Аргументы Недели → Экономика 13+

Аналитик Игорь Юшков объяснил причину возможного закрытия независимых АЗС в России

, 17:49

Владельцы независимых автомобильных заправочных станций рискуют обанкротиться в связи с изменением демпфирующего механизма внутри страны в мае 2021 года. В частности, владельцам частных АЗС государство перестало оказывать финансовую поддержку. Об этом сообщил NEWS.ru аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

По его словам, из-за этого на бирже стал наблюдаться дефицит топлива и повышение роста оптовых цен и опускание розничных. Именно поэтому, на фоне генерации убытков вести данный бизнес частным компаниям невыгодно.

«Демпфирующий механизм, который государство поменяло в мае, предполагает бюджетные выплаты вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК). Независимые же АЗС не получают от государства выплаты. Эта мера принуждала их перерабатывающие подразделения продавать топливо на внутреннем рынке по приемлемым ценам во избежание экспортного паритета с европейской стоимостью. В итоге ВИНКи получают бюджетные деньги, задирают цены, продают топливо своим же сбытовым отделениям. Остальные же объёмы, которых рынку зачастую не хватает, они пускают на биржу. В итоге в текущем году на биржах наблюдался откровенный дефицит топлива» — объяснил эксперт.

Причиной же возможного закрытия независимых заправочных станций, по мнению аналитика, является нежелание владельцев диверсифицировать производство побочных продуктов. Например дополнительно сфокусироваться на продаже кофе. К тому же, у владельцев таких заправок есть и другие сферы деятельности, что приводит к ненадлежащему ведению дел на подобных объектах.

«Многие ВИНКи зарабатывают ежегодно на одном кофе больше, чем на продаже топлива. Поэтому частникам стоит задуматься о диверсификации продаж, устанавливать на заправках автоматы с напитками, например. Они же не хотят этим заниматься, что только усугубляет их трудное положение на рынке. Очень многое будет зависеть от привязки к внешним сырьевым рынкам. Если цены на нефть останутся высокими, у крупных производителей бензина появится соблазн продавать больше топлива за границу и зарабатывать на европейских площадках. В этом плане России, как ни парадоксально, выгодны низкие цены на нефть» — заключил Юшков.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram