Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области (Нижегородстат) опубликовал данные управления по труду и занятости. В соответствии с документом уровень зарегистрированной безработицы на 1 июня 2021 года составил 0,91%, и это самая свежая доступная информация.
На конец мая 2021 года в органах службы занятости населения, по приведенным в отчете данным, состояли на регистрационном учете 20,4 тысячи граждан, из них 15,8 тысячи человек имели статус безработного, в том числе 11,6 тысячи, или 73,7%, получали пособие по безработице.
Перестраиваясь под условия
С одной стороны, цифры выглядят достаточно привлекательно, и можно даже подумать, что пандемия и сопутствующие локдауны не нанесли большого ущерба экономике. К сожалению, это не так.
– Произошел заметный переток трудовых ресурсов из отраслей, наиболее пострадавших от карантинных мер, в сферы, сегодня расширяющиеся именно благодаря той же пандемии, – констатирует кандидат экономических наук Василий Самыкин. – Под сильным ударом оказался игравший важную роль в экономике области сегмент HoReCa (Hotel, Restaurant, Cafe – отель, ресторан, кафе. – «АН. Волга»). Сейчас общепит понемногу оживает, в том числе благодаря летним верандам, а вот в гостиничном бизнесе все пока что грустно: туристы стали реже перемещаться внутри страны. Вообще, по моей оценке, этот сектор оказался слегка перегретым, много небольших отелей и хостелов открывались под футбольный чемпионат мира 2018 года, позже их загрузка упала, а сейчас гостей стало еще меньше.
Карантин крепко приложил и шоу-бизнес в связи с отменой массовых мероприятий: концертов, спектаклей, цирковых представлений. Сейчас Роспотребнадзор ослабляет ограничения, однако появились новые риски.
– Чиновники Роспотребнадзора внимательно следят за соблюдением масочного режима и социальной дистанции на массовых мероприятиях всех видов, – делится ивент-менеджер Марина Остапова. – Несколько залов в Москве и Санкт-Петербурге уже оказались закрытыми за нарушения. В этих условиях владельцы площадок просто опасаются запускать на них людей: в самом деле, о какой социальной дистанции может идти речь на рок-концерте, например. Это же не спектакль в театре, где легко обеспечить рассадку зрителей на необходимой социальной дистанции.
Я буду долго гнать велосипед
А вот кому пандемия приносит дополнительный доход, так это компаниям, предоставляющим в аренду средства индивидуальной мобильности, велосипеды и самокаты, а также службам такси. Каждый третий россиянин считает такси самым безопасным транспортом в условиях третьей волны пандемии. По данным «Сервиса городской мобильности „Ситимобил“», 62% жителей крупных городов выбирают такси для летних встреч с друзьями, а 18% скорее поедут на дачу на такси, чем на общественном транспорте. Еще 46% опрошенных уверены, что проще всего соблюдать социальную дистанцию пешком или на самокате.
– Езда на электросамокате стала трендом года, – соглашается с опубликованными данными Василий Самыкин. – Тарифы невысоки, пользоваться устройством легко, и многие сейчас отправляются на работу, учебу или в гости на самокате. Как говорится, стильно, модно, молодежно, хотя и лиц старшего возраста ездит немало. К тому же в жару кататься на самокате приятнее, чем в автомобиле.
Второй сегмент, выигравший от карантинных мер, – службы доставки. По данным совместного исследования онлайн-ретейлера «Самокат» и сервиса «Ситимобил», 29% курьеров пришли на эту работу из-за пандемии, их прежние рабочие места оказались утраченными. Так, непосредственно в Нижнем Новгороде сегодняшние велокурьеры «Самоката» раньше работали в торговле (20%), гостиничном и ресторанном бизнесе (14%) и охранных предприятиях (8%).В основном (49%) это молодежь 18–22 лет, в том числе студенты, сейчас находящиеся на каникулах.
А вот автокурьерами служат люди постарше, в основном мужчины 30–45 лет, и женщин среди них немного в отличие от велокурьеров. Работу с обучением в вузе или среднем специальном учебном заведении совмещают около 31% велокурьеров, при этом охотнее всего в доставку идут студенты IT-специальностей. Велокурьер в Нижнем Новгороде в среднем за смену проезжает до 40 километров и доставляет около 30 заказов, а автокурьер развозит в день от восьми до 12 заказов и проезжает более 60 километров.
Перспективы вырисовываются
Качественно новый уровень развития благодаря пандемии и сопутствующим ей ограничениям получили и торговые интернет-площадки, не только продуктового ретейла.
– До прошлого года львиная доля доставки у нас в регионе приходилась на фастфуд, в основном пиццу и суши, – рассказывает Василий Самыкин. – Сейчас не только практически все предприятия быстрого питания, но и традиционные рестораны и кафе обзавелись доставкой, создали сайты заказов для своих клиентов. Продукты питания из обычных сетевых магазинов также доставляются курьерами. Развивается сегмент интернет-продаж бытовой электроники, средств гигиены и ухода за домом, активно набирает обороты онлайн-трейдинг кормов для домашних питомцев, медицинских препаратов и так далее.
Можно с полной уверенностью сказать, что даже после снятия всех ограничений и общепит, и розничная продуктовая торговля, и многие другие отрасли народного хозяйства уже не будут прежними.
– Я наблюдаю за тем, как меняется отношение людей к новым условиям, – делится кандидат психологических наук Людмила Старостина. – Сначала – почти поголовное ковид-диссидентство, отказ от мер профилактики, нежелание «носить намордники». Позже, во вторую волну, когда у многих появились лично знакомые жертвы пандемии, заболевшие или даже погибшие, картина стала постепенно меняться. И сегодня народ демонстрирует выросшую сознательность. Это именно сознательность, а не просто чувство страха, хотя и без него не обошлось. Это вполне естественный процесс, ведь любые испытания, будь то война, стихийное бедствие или, как сейчас, пандемия, сплачивают людей. То есть способствуют формированию того самого гражданского общества, о котором ныне так много говорят.
Рождение отрасли
А сейчас вернемся к средствам индивидуальной мобильности, ведь на наших глазах вырастает новый рынок услуг, в котором уже сегодня заняты сотни человек. Это водители, собирающие велосипеды и самокаты с мест их парковки, техники, операторы телефонной службы поддержки. В нашем городе услуги аренды электросамокатов предоставляет один из крупнейших отечественных игроков Whoosh. По оценкам ресурса incrussia.ru, объем российского рынка на июнь 2021 года – 90 тысяч единиц самокатов, есть 40 приложений кикшеринга на рынке, то есть действуют 40 компаний, а всего в стране пользуются самокатами уже 10 миллионов человек. Объем рынка по итогам пандемийного 2020 года достиг трех миллиардов рублей.
– Кикшеринг и байкшеринг выгоднее каршеринга, – считает Василий Самыкин. – Маржинальность сдачи в аренду велосипеда и самоката выше, чем автомобиля. Кроме того, заметно ниже и операционные расходы владельцев такого бизнеса. Фактически на наших глазах формируется новая сфера рентных услуг, возникшая так быстро в том числе и благодаря коронавирусу и связанным с ним рисками передвижения в общественном транспорте. Прошлым летом на фоне прекращения локдауна спрос на такой сервис начал расти просто взрывными темпами. И смею вас заверить, окончание пандемии и снятие ограничений нисколько не повлияет на востребованность кикшеринга – потребитель распробовал услугу, и она ему понравилась. Другое дело, что в Нижнем Новгороде прибыль оператора будет ниже, чем в Сочи или Симферополе, по вполне понятным природно-климатическим причинам. Но поскольку 80% рынка занимают две общероссийские компании, имеющие представительства во многих городах, этот фактор сгладит проблему. Станет расти клиентская база, соответственно появятся новые рабочие места. У сервиса есть будущее.