Российские электробусы собираются производить по всему миру
№ () от 29 июня 2021 [«Аргументы Недели Нижний Новгород», Борис СЕРГЕЕВ ]
Нижний Новгород, если подсуетится, сможет наладить в области выпуск принципиально новых электробусов по франшизе от российского миллиардера, что позволит постепенно перевести на более дешевый и экологичный транспорт значительную часть городских маршрутов. Для этого надо найти российского партнера для международной компании Arrival.
Экологичный транспорт сегодня – это уже не только автомобили на газомоторном топливе, но и электротранспорт.
Это наглядно демонстрирует Tesla, выпускающая на своем огромном заводе в Калифорнии сотни тысяч автомобилей (в 2020 году – 509,7 тыс.). Причем компания анонсировала свои планы увеличения выпуска электромобилей с помощью таких же гигантских фабрик в Шанхае (обошлась в $2 млрд), в Берлине (запланированная стоимость $4 млрд) и чуть менее крупного завода стоимостью $1 млрд в Остине, штат Техас. Одновременно крупные заводы, способные выпускать сотни тысяч электромобилей в год, возводят и другие мировые автопроизводители, такие как Volkswagen, General Motors и Ford.
Но это не единственный и не самый перспективный путь перехода на электротранспорт. Так считает российский миллиардер Денис Свердлов, недавно организовавший успешное размещение акций своей лондонской компании Arrival.
Собрав $13,8 млрд на создание 31 завода по производству принципиально новых электробусов и грузовых фургонов, он планирует потеснить ведущие бренды за счет новаторского инженерно-конструкторского подхода и принципиально иной бизнес-модели.
Свердлов планирует строить микрофабрики стоимостью $50 млн, которым не нужны дорогие штамповочные прессы, покрасочные и сварочные цеха и сборочные линии. Каждый из них будет способен выпускать 10 000 фургонов или 1000 автобусов в год. Первые два появятся в английском Бистере и в американском Рок-Хилле (штат Южная Каролина) в следующем году. Другие будут созданы по мере роста спроса клиентов. «Это почти как модель McDonald’s: вы получаете ровно столько, сколько нужно для удовлетворения спроса», – говорит Свердлов.
«В мире более 560 городов с населением свыше 1 млн человек, и в каждом из этих городов может появиться микрофабрика, производящая 10 тыс. автомобилей, специально предназначенных для нужд этого рынка. Эта модель может быть такой же масштабируемой, как McDonald's или Starbucks», – считает создатель Arrival.
По его словам, огромные автомобильные заводы стоимостью в миллиарды долларов, будь то Ford или Tesla, слишком дороги и неповоротливы для быстроменяющихся рынков и перехода на электромобили. «Мы рассмотрели каждый элемент этого процесса с новой стороны – какие материалы мы используем, как мы проектируем автомобили, как мы их собираем», – рассказывает Свердлов.
Arrival также планирует продавать фургоны с нулевым уровнем выбросов стоимостью около $40 тыс., то есть примерно за столько же, сколько стоят похожие модели c бензиновыми или дизельными двигателями. Цель амбициозная, поскольку электрогрузовики обычно стоят как минимум на 50% дороже. Arrival утверждает, что собирается достичь ее с помощью снижения веса автомобилей за счет более легких кузовных панелей из композитных материалов и алюминиевого шасси. Если автомобили легче, значит, батареи станут меньше и дешевле – а это основная статья расходов для электромобилей. Автомобили с аккумуляторами уже предполагают более низкие затраты на топливо и техническое обслуживание, поэтому производитель, который сумеет продавать их, соблюдая паритет цен, может увидеть значительный спрос в США, где ежегодно покупают 10 млн легких коммерческих автомобилей.
Потребность в сокращении выбросов углерода транспортом, которая вызвана ужесточением законодательства в ЕС, Калифорнии и Японии, усиливает международную конкуренцию в области производства автомобилей, работающих на аккумуляторах и водороде. Замена автомобилей на углеродном топливе электромобилями – еще и огромный источник выручки, которая, по оценкам аналитиков Morgan Stanley, может составить $22 трлн в ближайшие десятилетия. И Arrival настроен получить свой сегмент этого рынка.
Справка
Денис Львович Свердлов родился 6 июня 1978 года. В 2000 году окончил факультет экономики и финансов Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета. В 2000 году Свердлов основал свою первую компанию – системный интегратор IT Vision. В 2003 году ее купил конкурент «Корус Консалтинг», и Свердлов стал акционером и членом совета директоров объединенной компании. В 2007–2012 годах был генеральным директором Yota Group (виртуальный оператор мобильной связи), в 2012–2013 годах работал заместителем министра связи и массовых коммуникаций России. В 2015 году создал стартап по производству электромобилей Arrival, привлек сотни миллионов евро от фонда BlackRock, от Hyundai, Kia и других инвесторов. В марте 2021 года Arrival вышла на биржу Nasdaq путем слияния со СПАК – американской компанией CIIG Merger. Инвесторы оценили Arrival в $13,8 млрд, рекордную сумму для компаний из Великобритании.