Десятый, юбилейный Московский урбанистический форум прошел в Москве в начале июня. В работе форума приняли участие более 450 спикеров. Более половины участников встретятся на площадке МУФ в очном формате в специально оборудованных залах деловой программы. Почти двести спикеров, большей частью иностранных, из-за вызванных пандемией ограничений подключались к дискуссиям в режиме телемоста.
Программой форума было предусмотрено более 90 сессий, рассчитанных на российских и зарубежных специалистов. Параллельно для простых москвичей проводился MoscowUrban Fest по девизом «Rе:город. Жизнь в новой эре».
Фестиваль открыла лекция американского экономиста, писателя и лауреата премии в области глобальной экономики Дарона Аджемоглу и ландшафтного архитектора профессора Гарвардской школы дизайна Марты Шварц.
Иранский философ и писатель, основоположник жанра теоретический фикшн Реза Негарестани рассказал о способах производства, накопления и распространения знаний, а китайская мультимедийная художница Цао Фэй, чьи работы представлены в музее Соломона Гуггенхайма, прочитала лекцию о социальной жизни горожан в виртуальных общественных пространствах. Историк архитектуры Беатрис Коломина рассказала об эволюции архитектуры во времена пандемий (от туберкулеза до COVID-19), а антрополог Моника Луиза Смит – об устойчивости древних городов.
Главными темами круглых столов и конференций в этом году стали возможности трансформации городских пространств и их многофункциональность, обеспечение безопасности людей в условиях мегаполиса, цифровизация различных сфер жизни людей, а также создание драйверов экономического роста.
Тема основного пленарного заседания форума – «Города-суперзвезды. Слагаемые успеха». На нем о глобальных вызовах, стоящих сегодня перед мегаполисами, говорили Мэр Стамбула Экрем Имамоглу, профессор Лондонской школы экономики и политических наук Рики Бердетт, президент-председатель правления банка ВТБ Андрей Костин и немецкий архитектор директор Zaha Hadid Architects Патрик Шумахер.
При обсуждении темы транспорта вице-премьер России Марат Хуснуллин определил эту сферу драйвером экономики всей страны. По его словам, крупные транспортные коридоры должны не просто улучшать доступность многих населенных пунктов, но и дать мощный импульс развитию экономики в регионах РФ. Сегодня важно не только строить крупные федеральные трассы, аэропорты или речные гавани, но и заниматься развитием общественного транспорта в городах. Чтобы избежать транспортного коллапса, необходимо активное развитие систем общественного транспорта. Вице-премьер проанализировал опыт Москвы, где в последние годы растет популярность общественного транспорта благодаря активному строительству метро, автомобильных и железных дорог.
Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев рассказал участникам форума о формировании единого транспортного каркаса столицы, включающего в себя метро, железные дороги и хордовые магистрали. Его создание планируется завершить в ближайшие три года. «К этому времени будут достроены Большая кольцевая линия метро, открыто движение по маршрутам МЦД-3 и МЦД-4, а также запущена система скоростных хордовых магистралей», – заявил глава столичного стройкомплекса.
Трансмашхолдинг представил на форуме свою новую разработку – современный электропоезд «Иволга 3.0» для использования внутри крупных агломераций и в пригородном сообщении.
Представленный на форуме план развития транспорта нижегородской агломерации получил высокую оценку как образец развития транспортной системы мегаполиса, применимый и для других российских городов-миллионников (все-таки финансовые ресурсы Москвы позволяют реализовывать в столице проекты, недоступные для «обычных» российских городов).
Еще одним заметным событием в рамках форума стал второй международный конгресс Urban Health. Эксперты обсудили подходы к решению климатических и экологических вызовов, а также стратегию создания инклюзивной городской среды. Среди инициатив, направленных на создание и поддержание здорового образа жизни, обсуждались развитие велосипедной инфраструктуры, концепция снижения уровня шума и вибрации в строительном процессе.
По общему мнению экспертов и специалистов, важной составляющей формирования удобного и привлекательного для жизни города является в первую очередь качественная архитектура. Говорилось, что для мощного серьезного прорыва в деле апгрейда и улучшения городского пространства и для появления интересных проектов в этой области нужна открытая конкуренция, а значит, и широкая практика проведения творческих конкурсов.
Заметной темой обсуждения на форуме стали также цифровизация различных сфер жизни и внедрение инновационных ресурсов в решение повседневных и бытовых вопросов горожан.