Росстат и различные министерства после мониторинга цен на так называемый «борщевой набор» наперегонки спешат отчитаться, что всё дешевеет и хорошеет. Собственно, было бы странно, если бы сезонные овощи в первой половине осени дорожали, как они это делали весь прошедший год.
Но об этом как-то не вспоминают, как не вспоминают и о том, на сколько «борщевой набор» подорожал в сравнении с прошлыми годами. То есть какой у нас реальный, а не на бумаге уровень инфляции.
У кого-то алмазы помельче, а у кого-то борщ пожиже
Еженедельные сводки Росстата по динамике потребительских цен читаются, как сводки Совинформбюро: «Потребительские цены в РФ за период с 1 по 7 сентября 2021 г. снизились на 0, 01%. С начала августа потребительские цены снизились на 0, 03%, с начала года выросли на 4, 48%. Среднесуточная дефляция с начала августа составила 0, 002%. Цены на плодоовощную продукцию снизились в среднем на 2, 0%, в том числе на морковь – на 7, 6%, картофель и огурцы – на 3, 9%, помидоры – на 3, 4%, капусту белокочанную – на 0, 6%, яблоки – на 0, 5%».
Победа, пусть маленькая, но победа! Так на данные Росстата реагируют те, кто объявил крестовый поход против роста цен на картофель, морковь, свёклу и капусту. То есть на так называемый «борщевой набор». Причём поход был объявлен аккурат в период созревания этих корнеплодов. Так, видимо, совпало случайно: пока морковь дорожала до заоблачных 150 рублей за килограмм, было не до неё. А тут и выборы на носу, и урожай поспел – пойдём бороться с подорожанием вегетарианского супа.
Почему вегетарианского? Потому что объявить войну росту цен на мясо позабыли, и они самозабвенно тянулись ввысь. По данным председателя Союза потребителей России Петра Шелища, «за первое полугодие 2021 года по сравнению с первым полугодием 2020-го цены на мясо поднялись на 8, 5%».
Второе полугодие, если тенденция сохранится, видимо, тоже будет нерадостным для мясоедов.
«За период с 1 по 7 сентября выросли цены: на свинину – на 0, 9%, консервы овощные для детского питания – на 0, 5%, говядину – на 0, 3%, баранину, сосиски, сардельки, сыры сычужные, маргарин, крупу гречневую, соль и чай чёрный – на 0, 2%, колбасу варёную, консервы мясные и фруктово-ягодные для детского питания, масло сливочное, рис, хлеб ржаной, обеды в столовой, кафе, закусочной (кроме столовой в организации) – на 0, 1%. Цены на мясо кур в среднем по стране выросли на 0, 1%, в том числе в 43 субъектах Российской Федерации – на 0, 1–3, 1%. В 10 субъектах цены не изменились», – обнадёживает Росстат.
Хотя, по его же данным, «мясная корзина» (говядина, свинина и куриное мясо) за год разбухла на 10, 7%.
Секрет распродаж и предвыборных успехов
Все женщины мира знают волшебное слово sale. Это когда блузка себестоимостью в 1 доллар 33 цента весь год продаётся по 33 доллара и 1 цент, но вдруг её отдают за 11 долларов и 3 цента. И остатки коллекции сметаются трезвыми домохозяйками, которые в обычной жизни экономят каждый цент.
Примерно то же самое, та же «чёрная пятница» только в профиль, происходит в предвыборные дни, недели и месяцы. Для того чтобы «продать что-то ненужное» народу, а себе «купить» вожделенный депутатский мандат, политики и партии идут на, скажем мягко, некоторое смещение акцентов.
Например, никто же не скажет: «Мы молчали, когда морковь в июне подорожала в два с лишним раза по сравнению с июнем 2020 года: 82, 79 рубля против 40, 5 рубля. А основные овощи улетели на 27, 3% вверх по тому же июню. Зато сейчас при снижении на 2–3% мы с гордостью говорим, что это наша заслуга! Поэтому выбери меня!»
Понятно, что после 19 сентября всем избранным слугам народа будут глубоко фиолетово и морковь, и капуста, и «борщевой набор», да и сам народ. И, естественно, производители и посредники начнут накручивать ценники.
Эксперты говорят о резком подорожании всего продовольственного ряда. Хотя, казалось бы, куда ещё? За год продовольствие в нашей стране в общем и целом подорожало на 15, 4%. По данным соцопросов, уже 60, 4% россиян тратят «на поесть» примерно половину своего ежемесячного дохода. У 16% на питание уходит почти весь заработок. Почти 15% – более 30%. 8, 8% жителей России тратят на питание не больше 20% бюджета.
Но вероятнее всего, осенью мы не раз увидим переписанные в большую сторону ценники. Рост по стоимости мяса ожидается в районе 20%; на 30% должен подорожать хлеб, на 20–25% могут вырасти цены на курицу, а яйца могут стать дороже на 23%.
Абсолютно точно подорожает ржаной хлеб – наше всё. Посевные площади под эту культуру постепенно сокращаются, погода вносит свою лепту. Так, в этом году, несмотря на некоторое увеличение площади до 1, 05 млн га против 987, 2 тыс. га сезона 2019–2020 г., урожай соберут в районе 2–2, 1 млн тонн. Но это, как говорится, брутто-нетто. Для ржаной муки нужно зерно 1-го и 2-го классов. А такого, по оценке Центра качества зерна, будет всего 1, 4 млн тонн против необходимых 1, 7 млн тонн.
Вмешивается и экономически-политический фактор. По решению властей хлеб должен быть мало-мальски доступным даже для обычных пенсионеров. Следовательно, на всей цепочке от поля до хлебозавода стремятся взять товар подешевле. В Российском союзе мукомольных и крупяных предприятий посчитали, что при нынешних условиях хлебозаводы должны покупать ржаную муку с мельниц по 17 тыс. рублей за тонну, но берут не дороже 14 тыс. (иначе им самим невыгодно!). Мукомолы несут убытки, и сейчас из тридцати ржаных мельниц в Центральной России работает всего семь. Вероятно, к концу года закроются и они. И великая Россия будет, как в 2019 г., закупать рожь в Прибалтике!
Костяные счёты против суперкомпьютеров
Знаете, кто в Америке один из крупнейших покупателей компьютерного времени у федеральных вычислительных центров? Не поверите – Минсельхоз США! Постоянно на это ведомство работают самые мощные вычислительные системы мира. В режиме реального времени по сотням тысяч, если не миллионам позиций они просчитывают прогнозы на урожай по всему миру.
Пролил где-то лишний дождь или, наоборот, засуха на неделю установилась, искусственный интеллект с учётом всех вариантов от мелиорации этого участка до числа «поливалок» в этом районе выдаёт уточнённый прогноз. В каждом уголке земного шара, круглосуточно…
Эта информация доступна для подписанных на неё не только крупных производителей, но и мелких семейных фермеров. Залило Краснодарский край в России, а фермер из богом забытой Оклахомы уже видит на мониторе, что российского зерна из-за недельных дождей будет на столько-то сотен тонн меньше. И уже сам принимает решение: распаковывать ему свою зерновую кубышку для предложения на экспорт или повременить? Вносит своё решение в компьютер, система его учитывает, и вуаля – Джон уже заключил контракт на поставку своего зерна.
Информация на серверах заокеанского минсельхоза большей частью открытая, поэтому ей пользуются не только американские, но и продвинутые российские, африканские и южноамериканские сельские труженики. Поговаривают, что и наши сельхозчиновники для своих оптимистических презентаций не брезгуют такой информацией. Своих суперкомпьютеров в России-то почти и нет: две штуки в топ-500.
Мало того, практически все мировые сельхозпроизводители – от мелочи до гигантов пользуются стратегическими прогнозами этого самого сельскохозяйственного искусственного интеллекта на грядущие сельхозсезоны. И хотя они даются в рекомендательной форме, но правительство учитывает их в своей политике поддержки сельхозпроизводителей. То есть налицо стратегическое долгосрочное планирование развития. К сожалению, у нас термин «стратегическое планирование» вызывает чиновничью изжогу с начала 90‑х годов прошлого бурного века.
Поэтому наше сельское хозяйство плывёт без руля и ветрил. Что крупные агрохолдинги, что ЛПХ. Например, почему так подорожала летом морковь? В 2019 г. её засеяли столько, что закупочная цена была в районе 8 рублей, рубля на три ниже себестоимости. Многие хозяйства получили убытки, и посевные площади сократили. В результате морквы не хватило, и её закупали за рубежом, конечно, по ценам, которые навязали экспортёры. «Изжогу» чиновников на планирование лечили за счёт кошелька россиян. И так происходит каждый год!
– У нас некомпетентные в сельском хозяйстве правительства и, следовательно, бездарная агропромышленная политика. Наш Минсельхоз абсолютно никакого отношения к развитию сельских территорий не имеет. Вся власть озабочена чем угодно: спортом, певцами, Украиной, Америкой, но никто (!) вслух не говорит, что 75 тысяч наших сёл и деревень имеют от одного до двадцати пяти жителей. Они исчезнут в ближайшие 5–6 лет!
В результате в Москве пучок щавеля стоит 700 рублей. Молодой картофель – 60–90 рублей за килограмм. И не ждите никакого понижения: в России дешевеют только рубль и жизнь человека, а цены растут, – говорит всероссийский фермер Василий Мельниченко.
По пессимистическому прогнозу фермера, «политика государства – развитие крупных агрохолдингов. Концентрация поголовья животных, земель, овощей в одних руках. Через несколько лет всем продовольствием будут владеть 25–30 семей. А еду могут выдавать пофамильно и порционно».
Если фермер и преувеличивает, то, скорее всего, несильно.