В Нижнем Новгороде прошло мероприятие, имеющее немного громоздкое, зато предельно понятное название: «расширенное заседание регионального совета Нижегородского регионального отделения (НРО) Союза машиностроителей России».
Тот факт, что столица ПФО – один из национальных лидеров по количеству производственных предприятий и конструкторских организаций, связанных со всеми секторами машиностроения – легкого, среднего и тяжелого – обеспечивает хорошее практическое поле для подобных событий. В последние годы мы в какой-то степени наблюдаем даже определенный ренессанс машиностроения. В первую очередь в сферах обороны и транспортной.
Традиции и современность
– Нижегородская область – один из основных промышленных центров России, – сказал на открытии мероприятия заместитель губернатора Андрей Саносян. – По объему промышленного производства регион стабильно входит в десятку лидеров, занимая второе место в ПФО. У нас работают более 600 крупных и средних промышленных предприятий, на которых трудится каждый четвертый занятый в экономике, поэтому для развития Нижегородской области крайне важны совместные усилия органов государственной власти, общественных организаций и участие промышленных предприятий.
Несомненно, количество живых и работающих производств – очень важный показатель. Но почему «столичный» регион округа остается на втором месте?
– Первое место в ПФО по объему промышленного производства – у Республики Татарстан, – поясняет кандидат экономических наук Василий Самыкин. – Дело в том, что в суммарный индекс входят и обрабатывающая, и добывающая отрасль. А в Татарстане не только такой автомобильный гигант, как КамАЗ, но и крупное нефтедобывающее предприятие – «Татнефть». Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в Республике Татарстан за I квартал текущего года, достиг 821,1 млн рублей. Вот официальные данные республиканского минпрома: за январь–март добыто 8,1 млн тонн нефти, произведено 14 387 грузовых автомобилей, 3,4 млн шин, покрышек, камер, 178,1 тыс. тонн синтетического каучука. А эти позиции тесно связаны с нефтедобычей и нефтепереработкой. У нас, конечно, тоже есть ЛУКойл в Кстове и СИБУР в Дзержинске, но количественно это несравнимые объемы.
Машиностроение в Нижегородской губернии – крае – области имеет давние традиции. Подтверждение этому легко найти в исторических источниках.
– В XIX веке показатели выпуска паровозов и пароходов имели примерно такую же статистическую значимость, как сегодня выпуск автомобилей и гражданских самолетов, – рассказывает кандидат исторических наук Сергей Белов. – И тут наш регион давал фору всей империи. Адмирал Степан Осипович Макаров, рассердившись на излишне рискованную манеру сбора гидрологических данных во время исследований русского Заполярья лейтенанта Александра Колчака, в 1902 году говорил ему: «Еще раз ослушаетесь начальника экспедиции – пошлю вас в Сормово на военную приемку. И никаких белых медведей больше не увидите, там только котлы и шатуны, их и станете пересчитывать и описывать». Но в Сормове строили не только пароходы, выпускали еще и паровозы. Серия Ов, знаменитая «овечка», оказалась настолько удачной, что тиражировалась и в Коломне, и в Харькове. Можно и нужно, конечно, вспомнить также первые в мире сормовские дизель-электроходы «Вандал» и «Сармат», это 1903 год.
Конверсионные заботы
В ходе прошедшего заседания ректор Нижегородского государственного технического университета имени Ростислава Алексеева Сергей Дмитриев отметил, что вуз активно работает с предприятиями региона в деле подготовки кадров, причем со стороны промышленных компаний существует явный запрос на дальнейшее развитие этого направления.
– Нам важно понимать, кто будет работать на высокотехнологичном оборудовании, кто будет руководить промышленностью в будущем. В этом направлении у Нижегородской области огромная практика, потенциал, который надо проецировать на другие регионы, – согласился с ученым генеральный директор АО «Концерн „Уралвагонзавод“» Александр Потапов.
Пресс-служба областного правительства в официальном релизе также сообщила, что участники заседания обсуждали вопрос диверсификации производства на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Этот аспект тесно связан с президентским наказом: Владимир Путин поручил к 2025 году нарастить долю выпуска гражданской продукции, а также продукции двойного назначения предприятиями оборонно-промышленного комплекса до 30%. Впрочем, по данным нижегородского министра промышленности Максима Черкасова, здесь наш регион уже в лидерах. Если на 2020 год была поставлена задача повысить уровень диверсификации на предприятиях ОПК до 17% в целом по стране, то в Нижегородской области этот показатель составил уже 28,6%.
– 1,4% за четыре года область, конечно же, доберет, – не сомневается Василий Самыкин. – Дело в том, что у нас с советских времен на всех оборонных предприятиях действовали цехи ТНП, товаров народного потребления. То же Сормово – это не только танки в годы Великой Отечественной войны и подводные лодки в послевоенное время, но и стиральные машины «Ока» и пылесосы «Вихрь». Я уж не говорю про телевизионный завод имени Ленина, нынешний НИТЕЛ, или Горьковский автомобильный.
Перспективный подход
– Эффективность работы ОПК – важнейший ресурс роста всей экономики, – заявил в ходе всероссийского мероприятия Максим Черкасов. – Именно оборонная отрасль должна задавать планку по многим технологическим и производственным параметрам и оставаться одним из локомотивов развития инноваций, в том числе двойного и гражданского назначения.
Эксперты – специалисты в профильных отраслях разделяют мнение нижегородского министра промышлености.
– В авиастроении в последние годы это реальная работающая тенденция, – уверен доктор технических наук, профессор, полковник Военно-космических сил России Олег Корсун. – Пример – да хотя бы создание «Гражданских самолетов Сухого». А в вашем регионе с этим всегда все обстояло весьма неплохо. На ОАО «Нижегородский авиационный завод „Сокол“» выпускали гражданский самолет «Гжель», он же М-101 Expedition. Борская верфь «Теплоход» выпускает гражданские буксиры, обстановочные плавсредства и в то же самое время большие гидрографические катера и рейдовые водолазные суда по заказу Военно-морского флота России. На том уровне компетенции, что у вас уже сформировался, можно делать хоть броневики, хоть гражданские внедорожники, хоть боевые экранопланы, хоть прогулочные суда на воздушной подушке. Тут вашим инженерам и рабочим все карты в руки.
Несколько более скептично, чем инженер, к теме относится профессиональный экономист.
– Я не совсем понимаю, как будут считать пресловутые 30% гражданской продукции: если по региону, то мы почти в шоколаде, если по каждому конкретному предприятию, то все гораздо грустнее, – считает Василий Самыкин. – Да, тот же научно-производственное предприятие «Салют» выпускает лампы бегущей волны для СВЧ-печей и рубидиевые атомно-лучевые трубки, это гражданская продукция, но в сравнении с государственным оборонным заказом это мизер. Арзамасскому приборостроительному заводу легче, он приборы учета воды и газа выпускает. Но вот Научно-исследовательский институт измерительных систем имени Ю. Е. Седакова, ему что делать? Спешно создавать гражданский метеорадар для рыбаков и дачников? Ну, там справятся, не вопрос, но не отвлечет ли этот «ресурс ума» от более важных оборонных задач? Мое мнение однозначно: считать перцентаж гражданской продукции нужно по всему региону, а не по отдельному предприятию. Чтобы не заставлять существующие предприятия и учреждения с многолетними уникальными компетенциями заниматься проектированием закаточных устройств для домашнего консервирования или электрических мясорубок.