурсов, и власти страны с интересом смотрят на уникальный низкоуглеродный проект «Роснефти» по добыче низкосернистой нефти «Восток Ойл». Причём интерес индийской стороны простирается далеко за рамки привычной схемы партнёрства в добывающем активе. Индия также оценивает возможность участия в строительстве судов для «Восток Ойл» на судоверфи «Звезда» на Дальнем Востоке», – отметил Михаил Делягин.
«Восток Ойл» является самым масштабным нефтегазовым проектом с углеродным следом на 75% ниже, чем у других крупных нефтяных проектов и ресурсной базой в 6 млрд т малосернистой нефти.
Директор Центра политической информации Алексей Мухин считает, что развитие и расширение энергодиалога России и Индии должно стать первостепенной задачей как для политической, так и для бизнес-элиты двух стран.
«Россия является давним и проверенным временем партнёром Индии. Между двумя странами налажено и осуществляется регулярное взаимодействие на высоком уровне – главы двух стран проводят ежегодные встречи, работают и иные механизмы политического взаимодействия. Налажены контакты в сфере военно-технического сотрудничества, экономике. В такой ситуации важно системное развитие сотрудничества и в энергетической сфере», – подчеркнул эксперт.
Доцент финансового университета при правительстве РФ Леонид Крутаков рассказал, что среди совместных активов стран в России находятся «Ванкорнефть», «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» и «Сахалин-1». В Индии – компания Nayara Energy, управляющая высокотехнологичным НПЗ в городе Вадинар и одна из самых динамично развивающихся сетей АЗС в стране.
Известно, что за то время, пока «Роснефть» является акционером Nayara Energy, розничная сеть этой компании выросла почти вдвое. Сегодня она насчитывает более 6200 заправок.
«После вхождения «Роснефти» в капитал Nayara Energy индийская компания запустила амбициозную программу развития НПЗ. Эти активы, которые являются наиболее успешными международными проектами компании, позволили «Роснефти» выйти на лидирующие позиции в инвестиционном сотрудничестве двух стран.
Для понимания масштаба приведу такую цифру: объём взаимных инвестиций в проекты с участием «Роснефти» и индийских партнёров превысил 17 миллиардов долларов. Это больше половины общего объёма накопленных российско-индийских инвестиций на данный момент», – сообщил Леонид Крутаков.
Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов отметил, что вложение «Роснефти» в Nayara Energy является выгодным для России.
«Покупка этого актива до сих пор остаётся крупнейшей иностранной инвестицией в индийскую экономику. Однако инвестиция эта оправдана и стратегически безупречна: ведь инвесторы ориентировались на динамично развивающийся внутренний рынок Индии с одними из самых высоких темпов роста в мире», – подчеркнул Александр Фролов.
Генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев считает инвестиционное сотрудничество «Роснефти» и индийских партнёров весьма эффективным.
«В этом смысле неудивительно, что именно индийцы являются одним из самых вероятных инвесторов в проект «Восток Ойл» на Таймыре. Проект им интересен, об этом не раз публично говорили высокопоставленные люди из правительства Индии. По факту индийцы уже участвуют в этом проекте, потому что являются совладельцами проекта по разработке Ванкорского месторождения, которое включено в состав «Восток Ойл».
В этом контексте также неслучаен интерес индийских партнёров к нашему судостроению. В сентябре премьер-министр Индии Нарендра Моди на Восточном экономическом форуме заявил о том, что одна из крупнейших индийских судоверфей стала партнёром судостроительного комплекса «Звезда» на Дальнем Востоке. Это говорит о том, что партнёры заинтересованы в создании стоимости во всех звеньях производственной цепочки: в геологоразведке и добыче в рамках проекта «Восток Ойл», создании флота для транспортировки углеводородов, нефтепереработке и реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке Индии и в Южноазиатском регионе.
В том случае если индийские компании примут участие в двух знаковых проектах «Роснефти» – «Восток Ойл» и судоверфь «Звезда», технологическая цепочка будет окончательно сформирована. Тогда энергодиалог может стать не менее важной основой двустороннего сотрудничества, чем политические и военно-технические соглашения», – отметил Рустам Танкаев.
Эксперт ТПП Дмитрий Полохин очень высоко оценивает сотрудничество России и Индии в энергетической сфере.
«Проекты с индийскими партнёрами для российской компании – это, пожалуй, самые эффективные международные проекты. Во-первых, это – Ванкорский проект, который «Роснефть» с 2016 года реализует с консорциумом индийских инвесторов. Ванкорское месторождение – крупнейшее из открытых и введённых в эксплуатацию в России за последние двадцать пять лет. Проект является хрестоматийным, так как стал основой для построения интегрального формата сотрудничества между «Роснефтью» и индийскими партнёрами.
Другой совместный добычной проект в России – «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» – это пример евразийского хаба, в развитии которого участвуют представители Индии (консорциум инвесторов) и Великобритании (ВР).
Наконец, ещё с 2001 года индийская ONGC вместе с «Роснефтью» входят в состав участников проекта «Сахалин-1».
Все эти примеры – отличная иллюстрация того, насколько успешным может быть энергодиалог России и Индии», – убеждён эксперт.
Отметим, что «Роснефть» и партнёры из Индии занимаются также совместными проектами в сфере образования. Соглашение о развитии сотрудничества в этой области российская компания и ONGC Videsh Ltd подписали во время визита президента РФ Владимира Путина в Нью-Дели.