Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 32(776) 18–24 августа 2021 г. 13+

В российских регионах растут взносы на капремонт

, 19:25

В российских регионах растут взносы на капремонт
Фото АГН «Москва»

Летом 2021 г. во многих регионах пошли в гору взносы на капремонт. Хотя к работе областных фондов капремонта (ФКР) море претензий, собранные с населения деньги осваиваются с нарушениями, а темпы проводимых работ не поспевают за обветшанием жилищного фонда, «аварийность» которого с годами не снижается, а растёт. Но ФКР на местах уже не хотят довольствоваться строкой в квитанциях на коммуналку, изобретая всё новые способы выкачивания денег.

Смелость города берёт

В мае 2021 г. народный стон пронёсся над Петербургом: чуть ли не весь 6 миллионный город вдруг обнаружил себя должником местного ФКР. Причём в розовых квитанциях на оплату коммуналки за предыдущие месяцы никаких долгов не значилось, а потом вдруг они разом появились у всех: у кого-то 20 рублей, у кого-то 20 тысяч. Фонд капремонта пообещал поправить все ошибки, но дозвониться на их горячую линию не получалось ни у журналистов, ни у депутатов. В фонде и городском жилищном комитете обещали подключить новые номера телефонов и сотрудников, но ведь обещать – не значит жениться.

В СМИ сообщалось, что все редакционные запросы по ситуации остаются без ответов. И это позволяло предполагать старую схему, при которой ставят на деньги всех в расчёте, что кому-то будет лень стоять в очередях и потрясать бумажками – проще заплатить. Так, судебные приставы могут заблокировать банковские карты половине города, когда-либо бравшей деньги в кредит. И людям приходится строиться в очередь и доказывать, что долгов у них нет. Гаишники иногда накидывают случайным людям 500-рублёвые штрафы за скорость, чтобы выполнить «план» – ну кто пойдёт наезжать на полицию из-за «пятихатки». Но эта практика распространена в основном в провинции, а вот так нагнуть культурную столицу России, ещё ни у кого не хватало дерзости.

Хотя у юристов есть сомнения, что Фонд капремонта вообще является организацией, имеющей право взимать за что-либо плату с граждан, если в его базе нет точной информации, за что и с кого он собирается брать деньги. «А может, вы на нас и капремонт возложите, чтоб мы сами его делали, а вы только деньги будете собирать, и всё?» – пишут граждане на интернет-форумах. Смольный вместо ответа на протесты снова поднял минимальные взносы на капремонт – в 2021 г. соберут не менее 11–12 рублей с «квадрата» площади. И это почти вдвое больше, чем было к началу 2020 года.

Не отстают и другие субъекты. В Нижегородской области минимальный размер взноса подбирается к 7 рублям. Правда, это первый подъём на 6, 5% с 2014 года. А у Заксобрания Нижегородской области было много вопросов к итогам работы регионального фонда капремонта в 2020 году. Почему сделали упор на замену лифтов даже в тех домах, где текут крыши? Фонд планировал выполнить работы на 4, 7 млрд рублей за год, а реально выполнил на 3, 4 миллиарда. В домах, где жители выбрали специальные счета для сбора средств (счета ТСЖ и ЖСК), выполнение плана составило 1%. Так мстят гражданам, которые не хотят просто платить и помалкивать? Сам же глава фонда признаёт, что остаток средств на счетах фонда составляет 3, 7 млрд рублей. Так зачем ещё повышать сборы с граждан? Как учитывается и расходуется прибыль от использования этих средств на банковских счетах?

В Самарской области, жители которой ничем не богаче нижегородцев, ФКР считает «экономически обоснованным» размер взноса около 9 рублей за квадратный метр. Хотя его и так повышают почти каждый год. Но жалобам на текущие крыши и треснувшие стены нет конца.

Чистейший лохотрон

Как рассказывали «АН», в 2015 г. россиян обложили очередным косвенным налогом – квартплата существенно выросла после расширения строки «капремонт». Тогда эксперты рассказывали о непрозрачности распределения средств и окрестили нововведение «финансовой пирамидой», а Генпрокуратура даже направила в Конституционный суд разгромное письмо, которое вскоре отозвала.

В июне 2018 г. генпрокурор РФ Юрий Чайка озвучил, что только на Дальнем Востоке, Урале и в Сибири за полтора года выявлено 6, 4 тыс. нарушений в сфере капремонта. Одно из самых распространённых – включение в программу капремонта ветхих домов. То есть стоит избушка послевоенной постройки, износ у неё свыше 70%, и при попытке вбить в неё хоть один гвоздь она просто упадёт. Тем не менее с жильцов дерут деньги, а сроки начала ремонта отодвигают на 2030-е гг., до которых она точно не простоит. В Иркутской области, например, 1, 3 тыс. таких домов собирались ремонтировать.

