Нижегородский ОПК чувствует себя уверенно
№ () от 6 июля 2021 [«Аргументы Недели Нижний Новгород», Валерий НОРСКИЙ ]
В июне на полигоне Смолино в Володарском районе раздавались выстрелы и слышались взрывы. Там производилась демонстрация новых образцов вооружений и техники, созданных в рамках выполнения государственного оборонного заказа.
Испытания были приурочены к рабочей поездке заместителя министра обороны Российской Федерации действительного государственного советника I класса (этот гражданский чин примерно соответствует генерал-полковнику или генералу армии) Алексея Криворучко.
«Буревестник» технической революции и другие
Замминистра показали ударный вертолет Ка-52М (он же «Аллигатор», он же Hokum B, то есть «Шулер» по классификации НАТО), получивший новый комплекс радиоуправляемого вооружения. Кстати, весомый вклад в модернизацию этой машины внесло наше нижегородское АО «Научно-производственное предприятие „Салют“».
А дальше состоялся бенефис тоже нижегородского АО «ЦНИИ „Буревестник“», признанного эксперта в области артиллерийского и минометного вооружения.
– Был представлен целый ряд образцов боевой техники ЦНИИ «Буревестник», которые начнут определять облик Вооруженных сил России в ближайшей и среднесрочной перспективе, – рассказал генеральный директор ЦНИИ «Буревестник» Георгий Закаменных. – Это 82-миллиметровый самоходный миномет «Дрок» и 120-миллиметровая самоходная артиллерийская установка «Флокс» на шасси бронированных автомобилей КамАЗ и «Урал», 120-миллиметровое самоходное артиллерийское орудие «Магнолия» на шасси двухзвенного гусеничного плавающего транспортера ДТ-30МП «Витязь», 152-миллиметровое САО «Мальва» с открытой установкой артиллерийской части на автомобильном шасси.
Также военнослужащие на полигоне Смолино показали стрельбу на различных дальностях из новых артиллерийских комплексов «Магнолия», «Мальва», «Флокс», «Лотос» и самоходной противотанковой пушки «Спрут». Огонь велся как по стационарным, так и по движущимся мишеням.
– Разрабатываемая техника в целом отвечает современным требованиям, и ее ждут в войсках в ближайшей перспективе. Представленные образцы по ряду основных тактико-технических характеристик превосходят существующие образцы, – констатировал по итогам демонстрации Алексей Криворучко.
Самобеглые орудия
Тенденция вполне очевидна, и ЦНИИ «Буревестник» ее уловил. Сегодня все чаще ствольные системы устанавливаются на шасси грузовых автомобилей. Начало этому было положено еще в 1970-е годы, когда на вооружение Советской армии поступили новые самоходные артиллерийские установки, ликвидировавшие отставание отечественной артиллерии от артиллерии государств НАТО.
Со времен Великой Отечественной войны самоходные артиллерийские установки традиционно базировались на гусеничных шасси, однако в то время внимание Министерства обороны СССР с учетом зарубежного опыта обратилось на колесные платформы. Использование таких САУ на территориях с развитой дорожной сетью давало существенные тактические преимущества перед гусеничными самоходными артиллерийскими установками, поскольку увеличивалась скорость перемещения и появлялась возможность быстрого ухода от ответного контрбатарейного огня противника.
Поэтому еще в 1982 году ЦНИИ «Буревестник» провел научно-исследовательскую разработку под кодовым наименованием «Шасси», по результатам которой разработчики доказали военным возможность создания 152-мм самоходной артиллерийской установки на базе грузового автомобиля «Урал-5323». Нижегородские инженеры и конструкторы уже тогда заглядывали в далекое будущее.
– Вторая карабахская война 2020 года со всей очевидностью показала уязвимость буксируемой артиллерии в условиях господства в воздухе противника, – рассказывает доктор технических наук, профессор, полковник ВКС России Олег Корсун. – Ударные беспилотные летательные аппараты и управляемые барражирующие боеприпасы вооруженных сил Азербайджана тогда смогли нанести большой урон армии обороны Нагорно-Карабахской республики. Но даже если небо над позицией прикрыто, обычная батарея, допустим, 152-миллиметровых гаубиц «Мста-Б», расположенная на оборудованной позиции и лишенная мобильности, может стать легкой добычей противника, имеющего в распоряжении контрбатарейный радар, тот же отечественный комплекс «Зоопарк». А орудия на грузовом шасси будут работать по принципу, называемому в НАТО hit and run – ударил и убежал. Дали залп, сменили позицию, и вражеские снаряды ответного залпа прилетели в пустое место.
Не пушками едиными
Еще до Великой Отечественной в Горьком сформировалась уникальная школа по разработке и производству ствольных систем, основателем которой по праву считается Василий Гаврилович Грабин, создатель целой гаммы орудий Победы, пехотных и танковых. Разработанный им метод скоростного проектирования позволил за годы войны поставить в серию более десяти пушек.
Традиции живы, и сегодня быстрота доведения проекта до серийного образца в ЦНИИ «Буревестник» остается высокой. Новейший самоходный миномет «Дрок» был воплощен в металле за каких-то пару лет.
– Проект 2С41 «Дрок» – это самоходная боевая машина на базе двухосного броневика К-4386 «Тайфун-ВДВ», способного перевозить боевые модули с минометом и пулеметом, боекомплект и экипаж из четырех, – рассказывает полковник Олег Корсун. – Концепция самоходного миномета на серийном военном шасси весьма востребована. Развитие артиллерийских систем и средств разведки повышает риски для минометчиков. Носимый или буксируемый миномет с тягачом и расчетом может стать жертвой ответного удара, хорошо, что минометчики получили мобильную и защищенную платформу. Броневик имеет противопульную и противоминную защиту и комплектуется средствами оптико-электронного противодействия. Основное вооружением «Дрока» – 82-миллиметровый гладкоствольный миномет, представляющий собой доработанное изделие 2Б14 «Поднос». Вспомогательное – пулемет Калашникова танковый модернизированный калибра 7,62-мм в дистанционно управляемом боевом модуле, проще говоря, в необитаемой башенке.
В мирных целях
На территории нашего региона работает 50 предприятий оборонно-промышленного комплекса, в отрасли занято свыше 90 тысяч человек. Сегодня в их задачи входит не только выполнение крупных государственных оборонных заказов, но и освоение новых видов производств, важных для других секторов народного хозяйства. Список первопроходцев обширен, назовем, например, Арзамасский приборостроительный завод имени П. И. Пландина», АО «научно-производственное предприятие „Полет“», завод имени Петровского, НПП «Прима», АО «Нижегородский завод 70-летия Победы», ПАО «Горьковский завод аппаратуры связи имени Попова».
– К 2025 году необходимо увеличить долю продукции гражданского назначения на предприятиях ОПК до 30 процентов, в 2020 году этот показатель составил 28,6, – говорит заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Саносян. – Отмечу, что некоторые заводы оперативно освоили производство гражданской продукции, востребованной во время пандемии, это соответствует поручению президента РФ о диверсификации. Конечно, важно понимать, что делать, на какие рынки выходить, чтобы максимально использовать свой научно-технический потенциал, при этом не растратив наработок в производстве вооружения и военной техники.
Действительно, упомянутый выше завод имени Петровского в прошлом году в тесном сотрудничестве с Нижегородским государственным университетом имени Н. И. Лобачевского наладил производство аппаратов искусственной вентиляции легких на основе наркозно-дыхательных аппаратов «Аэлита». В проекте участвует инжиниринговый центр Университета Лобачевского.
– В результате модификации цифровой части наркозно-дыхательные аппараты могут выполнять функции искусственной вентиляции легких, в ситуации противодействия коронавирусной инфекции эта задача вышла на первый план, – подчеркивает профессор Российской академии наук, ректор ННГУ Елена Загайнова.
Так что, вопреки распространенному мнению, продукция предприятий нижегородского ОПК умеет не только воевать, но и сохраняет жизни.