Аргументы Недели Нижний Новгород → Экономика № 25(769) 30 июня – 6 июля 2021 13+

Электромобиль: когда нижегородцы пересядут на экологичный транспорт?

, 12:42

Забота об окружающей среды неизбежно пересекается с темой транспорта. Во многих европейских странах к 2030 году уже решено отказаться от привычных нам автомобилей и автобусов в пользу электромобилей. Плюсы от такого нововведения очевидны: это и сокращение вредных выбросов в атмосферу, и снижение уровня шума в городах. Но все ли так просто с электромобилями и насколько внедрение электротранспорта в настоящее время возможно в России и в Нижегородской области в частности?

 

В начале пути

На минувшей неделе комиссия по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ организовала круглый стол на тему «Переход на электротранспорт и углеродная нейтральность: экологические перспективы, возможности и вызовы». Мероприятие состоялось на базе ННГУ имени Лобачевского. На нем присутствовали ученые, экологи, бизнесмены, студенты, члены нижегородского правительства.

Сразу отметим, что Нижний Новгород наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, Севастополем, Сочи, Калининградом и Казанью вошел в список пилотных регионов по развитию электротранспорта, поэтому выбор нашего города для проведения круглого стола вполне очевиден.

Председатель комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ Елена Шаройкина уверена, что России предстоит пройти долгий путь на пути перехода к электротранспорту.

– Переход на новое оборудование на электродвигателях требует важного системного шага: создания эффективной системы переработки аккумуляторов электромобилей и источников бесперебойного питания, которые в настоящее время чаще всего попадают на полигоны и приводят к образованию объектов накопленного вреда окружающей среде, – отметила она.

Насколько электромобиль экологичнее обычной машины с бензиновым двигателем? Генеральный директор ООО «РЭНЕРА» Эмин Аскеров считает, что все зависит от типа используемой энергии.

– Если в регионе используется в основном энергия от АЭС или ГЭС, то переход на электромобили будет выгоден с точки зрения экологии. А если в регионе уже в приоритете ТЭЦ, то экологичность данного вида транспорта оказывается под вопросом. Следовательно, для перехода на электромобили необходимо соблюдать энергобаланс, – уверен бизнесмен.

В ходе обсуждения темы электромобилей выяснилась и другая проблема. В настоящее время в регионе отсутствуют заводы, которые могли бы перерабатывать аккумуляторы электротранспорта. Срок действия аккумуляторной батареи не очень большой и составляет порядка 3–5 лет.

Руководитель комиссии по экологии общественного совета ГК «Росатом», директор международной экологической организации «Беллона» Александр Никитин во время своего выступления на круглом столе в Нижнем Новгороде рассказал, что развитие электротранспорта напрямую зависит от сопутствующей инфраструктуры.

– В Норвегии, в Европе, сработало правило кнута и пряника. Норвегия на первом месте по использованию электромобилей. За январь–май 2021 года в этой стране продано 81% электромобилей и гибридных автомобилей с возможностью электрозарядки. Президент «Беллоны» первым купил себе «Теслу», государство сделало шаги по внедрению электротранспорта. Я очень люблю Нижний Новгород. Если вы хотите начинать развивать электротранспорт, то надо начинать с работы над инфраструктурой, над условиями использования электромобиля. Государство тоже должно подумать над этим. В Норвегии есть льготы на покупку электромобиля, на парковку, не платишь за въезд в центр на электротранспорте. Бесплатная зарядка на улицах, выделенные полосы для электромобилей, стимулирование для использования. Там несколько тысяч выделенных полос на трассах. В то же время проблема аккумуляторов не решена, куда девать их, а они будут накапливаться. К 2024 году Норвегия перестанет продавать автомобили с двигателем внутреннего сгорания. В России надо начинать внедрять электротранспорт, используя метод кнут–пряник, региональным властям продумать меры стимулирования населения для покупки электромобилей. Есть разные типы зарядки – на ночь либо очень быстро. Надо использовать опыт Европы, – сказал Александр Никитин.

 

Опыт уже есть

Между тем в Нижегородской области власти региона уже предпринимают первые шаги на пути перехода к массовому использованию электромобилей.

Экотехнопарк по переработке аккумуляторов планируется построить в Дзержинске Нижегородской области. Об этом сообщила директор по развитию АО «Русатом Гринвэй» Екатерина Демичева в ходе выступления на круглом столе в ННГУ имени Лобачевского, посвященном развитию электротранспорта.

По ее словам, проект разработан в рамках государственной экологической программы. На комплексе будут перерабатывать ионные, литий-ионные аккумуляторы и батареи от электромобилей и сотовых телефонов. Полученные в результате переработки компоненты планируют использовать в других производствах.

– На сегодня мы приступаем к проектированию производственного комплекса, осуществляется выбор технических решений. Все эти материалы будут представлены на суд общественности, чтобы обсудить технические условия для создания технопарка. Завершение проектирования планируется в 2022 году, запуск производства намечен на 2024 год. Цель проекта – создать производство для переработки аккумуляторов, полученное сырье будет направляться на другие технологические проекты, – рассказала директор по развитию АО «Русатом Гринвэй».

Новый производственный комплекс в Дзержинске включит в себя самые современные экологические решения, все требования по безопасности будут учтены и не окажут негативного влияния на окружающую среду.

Общий объем инвестиций в создание экотехнопарка в Дзержинске составит 5 млрд рублей, планируется создание новых рабочих мест. Ежегодные налоговые поступления в бюджет по итогам запуска проекта составят не менее 500 млн рублей.

В АО «Русатом Гринвэй» отмечают, что экологическая и промышленная безопасность являятся приоритетом при реализации данного проекта. В компании отметили, что при строительстве дзержинского завода будет использован опыт возведения аналогичных предприятий на территории Франции.

 

Нижегородские электро-«ГАЗели» ездят по Германии

Также на минувшей неделе Нижегородскую область с рабочим визитом посетил заместитель председателя правительства РФ Александр Новак. Вместе с губернатором региона Глебом Никитиным он обсудил перспективы развития электротранспорта на территории Нижегородской области, а также совершил поездку на электробусе GAZelle e-NN.

По словам Глеба Никитина, регион уже стал пилотным по развитию электромобилей и сопутствующей инфраструктуры. В настоящее время производство электробусов GAZelle e-NN по полному циклу уже развернуто на Горьковском автомобильном заводе, в перспективе возможна сборка до 350 электро-«ГАЗелей» в сутки. Нижегородская область готова активно развивать данный экологичный вид транспорта, подчеркнул губернатор.

Александр Новак рассказал, что в правительстве РФ в настоящее время разрабатывается инициатива по развитию электротранспорта и автозарядной инфраструктуры. По словам вице-премьера РФ, до конца 2024 года в стране будет 11 тысяч электрозарядных станций для электромобилей, а к 2030 году их число вырастет до 50 тысяч. Также зампред правительства РФ отметил, что у Роснано, Ростеха и Росатома уже есть планы по производству батарей для электротранспорта.

Президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин отметил, что производственные мощности завода способны удовлетворить практически любой спрос на электромобили. В настоящее время уже организованы поставки порядка 30–50 электро-«ГАЗелей» ежемесячно в Германию, сообщил он.

– Мы готовы удовлетворить любой спрос, производство по полному циклу развернуто на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде. Пробег одного электромобиля 120 км, время зарядки 30 минут. Отмечу, что мы можем увеличить пробег до 200 км, все зависит от настройки конкретной машины и желания клиента. Спрос за границей на нижегородские электромобили уже устойчив, в Германию мы поставляем электро-«ГАЗели» без ДВС и коробки передач, там немцы сами ставят батарею и системы управления двигателем. Фактически любая «ГАЗель», которую мы выпускаем, уже сейчас может быть электрической, – сказал Вадим Сорокин.

Власти Нижегородской области рассчитывают, что тема электромобилей станет популярной среди нижегородских компаний. В частности, на электробусе уже организованы коммерческие перевозки пассажиров из «Стригина» до железнодорожной станции, в перспективе запуск маршрута до станции метро «Парк культуры». Кроме того, в нижегородском правительстве не исключают, что сервис такси и каршеринга уже в ближайшем будущем пополнится электромобилями.

Что касается электрических заправок, то до конца года на территории Нижегородской области их будет около 90. Всего в настоящее время в регионе зарегистрировано 150 электромобилей.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram