> Михаил Мишустин призвал правительство оказать помощь в создании семеноводческих центров - Аргументы Недели

//Экономика 13+

Михаил Мишустин призвал правительство оказать помощь в создании семеноводческих центров

№  () от 26 октября 2021 [«Аргументы Недели », Александр Чуйков ]

Фото АГН «МОСКВА» / Мобильный репортер

Правительство не останется в стороне от борьбы с подорожанием скромной, но необходимой каждому продуктовой корзиночки. На продовольственную инфляцию надо навалиться всем кабинетом министров. К этому призвал премьер Мишустин, приказав своим подчинённым «подумать над тем, какие ещё шаги можно и нужно сделать для поддержки наших производителей и стабилизации цен на продовольствие».

 

Но на всякий случай, если борьба окажется бесплодной, уже сегодня во всём привычно обвиняют Запад. Мол, там тоже всё продовольствие дорожает. Так что у нас не хуже, чем у западных людей.

Косвенно это признание в том, что импортозамещение сельскохозяйственной продукции по многим параметрам фактически провалено. Например, того же сахара мы производим немало, но 97% его – из семян чужой селекции. Такая же ситуация с мясом птицы, со свининой, говядиной, подсолнечным маслом…

 

Завтра будет дороже, чем вчера

Согласно выводам экспертов Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), относительно дешёвого продовольствия мы больше не увидим. Виной тому всемогущий ковид. Индекс FAO, который рассчитывается ежемесячно по основным продовольственным товарам по всему миру, вырос с начала роста цен (мая 2020 г.) на 34%. То есть продукты стали дороже на треть.

Россия также вносит свой посильный вклад в эту печальную статистику. Уже по итогам 2020 г. Росстат зафиксировал рекордный за пять лет ценовой скачок и ускорение общей инфляции до 4, 9%. А уже в сентябре 2021-го инфляция выросла до 7, 4% в годовом измерении. И основным драйвером стали именно продукты: за год картофель подорожал на 59%, морковь – на 48%, сахар – на 45%, гречневая крупа – на 34%, яйца – на 32%, подсолнечное масло – на 27%.

Производители круп уже предупредили продавцов крупных сетей, что поскачут ввысь цены на гречку и овсянку. Примерно процентов на 15. То же самое сделали и мясопереработчики. После локдауна цены на колбасу, сосиски и прочие деликатесы, скорее всего, вырастут процентов на 17–20. Дальше, согласно эффекту домино, подтянутся и опоздавшие. И на те же проценты перепишут свои ценники. Поэтому «не прячьте свои денежки по банкам и углам», а безропотно несите их в продовольственные супермаркеты.

Тем более что благодаря усилиям ЦБ РФ продукты дешеветь в обозримом будущем не будут. Ведомство госпожи Набиуллиной для обуздания инфляции неуклонно поднимает ключевую ставку. Только за год она поднялась с 4, 5% до 7, 5. А это значит, что кредиты банков (а всё сельское хозяйство страны, исключая агрохолдинги, держится на сезонных кредитах!) станут дороже. И сельхозпроизводители будут закладывать эти издержки в себестоимость продукции. Покупая её, вы собственными кошельками разгоняете инфляцию. ЦБ вновь повышает ключевую ставку, кредиты дорожают, цены повышаются. Замкнутый круг Набиуллиной, или день сурка…

Бедные станут беднее, а богатые богаче. Согласно последним соцопросам, более 60% дорогих россиян тратят на продукты питания около половины ежемесячного дохода. Почти весь заработок уходит на еду у 16% опрошенных, а у 14, 8% – примерно треть. Не более пятой части своих доходов отдают за продукты 8% участников исследования.

На том самом условном Западе, который виноват во всех наших проблемах, норма продовольственных затрат в доходах – 10–12%. А критический уровень, пройдя который гражданин имеет автоматическое право на госпомощь, в зависимости от страны колеблется от 40 до 60%.

 

Бьют по хвостам

Нельзя сказать, что верховная власть не беспокоится о происходящем. Выступая 25 октября на некоей «Стратегической сессии о ценовой конъюнктуре мировых рынков и мерах по ограничению её влияния на внутренние цены», премьер Михаил Мишустин призвал коллег-министров «подумать над тем, какие ещё шаги можно и нужно сделать для поддержки наших производителей и стабилизации цен на продовольствие».

Почему-то абсолютно не касаясь «экономической политики» Центробанка, Мишустин согласился с «дополнительными мерами по стабилизации цен на продукты питания», которые недавно озвучил Минсельхоз.

– Среди них – субсидии на вовлечение в оборот земель именно под овощеводство, средства на расширение производства, техническое переоснащение и строительство хранилищ, льготы на транспортировку и кредитование и, конечно, помощь в создании селекционно-семеноводческих центров, – подчеркнул премьер.

Совершенно правильные слова! Особенно насчёт селекции и семеноводства. Но какие-то загадочные. Например, совершенно непонятно, какие земли под овощеводство надо вводить в оборот? Отдать обратно отобранные прежними правительствами в пользу застройщиков у учёных из Центра овощеводства сотни гектаров ухоженной пашни? Там уже выросли человейники. Или отвести заросшие неудобья, которые вновь можно будет конфисковать?!

Или нужное дело: «переоснащение и строительство хранилищ». Вероятно, за государственный счёт. Кому пойдут миллиарды бюджетных рублей? ООО «Русская элеваторная компания», которая позиционирует себя собственником крупнейшей элеваторной сети в России? Владелец «Русской элеваторной компании» – французский холдинг Sungrain S.A, входящий в транснациональную группу Louis Dreyfus. Который, в свою очередь, «закупает, хранит и поставляет зерновые (пшеницу, ячмень и кукурузу) и сахарную продукцию как внутри страны, так и в различные пункты назначения по всему миру». Себя они также называют ведущим экспортёром зерновых из нашей страны.

Точно такая же ситуация в производстве овощей, мяса, молока, кондитерских изделий. Как неоднократно писали «АН», всё сельхозпроизводство в России, начиная от семенного фонда и пашни и заканчивая экспортом продукции и продажей её населению, принадлежит либо дочкам иностранных компаний, либо офшорам, которые не раскрывают реальных бенефициаров.

А селекционно-семеноводческие центры, которые усиленно внедряют за госсчёт, – это вообще оксюморон. Перефразируя президента: «селекция отдельно, размножение семян для сельхозпромышленности – отдельно». Нет, вновь пытаются слепо копировать американский опыт, нахватавшись верхушек по семинарам иностранных профессоров.

– В СССР была выстроена пирамида, наверху которой стояли научные институты и селекционеры. В РСФСР, а затем в России при институтах было 42 селекционных центра. Учёный, грубо говоря, задумывал скелет нового сорта с заданными параметрами: урожайность, устойчивость к заболеваниям и т.д. Насыщал его «листьями», экспериментировал, доказывал, что это новый сорт. Если всё проходило нормально, сорт регистрировали на базе института, а в селекционном центре проходило только первичное размножение, первичное семеноводство. Получали суперэлиту. Затем она приходила на опытные станции, которые были при каждом селекционном институте. Затем элитсемхозы размножали элитные семена и продавали их товаропроизводителям по всей стране.

Такая вот пирамида была от замысла до семечка. Миннауки сейчас пытается восстановить эту систему, но зачем было ломать? Сегодня же семеноводство у нас разрушено, наверное, полностью, – говорит академик РАН Владимир Косолапов.

Нормально работающая система рухнула. Селекционные центры, которые раньше относились к Россельхозакадемии, после «реформы РАН» перекочевали вначале в ФАНО, а затем в Миннауки и высшего образования. В результате миннауковских «оптимизаций» и реформаторского зуда число их рухнуло с 42 то ли до 11, то ли до 16. Сейчас их пытаются как-то восстановить, но, кроме бравурных отчётов, реального результата что-то не видно.

Семеноводческих же хозяйств, которые почему-то относятся уже не к Миннауки, а к Минсельхозу, на сайте «Россельхозцентра» числится более тысячи, но в большинстве своём это ИП, которые размножают – районируют семена иностранных семеноводческих гигантов в нашем климате. Естественно, не бесплатно работают на конкурента.

Вместо наведения в этой сфере элементарного экономического порядка, выгодного для государства, а не для наших «партнёров», предлагают за бюджетные средства только увеличить их число?

 

Слова и дела

Владимир Путин предложил продлить Федеральную научно-техническую программу (ФНТП) развития сельского хозяйства до 2030 года, которая должна была закончиться на пять лет раньше. Премьер Мишустин не на шутку обеспокоен ростом цен на продовольствие. Высшая власть видит проблему и пытается найти рычаги её решения. Это, как говорится, слова или призывы.

Дела же идут ровным счётом обратные. Новый скандал с передачей земель под коммерческую застройку в Тимирязевской академии. Практически на каждом заседании печально известной правительственной комиссии по изъятию якобы неиспользуемых земель у сельскохозяйственной науки при молчаливом одобрении профильного Миннауки в пользу застройщиков отбирают десятки гектаров опытных полей, здания лабораторий и научных баз.

Возглавляет возрождение российского села г-н Багиров, глава сельхоздепартамента Миннауки, сидящий в своём кресле с момента образования ФАНО. Именно при нём была чуть не уничтожена уникальная многолетняя пшеница в Снегирях. Именно при нём разрушено российское пчеловодство. Именно при нём генетическое стадо овец Кубанского линкольна, которое выводилось полвека, было продано «на мясо» какому-то фермеру. И множество других аналогичных «подвигов».

«Когда начинаешь писать про разорённые научные институты отделения сельскохозяйственных наук РАН, про уничтожение целых направлений и научных школ, про отобранные гектары плодородных земель, всегда в разговоре тихим ласковым матерным словом учёные вспоминают фамилию Багиров». Это цитата из материала «Авгиевы конюшни для министра Фалькова» («АН» №8 от 4 марта 2020 г.).

Прошло полтора года с момента той публикации. Багиров на месте. На днях некая комиссия во главе с этим человеком приходила в Институт кормов, который возглавляет академик Косолапов. Говорят, чтобы изъять землю… И это дела…



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте