ГАЗ, являющийся головным предприятием одноименной группы, играет важную роль в нижегородской региональной экономике. И если предприятие «простыло», вся область начинает «покашливать».
Рост пошел
Первый квартал нынешнего года принес хорошие новости – переломлен длившийся голами тренд на падение продаж новых LCV. Вырос рынок как российских, так и зарубежных легких коммерческих грузовиков, что в общей сложности дало прирост на 15%, сообщает «Автостат Инфо». Россия заняла по продажам LCV шестое место в Европе.
Как эта новость относится к ГАЗу? Напрямую: легкие коммерческие грузовики являются основной продукцией нижегородского автомобильного завода. И именно его LCV лидируют по продажам среди легких коммерческих грузовиков российского производства: 10,336 тысячи штук.
И, судя по прогнозу Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам нынешнего года продажи LCV и новых легковых авто продолжат рост, который составит 2,1% в годовом разрезе. И это на фоне прошлогоднего падения на 9,1%.
Глава комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель считает, что автопроизводителям пора привыкать к новой реальности. Реализация, по его словам, вырастет в сумме на 33 тысячи машин.
ГАЗ решил подкрепить успех, запустив в нынешнем мае производство новой модели LCV «ГАЗель NN». Она рассматривается как платформа под выпуск широкой линейки LCV массой 2,5–4,6 тонны. Глава региона Глеб Никитин обратил внимание на то, что у новой «ГАЗели» есть возможность цифрового управления, что укладывается в логику нацпроекта «Цифровая экономика» и глобальных трендов.
Впрочем, у ГАЗа неплохо обстоят дела и с продажами грузовиков, этот рынок в России тоже растет, сообщил Александр Ковригин, заместитель генерального директора «АСМ-холдинг», на 12,1% с начала года и на 45,5% в марте. Приволжский федеральный округ входит в топ-3 российских федеральных округов по продажам грузовых автомобилей.
К слову, новую модель грузовика средней грузоподъемности «Валдай NEXT» запустили в производство в феврале. Машина предназначается преимущественно для городских грузоперевозок. Бескапотный грузовик предлагается покупателям пока в трех вариантах готовых надстроек, но их количество будет увеличиваться. Есть серьезная унификация с линейкой «ГАЗон NEXT». Производство потребовало 1,4 млрд рублей, из которых миллиард составили собственные средства «Группы ГАЗ» и 0,4 млрд получено в качестве льготного кредита в Фонде развития промышленности.
«“Валдай NEXT” – это компактный городской грузовик, маневренный и экономичный, который будет выпускаться с набором наиболее востребованных надстроек. Мы сделали автомобиль не только функциональным и эффективным для бизнеса, но и максимально удобным для водителя», – рассказал Вадим Сорокин, президент «Группы ГАЗ».
Аж до Австралии добрался грузовик с вездеходными свойствами «Садко NEXT». Его слегка переделали для местного рынка, но основная комплектация – серийная. Грузоподъемность – 2,5 тонны. Продается грузовик на 30 тысяч австралийских долларов дешевле ближайшего конкурента, но на 2,2 млн в рублевом эквиваленте дороже, чем в России.
Диверсифицируй это
ГАЗ фактически создает в России сектор грузовых электроавтомобилей. Уже на текущий год запланировано промышленное производство GAZelle e-NN. «Газпромнефть» тестирует электрическую беспилотную «ГАЗель NEXT».
Как рассказали в пресс-службе «Группы ГАЗ», GAZelle e-NN называется семейство отечественных легких коммерческих электромобилей. Беспилотник «ГАЗель NEXT» – это несколько прототипов беспилотных электромобилей, созданных на платформе «ГАЗель NEXT».
GAZelle e-NN служит для отработки создания электромобилей, на беспилотниках отрабатываются возможности автономного движения автомобиля, пояснили на ГАЗе.
Нижегородский автозавод успел оседлать только-только начинающийся тренд, но к 2028 году, оценивают эксперты, российский рынок LCV поделят пополам авто на углеводородном топливе и электротяге.
В Нижнем Новгороде готовится к запуску первый городской пассажирский маршрут электробуса производства ГАЗа. На маршруте 10 июня начали работать четыре пункта электроподзарядки. Маршрут аэропорт «Стригино» – метро «Парк культуры» намечено запустить к 800-летию Нижнего Новгорода, обслуживать его будет GAZelle e-NN на электрической тяге.
Но есть у ГАЗа и менее экзотические модели, например автолавки. В минувшем году 11 нижегородских районов и 2 городских округа получили до 1,4 млн рублей из регионального бюджета на проект «Автолавки в село». Из местных бюджетов выделили по 0,18 млн.
Автолавки должны обслуживать порядка 200 отдаленных населенных пунктов в Нижегородской области. По словам председателя правления Нижегородского облпотребсоюза Николая Пыркова, автолавки в районах очень востребованы, часто они – единственный источник товаров для отдаленных населенных пунктов, особенно сел и деревень, где осталось всего несколько дворов. Там строить стационарную точку торговли невыгодно, никто этим заниматься не будет. В регионе порядка двух тысяч населенных пунктов не имеют стационарной торговли
Проект «Автолавки в село» – не какая-то самодеятельность, он является частью мероприятия «Развитие современных форматов торговли, в том числе в удаленных районах Нижегородской области» подпрограммы «Развитие торговли в Нижегородской области» государственной программы «Развитие предпринимательства Нижегородской области».
Есть в ассортименте ГАЗа и фудтраки – передвижные точки общественного питания. Этот сектор довольно бойко развивался до пандемии и после снятия локдауна снова демонстрирует рост.
Легко!
На недавно завершившемся Петербургском международном экономическом форуме Глеб Никитин провел переговоры о расширении сотрудничества с главой ООО «Фольксваген Груп Рус» Штефаном Мехой. Концерн в нынешнем году начал производить в Нижнем Новгороде новую легковушку Volkswagen Taos.
«Концерн Volkswagen – важный партнер для Нижегородской области. За время сотрудничества на территории Горьковского автозавода построены новые сборочный и кузовной цехи, модернизирован окрасочный цех, усовершенствованы системы логистики и контроля качества. Мы готовы оказывать содействие в реализации долгосрочных проектов в Нижегородской области, в том числе для локализации производства, модернизации существующего модельного ряда, развития автокомпонентного бизнеса», – подвел итоги переговоров Никитин.
Следующая новость способна порадовать Грету Тунберг. «Группа ГАЗ» в текущем году намерена вложить в природоохранные проекты свыше 400 млн рублей. Непосредственно на Горьковском автозаводе введут новую систему очистки выбросов на металлургическом производстве.
Какие санкции?
Если поискать информацию примерно так двухгодичной давности, Олег Дерипаска обещал страшное будущее ГАЗу и всей группе, вплоть до банкротства и чуть ли не голода среди его бывших рабочих и инженерно-технического персонала. К таким последствиям должны были привести санкции, наложенные Минфином США. Под этим соусом Дерипаска просил дать ему из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе 30 млрд рублей.
Денег он не получил, а «Группа ГАЗ» жива-здоровехонька. И слава богу! Просто Дерипаска забыл уточнить, что санкции применены лично к нему, а «Группе ГАЗ» объявлены формально.
ГАЗ никак не связан с американским рынком, включая фондовый, крупных поставщиков из США у него нет (а мелким нашли достойную альтернативу), штатовские акционеры не поспешили выйти из реестра собственников, да случись такое – невелика потеря. Возможно, у Минфина США был расчет на то, что европейские компании, включая Volkswagen, убоявшись гнева заморской страны, перестанут сотрудничать с ГАЗом. Реальность получилась совсем иная.
Так что у предприятия совсем-совсем нет проблем? Есть, как у любого работающего бизнеса. Только носят они не стратегический или критический характер, а являются частью повседневной, регулярной деятельности завода. И решаются проблемы в текущем, рабочем порядке.
Остается разве что понаблюдать, вернется ли ГАЗ в региональную политику, откуда он несколько лет назад фактически ушел: нет ни в Думе Нижнего Новгорода, ни в Законодательном собрании Нижегородской области газовского «лобби». Тут на сентябрь намечены выборы в региональный парламент, вот и увидим, что да как.