Аргументы Недели Нижний Новгород → Экономика № 25(769) 30 июня – 6 июля 2021 13+

Круизный лайнер «Мустай Карим» включен в перечень лучших в мире

, 12:43

Построенный в Нижнем Новгороде круизный лайнер «Мустай Карим» включен в перечень лучших в мире за 2020 год. Что это означает для нижегородского судостроения, разбирались «АН. Недели».

Как сообщается на сайте Британского королевского общества корабельных инженеров, круизный лайнер «Мустай Карим» вошел в перечень лучших судов 2020 года Significant Ships of 2020 – значимые корабли 2020 года.

Разберемся не торопясь. RINA (Royal Institution of Naval Architects) – весьма почтенное учреждение, имеющее собственное издание, ранжировавшее еще и броненосец «Рюрик» в 1902 году, а с тех пор неоднократно ставило в топ-10 советские и российские суда и корабли ВМФ. Контора независимая, денег от правительства Ее Величества не получает и потому достаточно свободна в оценках.

 

Как выбирали

Всего специалисты старейшего мирового сообщества кораблестроителей отобрали 50 головных для каждой верфи судов различного назначения, типов и размерений, сданных в эксплуатацию в прошлом году. Это, согласитесь, достаточно представительная серия. Строят суда сейчас в основном в Германии, Китае и Южной Корее (чеболь Samsung шлет горячий привет поклонникам своих смартфонов и планшетов, это всего 20% его бизнеса).

«Мустай Карим» спроектирован Морским инженерным бюро и построен на верфи «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Спуск на воду состоялся 11 сентября 2019 года. Запуск этого теплохода в эксплуатацию – уникальное событие для всей судостроительной и круизной отрасли России. По крайней мере так сказано в официальном релизе оператора – компании «Водоходъ».

Речные пассажирские суда не стали реальностью начала XXI века ни в России, ни в Китае, ни в США, это довольно дорогое удовольствие. Тем более интересно, что был выбран российский комфортабельный речной круизер, четырехпалубный лайнер проекта PV-300, оснащенный высокотехнологичным навигационным оборудованием и способный развивать скорость до 22,5 км/ч. Длина судна – 141 м, ширина – 16,82 м, осадка – 3 м. Количество посадочных мест во всех классах – 309.

 

Почему выбрали русское судно?

– Потому что сравнимого по классу ни в Европе, ни в Соединенных Штатах нет, там иные суда с иными задачами, – уверяет капитан-наставник Олег Шаталин. – На Великих Озерах просто пассажирские перевозки, в основном паромные, на Миссисипи, воспетой Марком Твеном, в основном ходят баржи с железной рудой. Пассажирские речные круизы – наш, российский конек, надо это дело развивать.

Ну хорошо, Москва (впрочем, как и Нижний) – «порт пяти морей», слава богу, в советское время каналов понастроили. Однако…

– Сегодня нужно раскрывать полностью судовой ход, – уверена кандидат технических наук, доцент Алла Аронова. – Потому что участок Городец – Нижний очень обмелел, здесь нужно либо низконапорную плотину ставить, либо проводить серьезные дноуглубительные работы. Но это очень большие затраты, Министерство транспорта России в текущей повестке вряд ли готово на них.

На борту нового теплохода будут два ресторана – «Агидель» (это город в Башкирии, где начали строить, но так и не построили атомную электростанцию) и «Иремель» (это священная гора в той же Башкирии). А еще винная библиотека (винотека, скорее всего), бар «Башкирия», бар «Панорама», конференц-зал. Ну, естественно, спа-центр, парикмахерская, массажный кабинет, сауна, хаммам, тренажерный зал и все такое прочее. «Во всех каютах: шкаф для одежды, радио, кондиционер, душ, санузел, обзорное окно, электророзетка 220 вольт, холодильник, фен, телевизор, телефон, кофемашина, сейф», – говорится в релизе компании.

 

Что дальше?

Напомним, «Мустай Карим» был построен на «Красном Сормове». Его стоимость составила почти 4 млрд рублей. Лайнер был спущен на воду 11 сентября 2019 года. С 7 по 9 мая 2020 года судно прошло заключительный этап ходовых испытаний в акватории Горьковского водохранилища и отправилось в первый рейс 22 августа 2020 года по маршруту Москва – Санкт-Петербург.

Ранее администрация президента России сообщала, что Владимир Путин предложил использовать круизный лайнер «Мустай Карим» на направлении Сочи – Крым.

– Это реально, четырехпалубник вполне мореходный, в Черное море его очень даже можно запускать, у него дальность плавания 6000 км – считает Олег Шаталин. – Другое дело, что нужно минимум два-три таких судна, чтобы обеспечить качественный круизинг.

Круизный лайнер проекта PV300 «Мустай Карим» соответствует по уровню сервиса 4–5-звездочному отелю. Судно рассчитано на 342 пассажира, для них оборудовано 169 кают класса стандарт (338 мест) и две каюты люкс (четыре места). Предусмотрены ресторан на 329 посадочных мест, музыкальный салон на 200 мест и читальный на 50 мест, трансформируемый конференц-зал на 140 мест, три бара (пивной, панорамный и в читальном салоне). В общем все хорошо, но…

 

Куда ж нам плыть?

– Круизный лайнер Queen Mary 2 некоторое время был самым большим пассажирским судном, до того как в 2006 году его обошли круизные суда класса Freedom. Суда класса Freedom, в свою очередь, обогнали круизные суда класса Oasis, которые вступили в строй в 2009 и 2010 годах, процесс нарастает, – рассказывает кандидат экономических наук Василий Самыкин. – Отличительной особенностью судов класса Oasis является разделенная структура типа «открытый атриум», что стало возможным благодаря необычайной ширине корпуса, при этом открытые площадки «Центральный парк» и «Променад» высотой в целых шесть палуб спускаются посередине корабля и имеются веранды на всех палубах. Но речной круизник – несколько иное дело, он больше подходит по текущим размерениям наших судоходных каналов, чтобы ходить под всеми волжскими мостами. Большой океанский лайнер не пройдет, например, под ульяновским мостом, в который так неудачно вписался в 1983 году «Александр Суворов», убив своих туристов, смотревших кино на верхней палубе.

– У нас в Нижнем есть прекрасное учебное заведение, университет водного транспорта, мы его сохранили, и слава богу. Там есть судоводительский факультет, очень серьезный, его нужно всячески поддерживать, – уверен Олег Шаталин.

С судоводителем согласен и экономист.

– Качественная подготовка судоводителей – основа безопасности круизов, это факт, – уверен Василий Самыкин. – Нужно обеспечить безопасность туристов, чтобы не получилось, как с «Булгарией» в 2011 году, когда люди погибли из-за элементарного разгильдяйства. Требования к туристическим операторам должны быть повышены.

Качественное обслуживание туристов – дело важное на всех маршрутах. Но есть и укромные пути.

– У нас построили уникальный теплоход «Сура» по классической американской схеме с колесами в корме. Он может ходить по мелководным рекам, это его реальное преимущество, потому что у него осадка небольшая, – рассказывает Олег Шаталин. – Вот и нужно использовать его для заброса, например, байдарочников. Да и на мелких реках и туристам есть на что посмотреть.

– Скорее всего, водный транспорт будет возрождаться как круизный, увы, суда на подводных крыльях сейчас не окупаются. «Валдай» есть, но по вместимости он меньше даже советского «метеора», – уверен Василий Самыкин. – А вот традиционный классический колесник может оказаться очень даже востребованным – и для экскурсий по малоизвестным местам, и для регулярных рейсов по малым рекам. Скорее всего, колесники нового поколения уже скоро начнут шлепать шлицами по нашим рекам. Надеюсь, мы это увидим уже в ближайшие годы. Потому что водный транспорт – одна из опор отечественной экономики. Так было 300 лет назад, так будет и завтра.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram