Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Нижний Новгород → Экономика № 32(776) 18–24 августа 2021 г. 13+

Головное судно «Метеор 120Р» спущено на воду в Нижегородской области

, 07:14

Головное судно «Метеор 120Р» спущено на воду в Нижегородской области

Это первое новое судно марки «Метеор», выпущенное за последние 20 лет.

В торжественной церемонии на площадке ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева приняли участие заместители губернатора Нижегородской области Андрей Саносян и Сергей Морозов, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Наталья Комарова, директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Борис Кабаков, председатель совета директоров – генеральный конструктор АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» Георгий Анцев, генеральный директор конструкторского бюро Сергей Итальянцев, вице-президент, председатель Волго-Вятского банка Сбербанка Петр Колтыпин.

 

Современный и безопасный

Участники церемонии первыми опробовали новое судно и совершили пробную поездку в акватории Горьковского водохранилища.

– Новые суда дают возможность запускать новые маршруты, повышать транспортную доступность населенных пунктов в регионах. Проектирование судна велось в рамках госпрограммы развития судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений до 2030 года при поддержке Минпромторга России. Обновление и пополнение пассажирского флота в регионах этими новыми, современными судами стало возможным благодаря государственной программе льготного лизинга. При создании «Метеора» были учтены все пожелания пассажиров и эксплуатантов подобного рода судов. Получилось современное, безопасное и комфортабельное для пассажиров и экипажа судно, – заявил министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров в связи со спуском на воду «Метеора».

Как отметил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, спуск на воду нового судна «Метеор 120Р» стал знаковым событием для всего отечественного судостроения, но в особенности для Нижегородской области.

– Именно в нашем регионе были разработаны суда, ставшие легендой всей страны и прославившие имя конструктора Ростислава Алексеева. Раньше мы могли только мечтать о возобновлении серийного выпуска судов на подводных крыльях, а сегодня это реальность: спущено на воду уже 11 «Валдаев», они курсируют в трех регионах России, в том числе в Нижегородской области открыта навигация по шести направлениям. Уже есть планы дальнейшего развития направления судов на подводных крыльях, – сказал Глеб Никитин.

Заместитель главы региона Андрей Саносян отметил, что «Метеор 120Р» стал совершенно новым переосмысленным видением модели, отвечающей требованиям времени по дизайну, безопасности и комфорту.

– Центральное конструкторское бюро Алексеева всегда славилось своим научным потенциалом и проектами скоростных судов, не имеющих мировых аналогов. Уверен, что «Метеор 120Р», как и его предшественника, ждет достойное будущее, – сказал он.

 

Возрождение отрасли

Возродить отрасль судов на подводных крыльях в Нижегородской области удалось во многом благодаря государственной поддержке. В частности, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации поддерживает возрождение строительства судов через программу лизинга морских и речных гражданских судов «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013−2030 годы», льготные условия которой стимулируют судовладельцев к обновлению пассажирского флота.

Кроме того, судостроительные предприятия региона, в том числе ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева, стали одними из первых участников национального проекта «Производительность труда». ЦКБ, участвуя в нацпроекте «Производительность труда», смогло увеличить объем производства судов «Валдай» с четырех до шести в год. К 2022 году предприятие планирует выйти на производительность в семь «Валдаев» и один «Метеор» в год.

Новое судно «Метеор 120Р» специалисты уже назвали симбиозом традиций конструкторской школы Ростислава Алексеева и инновационных инженерно-технических решений.

Крыльевая схема нового поколения позволяет судну развивать крейсерскую скорость 75 километров в час, сохраняя комфорт для пассажиров. У новинки современные материалы корпуса, интегрированная система управления судном с применением искусственного интеллекта, служащая безопасности судовождения.

– Фактически это «интеллектуальный» теплоход с современным комфортабельным салоном с климат-контролем, мультимедийными системами, прекрасным панорамным обзором и кафе-баром в кормовой части, – сказал председатель совета директоров – генеральный конструктор АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» Георгий Анцев.

Напомним также, что с 2017 года предприятие выпускает судно на подводных крыльях «Валдай 45Р». Сегодня «Валдаи» курсируют по Волге и Оке, в том числе в Городец, Макарьево, Дзержинск и другие города региона. Кстати, не исключено, что в следующем году появится новый межрегиональный туристический маршрут Нижний Новгород – Кострома – Плес – Ярославль, по которому также начнут ходить «Валдаи» и «Метеоры». Во всяком случае, в правительстве Нижегородской области уже прорабатывают такой вариант.

Гражданское судостроение в Нижегородской области в последние годы развивается серьезными темпами, отмечают все участники отрасли. Всего в ней занято около 20 предприятий, на которых трудится около 10 тысяч человек. Нижегородские судостроительные компании стабильно набирают и успешно выполняют новые заказы. Крупнейшие предприятия отрасли обеспечены заказами до конца 2022 года, что свидетельствует о востребованности и высоком качестве их продукции.

– Мы активно развиваемся в ключевых для регионов отраслях. Сбербанк принимает участие в реализации приоритетных проектов региона, благодаря чему улучшается качество жизни населения. Я глубоко убежден, что мы должны иметь современное судостроение, особенно учитывая, что внутренние водные пути проходят по 60 регионам России, где проживает 80 процентов населения страны. А по протяженности внутренние водные пути практически в два раза превышают федеральные автомобильные дороги, – отметил вице-президент, председатель Волго-Вятского банка Сбербанка Петр Колтыпин.

Что касается новинки, то уже известно, что первые два судна «Метеор 120Р» будут эксплуатироваться в Ханты-Мансийском автономном округе. На сегодня там уже эксплуатируется несколько других современных судов на подводных крыльях, произведенных ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева, – «Валдай 45Р».

– Отличительная черта нашего края – наличие большого количества водоемов, сотни тысяч водных объектов, включая такие великие реки, как Иртыш и Обь. В нашем регионе есть труднодоступные поселения, в которые сезонно можно добраться водным транспортом. Сегодняшний «Метеор» мы зачисляем на службу югорчанам. Соглашение о постройке и поставке двух теплоходов «Валдай 45Р» с Центральным конструкторским бюро имени Р.Е. Алексеева мы подписали в 2018 году. В 2019 году, когда спускали на воду «Валдаи», договорились о строительстве «Метеоров». Также начали прорабатывать вопрос создания плавучей поликлиники, – сказала во время церемонии спуска судна на воду Наталья Комарова.

 

Справка

«Метеор 120Р» – речное судно проекта 03580, предназначенное для скоростных пассажирских перевозок по судоходным рекам и водохранилищам класса «О». Судно рассчитано на 120 пассажиров и будет обслуживаться экипажем из 6 человек. Длина «Метеора 120Р» – почти 36 метров, а ширина – около 10 м. Средняя скорость хода судна – 65 км/ч, дальность хода – 600 км, максимальная продолжительность рейса – 8 часов.

«Валдай 45Р» – речное мелкосидящее пассажирское судно на подводных крыльях проекта 23180, разработанное ЦКБ по СПК им Р.Е. Алексеева. Предназначено для скоростных перевозок в светлое время суток. Головное судно проекта спущено на воду в сентябре 2017 года, серийное производство начато в 2019 году. Пассажировместимость – 45 человек, скорость хода – 65 км/ч, дальность плавания – 400 км.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram