Группа ГАЗ решила собирать автомобили в Республике Узбекистан. «Меморандум о намерениях» на минувшей неделе подписан с руководством Ташкентского вилоята (области), при этом пресс-служба компании заявила, что в документе зафиксирована перспектива сотрудничества с администрацией региона.
Отмечается, что «стороны намерены проработать возможность производства автомобилей ГАЗ и обновление парков региона техникой Горьковского автозавода». По данным источника «АН. Волга» в Группе ГАЗ, в среднеазиатской республике планируется производить легкие коммерческие («ГАЗель», «Соболь») и среднетоннажные («Валдай», «ГАЗон») грузовые автомобили и спецтехнику на их базе.
Запад есть Запад, Восток есть Восток
Тут и правда впору вспомнить сэра Редьярда Киплинга. Попытки российских автомобильных и банковских инвесторов создать или скупить какие-то европейские филиалы закончились полным провалом еще задолго до русской весны и санкций. Та же Группа ГАЗ в свое время приобрела британскую компанию LDV, но из-за кризиса 2008 года вынуждена была «оптимизироваться», и ныне бирмингемский автозавод отошел китайцам из SAIC Motor. Правда, микроавтобусы и фургоны Maxus на нижегородских дорогах встречаются и сейчас. Про многосерийную мыльную оперу с производителем спорткаров TVR и «беби-олигархом», как называли его британские издания, Николаем Смоленским (сыном Александра Смоленского, некогда владевшего банками СБС-Агро и холдингом ОВК) мы сегодня упоминаем только для статистики. Как и о попытке Сбербанка России (совместно с компанией Magna) купить в те же непростые для мирового автопрома годы германский Opel, подразделение американской General Motors.
– В случае с Opel никто из General Motors особенно и не стеснялся, – рассказывает кандидат технических наук, доцент Диана Кольвиц. – Представители компании открыто заявляли, хотя и в кулуарах, что нельзя снова предоставить русским технологии GM. Я как врожденная носительница немецкого языка это слышала, они наивно полагали, что все в делегации говорят только по-английски, их даже моя фамилия не насторожила. Фактически они имели в виду, что в 1945 году Opel в соответствии с утвержденным союзниками планом репарационного возмещения ущерба со стороны Германии уехал в Советский Союз, где Kadett 1938 года после модернизации стал отечественным «москвичом» 400-й и 401-й модели. Собственно, все их отличие состояло в том, что у 400-го рычаг коробки перемены передач располагался на полу между сиденьями водителя и переднего пассажира, а в 401-м – на руле, в соответствии с тогдашним трендом.
Получается, что путь на Запад для российского автопрома сегодня стал очень узким. Можно поставлять готовые автомобили, их покупают, дилеры работают, но организовать производство на территории Евросоюза нам вряд ли позволят. Найдут повод.
Узкая форточка возможностей
В планах Группы ГАЗ также предполагается возможность сборки автомобилей ГАЗ для жилищно-коммунального хозяйства, социальной и медицинской сфер («Скорая помощь», которую ГАЗ освоил за время реализации национальных проектов по здравоохранению весьма хорошо), городских и пригородных пассажирских перевозок, для малого и среднего бизнеса (а это уже коммерческие бортовые грузовики и фургоны).
– Я хотел бы подчеркнуть, что уже этой весной ГАЗ поставил медикам Узбекистана 20 медицинских автомобилей, в том числе и мобильные медицинские комплексы в рамках договора, подписанного на международной промышленной выставке «Иннопром», наверное, бригады скорой медицинской помощи их успели распробовать и оценить, – напоминает кандидат экономических наук, доцент Василий Самыкин. – Реальная возможность для Группы ГАЗ зайти на узбекский рынок сегодня, безусловно, есть, и не только в сегменте спецтехники. Ибо большие ЛиАЗы, городские низкопольники и маршрутные такси там сейчас в основном представлены такими брендами, как итальянский IVECO и германский MAN. Если ГАЗ зайдет со сборкой на территорию Республики Узбекистан, то даже в случае так называемой «отверточной сборки» SKD, Semi Knocked Down, поставка полностью готовых к сборке комплектующих, часто уже в виде крупных узлов, все равно способна снизить отпускную цену на местном рынке где-то на 12–15% в среднем.
Исторически оправданно
В советское время в УзССР автопрома не было. Все, что двигалось, местной сборки, – это тракторы Ташкентского тракторного завода. Впрочем, они представляли собой не более чем трехколесные хлопкоробские варианты минского и владимирского трактора. Именно трехколесный трактор в отличие от четырехколесного с полноценной двухколесной передней тележкой не сминал кусты хлопка.
– Вообще в советский период на Ташкентском тракторном если сумели единственно что создать собственное, так это логотип или эмблему, как угодно назовите, – поделился с «АН. Волга» работающий ныне в России инженер Бегали Назиров. – А вот после 1991 года – да, пошли различные собственные модели, в том числе пропашные, началась отверточная сборка John Deer.
В постсоветское время в Республике Узбекистан развился благодаря сотрудничеству с азиатскими брендами собственный автопром. Еще в июне 1992 года президент РУ Ислам Каримов в ходе официального визита в Южную Корею посетил заводы концерна Daewoo. В итоге была достигнута договоренность совместно с южнокорейской корпорацией. В 1994 году Daewoo и локальная компания UzAutoSanoat создали совместное автомобилестроительное предприятие UzDaewooAuto. С тех пор автомобильные производства действуют в городе Асака Андижанской области, в Ташкенте, в Питнаке Хорезмской области, на созданном на пустом месте, в стиле СССР 1930-х годов, крупнейшем в постсоветской Центральной Азии автозаводе проектной мощностью 250 тысяч автомобилей в год. Впрочем, проектную мощность 250 тысяч машин предприятию удалось достигнуть не в планировавшемся 2002-м, а только в начале 2010-х годов, да и то ненадолго, поскольку компания Daewoo обанкротилась.
– При этом не удалось достигнуть ни планируемого уровня внутреннего спроса, ибо население не слишком богато, ни экспортных показателей по странам СНГ, – рассказывает Василий Самыкин. – Дело в том, что в России и на Украине построили новые автосборочные заводы той же Daewoo, выпускавшие те же модели. Потом грянул кризис-2008, потом ввели санкции, курс доллара вырос, в итоге склады в Ферганской долине оказались переполненными, а завод в Асаке вообще на время отправил рабочих на каникулы. Еще один провал – нереализованный проект сотрудничества с Land Rover, британо-турецко-узбекское производство должно было начать работу в мае 2003 года на заводе SamAuto в Самарканде. В итоге программа была свернута, а затем и отменена. Впрочем, вскоре британская компания перестала выпускать и классический рамный Land Rover Defender, который планировалось собирать из турецких комплектующих.
Что день грядущий нам готовит
Тем временем концерн Volkswagen–Audi снова приступил к сборке на мощностях ГАЗа, инвестировав в контрактную сборку бюджетного паркетника Taos 63 млн евро. Для запуска кроссовера линию сборки модернизировали, запустив онлайн-мониторинг качества наиболее важных элементов, и построили новую автоматизированную линию в цехе сварки для производства капотов, багажников и крыльев.
– Санкции санкциями, а локализация продолжается по расписанию, – иронизирует Василий Самыкин. – На самом деле компании не всегда готовы следовать в фарватере политической повестки своих стран, если это грозит убытками, это еще Вторая мировая война доказала. Напомню, Volkswagen инвестировал 6 млрд рублей в контрактную сборку Taos. Ранее Volkswagen приостановил сборку на ГАЗе вслед за санкциями США, введенными против завода. «Заклятые западные партнеры» сдают назад, это позитивный сигнал для реального сектора промышленности.
Возвращение бренда Volkswagen на нижегородскую площадку после длительного отсутствия, вероятнее всего, результат успеха Германии в переговорах с США относительно ведения бизнеса в России.
– Если удастся еще договориться с узбеками, завод воспрянет, – уверен Василий Самыкин. – Учтем и то, что ГАЗ уже представил праворульную версию Sadko NEXT для Австралии и Новой Зеландии, ее как раз можно будет собирать в Узбекистане, отправляя затем через Китай конечным потребителям. А отзывы в профильной австралийской и новозеландской прессе очень хорошие.