В Новосибирской и Магаданской областях, в Туве и Камчатском крае взносы на капремонт почему-то размещаются в банках на расчётных счетах без начисления процентов. То есть с учётом инфляции средства граждан с 2015 г. уже облегчились на 25–30%, и будет повод потом отказать в услуге: денег нет, но вы держитесь. И вообще кто-нибудь в здравом уме размещает деньги в банке бесплатно?

В Ярославле чиновники мэрии и регионального фонда капремонта уговаривали жителей многоквартирных домов поменять исправные лифты, хотя у них есть проблемы поважнее. На чистом глазу людям врали, что за всё заплатит фонд. Ага, заплатит – только за счёт их же взносов. Планы распухли до 500 лифтов за два года, на которых кто-то освоит 1 млрд рублей – нормальная деньга для областного центра. 150 домов подали заявления на замену, поверив аргументу: технический регламент Таможенного союза требует до 2020 г. заменить все лифты со сроком эксплуатации свыше 25 лет. Но среди жильцов регламент мало кто читал, а там сказано: если есть техническое заключение об исправности подъёмника, то пусть работает и дольше срока.

По мнению ярославского депутата Эльхана Мардалиева, происходящее – чистейший лохотрон. Например, жильцы дома на Берлинской улице собрали в фонд капремонта более 500 тыс. рублей, а им втюхали лифт за 2 миллиона. Это значит, что пока они разницу не погасят, вряд ли им хотя бы косметику в подъездах сделают. А в Свердловской области из программы капремонта исключили 119 ветхих и аварийных домов. То есть почти 4 года люди платили за ремонт, который теперь признан нецелесообразным. Жильцам вернули кровные? Ничего подобного: за их счёт предлагается оплатить снос их же дома!

Простая мысль, что за всё можно брать плату, кажется, полностью покорила умы чиновников. Им нравится считать, что их основная задача – не помогать людям больше зарабатывать, чтобы бюджет рос вместе с экономикой, а просто вводить новые поборы, если в бюджете возникает дыра. Дыр, понятно, всё больше, и вот уже взносы на капремонт хотят собирать с жильцов служебных домов. То есть поехали вы в командировку в Москву на год, и вам там дали ведомственную квартиру: платите взнос два раза – по месту прописки и реального проживания.

В августе 2018 г. суд в Самаре, где любят повышать тарифы, арестовал главу областного фонда капремонта Михаила Архипова. По версии следствия, именно ему предназначались ежеквартальные взятки с подрядных организаций, которые собирал брат чиновника. Оказывается, располагая огромным бюджетом, Фонд капремонта не работал через систему госзакупок – закон этого не требует. В подрядчики брали «своих», а те, чтобы отбить расходы, расписывали по 2 млн на монтаж и снятие лесов, даже если на сам ремонт после этого ничего не остаётся. Схема знакомая, но вот нюанс: это же не бюджетные деньги, на которые россиянам по традиции плевать. Это их кровные.

Контрольно-счётная палата Новосибирской области выявила дефицит средств на программу капремонта многоэтажек в 91 млрд рублей. То есть даже если цены останутся на нынешнем уровне, собираемость средств с населения будет 100%-ной и ничего не украдут, то отремонтировать удастся лишь немногим более половины внесённых в программу домов. Аудиторы проверили 28 домов, в которых капремонт уже завершён и объект сдан, но часть работ проведена только на бумаге.

Тема с капремонтом настолько вкусная, что в Нижнем Новгороде разгорелся скандал за право расходовать почти 4 млрд рублей, аккумулированных в местном фонде. Одна группа местных политиков требует передать часть полномочий муниципалам, другая держит оборону. Позиция у них не очень: в 2016 г. план капремонта в области выполнен не более чем на четверть, а в 2017-м сам региональный оператор вдвое снизил план по количеству ремонтируемых в Нижнем Новгороде домов. Не отстаёт и Саратов, где областная прокуратура выявила 19 фактов мошенничества, фигурантами уголовных дел стали два руководителя Фонда капремонта.

В каждом регионе власти самостоятельно назначают регионального оператора и устанавливают размер сборов. Бросается в глаза троекратная разница между соседними и схожими по состоянию жилья Якутией и Красноярским краем – 3 и 9 рублей с квадратного метра соответственно. А где же тогда Фонд реформирования ЖКХ, который государство накачало деньгами (только в 2007 г. – 240 млрд рублей)? Руководство при помощи друзей-депутатов освоилось и пролоббировало исключение из задач фонда… финансирование капремонта! Конечно, Фонд ЖКХ подкидывает регионам на капремонт, но среди его основных функций теперь рассмотрение региональных заявок, «методическая помощь» в их составлении. Могут дать деньги, если понравитесь, а могут и прогнать с глаз долой, словно получили богатство в наследство от дедушки. Не ровён час, скоро и «Газпром» исключит из своих задач снабжение газом населения, а оставит только бонусы руководству и поддержку большого спорта за казённый счёт.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram