Что поможет возродить скоростной речной флот
№ () от 21 сентября 2021 [«Аргументы Недели Нижний Новгород», Валерий НОРСКИЙ ]
Спустя почти три десятилетия в Балахну снова стало возможным попасть водным путем: по Волге из Нижнего Новгорода отправилось судно на подводных крыльях (СПК) второго поколения «Валдай 45Р». Продолжительность поездки составляет около 40 минут, пока выполняются два рейса в день.
О современных перспективах скоростного речного транспорта «АН. Волга» рассказали эксперты – инженеры и экономисты.
Крылатый теплоход v. 2.0
Наш город по праву считается родиной отечественных СПК. Их проектировал гениальный горьковчанин Ростислав Алексеев, их строили на стапелях нижегородских верфей. 1970-е годы стали эпохой рассвета скоростного судоходства, из Горьковского порта СПК ходили и по Волге, в том числе до Чебоксар и Казани, и по Оке до Дзержинска и Павлова.
– Такого рода перевозки имеют свою специфику: чем длиннее плечо маршрута, тем скорее окупается судно, – рассказывает кандидат экономических наук Василий Самыкин. – Кроме того, в ряде регионов нашей страны, тех же Ханты-Мансийском или Ямало-Ненецком округах, вообще нет автомобильных дорог, и там единственная альтернатива СПК – малая авиация, тоже переживающая непростые времена, поскольку большинство рабочих лошадок, Ан-2, практически выработали свой ресурс. Да и стоимость перевозки одного пассажира самолетом намного выше, чем скоростным судном.
В советские годы СПК составляли единую всесоюзную сеть речного скоростного движения, она включала в себя диспетчерские и ремонтные службы, а также получавшие заказы на конкретный тип СПК заводы-изготовители. К сожалению, после распада СССР вопросы транспортной доступности отдаленных поселений перестали считаться приоритетными для исполнительной власти любого уровня. Это привело отрасль к началу длительного кризиса, из которого она начала с великим трудом выбираться относительно недавно.
– В середине 2010-х строительство СПК готово было активизироваться, но элементная база подвела, – поясняет кандидат технических наук инженер-судостроитель Михаил Деров. – Компетенции по производству корпусов и навигационного оборудования сохранились, а вот с двигателями все намного хуже, фактически их производит только санкт-петербургская «Звезда». Для крымской «Кометы 120М» изначально Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева предусматривало силовую установку из двух дизелей германского производства от компании MTU. Но после введения санкций в 2015 году MTU прекратило сотрудничество. Кстати, на «Валдае 45Р» тоже установлен импортный дизель MAN. Поэтому дальнейшее развитие скоростного судостроения требует создания отечественного двигателя, сравнимого по надежности и экономичности.
Инфраструктурная динамика
Для обеспечения рейсов в Балахну пришлось возвести новый причал, финансирование осуществляло в том числе региональное министерство транспорта и автомобильных дорог. Но если по-серьезному развивать речные перевозки, понадобится целая сеть причалов и сопутствующей инфраструктуры как для пассажиров, так и для самих судов.
– Пассажирам нужны не просто пристани, а комфортабельные дебаркадеры, элементарные кассы, залы ожидания, буфеты, – напоминает Василий Самыкин. – А скоростные теплоходы требуют причалов, оборудования для бункеровки топливом и водой, эксплуатационных баз для ремонта и поддержания судов в работоспособном состоянии. Нужны затоны для обеспечения безопасного зимнего отстоя. Да, и не будем забывать кадровый вопрос: специалистов соответствующего уровня, знакомых со спецификой эксплуатации крылатого флота, немного.
Тем не менее сегодня новые СПК строят и на мощностях ЦКБ по СПК в Чкаловске, и в Татарстане на Зеленодольском судостроительном заводе имени А.М. Горького, у этого предприятия есть свой проект под названием «Метеор-2020», то есть имеет место здоровая конструкторская и производственная конкуренция. В этом году в День города, 23 августа, по Волге у Нижнего Новгорода прошли сразу несколько крылатых теплоходов, выпущенных нижегородцами.
– Ростислав Алексеев – один из выдающихся конструкторов Советского Союза, благодаря которому на нижегородской, горьковской земле были созданы уникальные суда, – заявил глава региона Глеб Никитин. – Это наше наследие, и оно не должно быть потеряно. С «Валдаями», которые были на параде, нижегородцы хорошо знакомы, их навигация в этом году открыта в регионе по шести направлениям. А «Метеор 120Р» – совершенно новое судно, которое было представлено широкой аудитории впервые в день празднования 800-летия Нижнего Новгорода. Первые два судна обновленной серии «Метеор» направятся в Ханты-Мансийский автономный округ – Югру, где уже курсируют два нижегородских «Валдая». В некоторых регионах России водные пути сообщения являются единственной возможностью для жителей отдаленных, труднодоступных населенных пунктов добраться до крупных городов – там скоростной водный транспорт очень востребован. Благодаря программе лизинга морских и речных гражданских судов Минпромторга РФ «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» судовладельцам проще обновлять пассажирский флот, а судостроительная отрасль продолжает развиваться.
Генеральный конструктор АО «ЦКБ по СПК имени Р. Е. Алексеева» Георгий Анцев напоминает, что предприятие уже спустило на воду 11 судов «Валдай 45Р» и один «Метеор 120Р».
– Еще пять «Валдаев» и один «Метеор» находятся на стадии строительства, – подчеркнул генеральный конструктор. – Скоростной флот России возрождается. Мы переломили ту ситуацию, когда было очень тяжело: 1990-е, 2000-е. Хотел бы сказать большое спасибо правительству (Российской Федерации. – Прим. «АН. Волга»), Минпромторгу, потому что только совместная работа дала такие плоды. На сегодня восстановлены все компетенции в науке – это и аэродинамика, и гидродинамика, и радиоэлектроника. Также полностью восстановлено производство в Чкаловске. Работает верфь, аэродинамическая труба.
Набрать зарубежных заказов
Как и в 1960-е, у сегодняшних отечественных СПК есть хороший экспортный потенциал, география поставок может оказаться даже более широкой, чем полвека назад.
«Валдай 45Р» – речное пассажирское судно на подводных крыльях – предназначен для перевозки пассажиров по рекам в светлое время суток. Имея небольшую осадку, около метра, «Валдай 45Р» развивает скорость до 75 км/ч и имеет запас хода в 550 км. При вместимости 45 пассажиров судном управляет экипаж в два человека. Показатели выброса отработанных и уровня шума соответствуют международным нормам. По крайней мере один зарубежный заказчик на этот тип СПК уже есть, это компания с Тайваня.
В свою очередь, «Метеор 120Р» рассчитан на перевозку 120 пассажиров на расстояние до 700 км. Крыльевая схема нового поколения позволяет развивать крейсерскую скорость также в 75 км/ч.
– Акцент сейчас смещен на азиатского заказчика, – констатирует Василий Самыкин. – СПК первой генерации находили сбыт в основном в Европе. Это были Франция, Германия, Италия, Греция, Венгрия. Сегодня, судя по открытым данным, в целом законтрактовано 10 судов, все поставят азиатским операторам.
Однако российские СПК сохраняют свои позиции и в ЕС. Румынская компания, работающая на Дунае, намерена заменить еще советского производства СПК «Полесье», спроектированные ЦКБ по СПК и выпускавшиеся в Гомеле, на «Валдай 45Р». Еще один запрос поступил от венгерского перевозчика – государственной компании Mahart, которая сейчас эксплуатирует четыре «Полесья» и четыре «Метеора» родом из СССР.
– Альтернативы отечественным СПК попросту нет, – поясняет Михаил Деров. – Эксплуатанты, использовавшие советские теплоходы, сейчас начнут обновлять парк за счет российских судов нового поколения.
Экспортные заказы важны для развития отрасли скоростного судостроения по целому ряду причин.
– Во-первых, это валюта, – говорит Василий Самыкин. – Во-вторых, с технической точки зрения создателям СПК нужно укладываться в жесткие технические и экологические стандарты ЕС, в европейские нормы безопасности. И, наконец, это продвижение возрожденного бренда, что весьма важно для расширения географии поставок.