> Бизнес в России: рост или стабильность? - Аргументы Недели. Челябинск

//Экономика 13+

Бизнес в России: рост или стабильность?

1 июня 2021, 11:11 [«Аргументы Недели. Челябинск», Владимир Филичкин  ]

На фото Андрей Коршунов

Ежегодно 26 мая отмечается День российского предпринимательства, установленный указом президента России Владимира Путина от 18 октября 2007 года № 1381. Таким образом, в стране был учрежден еще один профессиональный праздник с целью привлечения внимания общественности к вопросам развития российской экономики, проблемам среднего, малого и крупного бизнеса.

Предпринимательство в России действительно есть. Уже привычно со всех трибун государство заявляет, что его надо поддерживать и развивать. К этому празднику обычно подводится множество итогов и достижений.

О непростой судьбе российского предпринимательства согласился рассказать адвокат, председатель челябинской адвокатской коллегии «Экономическая» Андрей Коршунов.

Что страшнее коронавируса

Онлайн-банк «Тинькофф-бизнес» опросил более 7000 российских предпринимателей и узнал, как себя чувствует малый и средний бизнес после года пандемии. Эти опросы проходили в феврале 2020-го и в марте 2021 года. В опросах 2020-го и 2021 года предприниматели выделили три основных риска для развития бизнеса: рост налоговой нагрузки, влияние санкций и чрезмерное внимание к операциям бизнеса со стороны государственных ведомств.

А к ним в 2021 году добавились еще и коронавирусные ограничения. Причем сложности из-за карантинных мер возникли у 53% предпринимателей.

По данным социологии, почти четверть компаний сократили свой штат. Закрыли несколько точек 16% предпринимателей. Больше чем у половины бизнесменов в 2020 и 2021 годах упали обороты.

А по данным реестра малого и среднего предпринимательства, число компаний за год заметно снизилось — на 246 800 по сравнению с 2019 годом. Количество ИП сократилось на 115 900, юрлиц — почти на 131 000.

Все под контролем

Как видно из СМИ, существующий в стране административный контроль власти действительно постоянно пытаются снижать. Но все никак не могут снизить.

У нас существуют многочисленные надзорно-контрольные органы, которые по-прежнему непрерывно проводят проверку работы предпринимателей. Например, аттестовано или нет рабочее место; информируют ли они или нет о том, что в свою школу они пригласили иностранного преподавателя; выдает или нет хозяин, персоналу, средства индивидуальной защиты; разбит ли мусор по категориям и, соответственно, сертифицирован ли он…. Не говоря уже о многочисленных пожарных требованиях, требованиях налоговых органов и многом другом

Прекрасно, что была проведена «Регуляторная гильотина» — инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду в России. Было признано, что многие запреты не дают никакой пользы.

Данная государственная инициатива началась с отмены ни много ни мало 30 002 нормативных актов 1 января 2021 года. Под отмену попали морально устаревшие нормативные документы, начиная с первых декретов советской власти и до норм современного регулирования.

Но тем не менее запретительное законотворчество в стране не ослабевает, постоянно появляются новые статьи в Кодексе об административных правонарушениях. С новыми значительными штрафами. Сейчас говорят, на днях появился еще один законопроект, который предусматривает очередное увеличение штрафов. В итоге с помощью этих штрафов средства у предпринимателей постоянно изымаются. Но деловые люди ведь совсем не крайнее звено в пищевой цепочке. И в итоге все эти издержки переносятся на население.

Контроль или развитие?

Есть несколько интересных идей, которые предлагаются и сегодня обсуждаются в предпринимательской среде по уменьшению административной нагрузки на бизнес.

Например, выдвигалось предложение о том, чтобы штрафовать предпринимателей только после того, как они не выполнили требования проверяющих органов по приведению в порядок в своей сфере. Предлагалось, поставить в приоритет не наказание, а приведение в порядок всей деятельности предпринимателей. Изменить весь подход к этому вопросу: провести проверку, найти нарушения, дать время на их устранение. И если после того, как предприниматель не исправит все выявленные нарушения, только тогда его можно наказывать рублем.

Сегодня штрафы, налагаемые на бизнес, большие. И получается, что бюджет за счет этого пополняется конечно. Но вот ту курицу, которая несет золотые яйца, стоит ли пускать под нож?

В конце концов, хотелось бы придти к тому, что пора уже признать, что предприниматель – существо для общества полезное. Потому что все, что мы говорим про качество жизни простого человека, во многом обеспечивают именно предприниматели. Причем, как правило, самые малые и беззащитные. Хорошо ведь, пойти к ним купить пирожок, пойти подстричься, сделать маникюр, сходить на тренировку в тренажерный зал. Ведь это все нам создают малые предприниматели. Хотя у нас часть общества и не задумывается об этом. И по традиции все также не любят буржуинов. И ругают во всех социальных сетях этих самых коммерсантов. Но если гипотетически предположить, что завтра все предприниматели пропадут, то во многом, кроме государственных учреждений, ничего и не останется…. И что получится? Ни поесть, ни подстричься, ни побриться…. Чтобы было понимание, что предприниматели делают много полезного для людей.

Чем менее зарегулирована отрасль, тем больше в нее инвестиции. Гвидо Калабрези – американский юрист и судья, один из лидеров нового научного направления – «Право и экономика», анализа существующих правовых институций с экономической точки зрения, проследил зависимость того, что отрасли, которые излишне зарегулированы, подвержены оттоку инвестиций. Туда никто не хочет вкладывать, деньги, грубо говоря. И причитания об инвестиционном климате, которые у нас уже стали второй национальной идеей, на сегодняшний день не конструктивны. Потому что все говорят, что нужно улучшать инвестиционный климат, но при этом не снижают зарегулированность предпринимательской отрасли.

В моем понимании инвестиции – это когда человек с деньгами видит воочию экономическую привлекательность их вложения в ту или иную отрасль предпринимательства. А поскольку у нас предпринимательство излишне зарегулировано, – все еще, во многом, задавлено административным прессом – то совокупная нагрузка на предпринимателя по-прежнему очень большая. Начиная от каких-то мелких вещей, которых собственно и не нужно, наверное, вообще делать.

Например, ставить повсюду кассовые аппараты, отчетность постоянно относить многочисленным контролерам и проверяющим. Все это требует от предпринимателей и времени, и денег. Соответственно, это ненужная, непроизводственная нагрузка на бизнес. И все это приводит к тому, что рентабельность такая, как многие утверждают, что сегодня стало уже невыгодно что-то производить. Выгодно просто скупать валюту. И сидеть после этого и ждать очередного изменения валютного курса. Просто купить доллары и ждать.

Как жить дальше?

И пока в стране не станет комфортно вести бизнес, думаю, что и с инвестициями ничего не изменится. Люди будут по-прежнему скупать доллары и прятать их в подушку…

Предприниматели сегодня выживают как могут. Вот при советской власти были цеховики. Есть мнение, что их деятельность и накопление с их участием неучтенного нала во многом способствовали распаду СССР

Когда крышуя этих теневых предпринимателей люди во власти скопили большие суммы денег, региональные царьки стали понимать, что федеральный центр им вовсе и не нужен.

Понимаете, даже в советское время были люди, которые вопреки всему пытались заниматься предпринимательством и делать при этом что-то полезное для людей. И население им за это охотно отдавало свои деньги. Поэтому какая-то часть общества будет и сегодня стараться что-то предпринимать, что-то делать в бизнесе. И с этим ничего не поделаешь. Как их не запрещай, как их не наказывай. И они могут в итоге оказаться даже сильнее всемогущей системы.

Не все еще понимают, что только развитие предпринимательства приведет к росту благосостояния населения, комфортности проживания в данной местности. Где можно будет пойти, например, и выпить чашечку кофе рядом с домом или работой. Можно будет без проблем сходить на массаж. И прочее, прочее. И это все будет людям обходиться очень недорого. Потому что бизнес не будет нагружен всеми этими ненужными издержками. У нас же рассуждают как: давайте, для порядка, добавим бизнесу каких-то еще отчетов. А для выполнения этих отчетов нужно нанять еще какого-то человека. Ему нужно будет платить зарплату. С его зарплаты нужно платить налоги. Соответственно, эти все затраты в дальнейшем непременно перекладываются на стоимость конечного продукта. И для населения это становится дорого, и они начинают экономить на всем. Предпринимателю его деятельность тоже становится невыгодной, и он просто отказывается от своего бизнеса. И получается, что колесо экономики начинает вращаться медленнее. Соответственно, получается замкнутый круг. И, конечно же, все эти люди, сократив потребление, платят государству меньше налогов. И государству становится не по силам выполнять свои социальные программы. И самые незащищенные слои населения страдают при этом еще больше. Потому что одно за другое цепляется.

Знаете ли вы, что в некоторых странах, в кризис, бизнесу наоборот снижают налоги. Именно с тем, чтобы брать больше с оборота, чтобы бизнес шевелился и производил больше товаров. Вот такое интересное стимулирование.

Парадоксы цивилизации

Благосостояние общества давно надо определять по уровню потребления товаров. Специалисты говорят, что сейчас мы все еще не достигли уровня потребления, который был в римской империи. Где все оказывается было настолько развито, что если сравнивать римское право с тем гражданским правом, которое мы сегодня имеем, то получится конфуз. У нас многие юристы говорят о примитивизации гражданского законодательства, как регулятора многих жизненно важных процессов. У нас сегодня оборот более упрощенный, и потребляется на душу населения меньше благ. И живут люди хуже.

У нас конечно есть айфоны и холодильники, но получается, что в древности люди жили веселее, и потребление у них было разнообразнее. Грустно все это. Если не брать в расчет развития науки и техники, а говорить только о потреблении материальных благ.

Мы постоянно говорим об оттоке капиталов и предпринимателей, из регионов, где для них создана некомфортная среда. Если вы месяц выясняете делать или не делать переход на площади Революции, а в это время экономически активное население, которому этот переход не больно то и нужен, страдает от других проблем. А нужно им сделать более удобный проезд. Доступные парковки в центре города, чтобы можно было быстро привести детей в садик и поехать на работу. А они стоят в пробках. По два, по три часа. Попробуйте припарковаться, когда вы приезжаете в какие-то государственные учреждения. Деловые люди, не выходят на акции протеста, они голосуют ногами и выбирают более удобный город для ведения бизнеса. Сегодня деньги перетекают легко, простым нажатием кнопки. И там, где их не любят, там, где их тяжело делать, они не задерживаются. А если бы эти деньги остались у нас, то это бы позволило региону гораздо успешнее развиваться.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Политика

Сенатор Косачев: решение по Украине примут не в Киеве, а в высоких овальных кабинетах

Заместитель председателя Совета Федерации Константин Косачев заявил, что принимать решение по урегулированию украинского конфликта, вероятно, будут не в Киеве, а в "более высоких овальных кабинетах". Политик сделал такое заявление, пояснив, что Украина зависима от западных спонсоров, - передает РИА Новости. По словам Косачева, также возможно, что принимать окончательные решения будут не нынешние украинские лидеры. "Весь пафос лозунгов "ни слова об Украине без Украины" может свестись к тому, что Киев просто уведомят о принятых в более высоких овальных кабинетах решениях", - выразил мнение политик. Будущий спецпосланник США по Украине Кит Келлог ранее заявил, что Дональд Трамп хочет устойчивой договоренности между Москвой и Киевом и сможет добиться ее "в относительно короткий срок". Как отметил Косачев, в какой-то степени это было бы выходом для киевского режима, который может сослаться на то, что ему не оставили выбора.