Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Нижний Новгород → Экономика № 13(757) 7 – 13 апреля 2021 г. 13+

Владимир Путин ознакомился с программой развития нижегородской агломерации

, 10:11

Владимир Путин ознакомился с программой развития нижегородской агломерации

Как обеспечить развитие регионов и каковы должны быть финансовые механизмы этого развития, обсуждалось на заседании правительства России 31 марта 2021 года. Президент России Владимир Путин провел это заседание в режиме видеоконференции.

Для обсуждения темы развития регионов помимо членов правительства были приглашены три губернатора: от Челябинской области – Алексей Текслер, от Нижегородской области – Глеб Никитин и от республики Мордовия – врио главы региона Артем Здунов.

Алексей Текслер рассказал об уже действующих механизмах финансовой поддержки регионов (в прошлом году на это было выделено более 500 млрд рублей), о проблемах, с которыми сталкиваются обремененные долгами регионы (в особенности бравшие кредиты в коммерческих банках), и о возможной финансовой санации таких субъектов федерации, чтобы они могли не только обслуживать уже сделанные долги, но и находить средства на развитие своих регионов.

Для этого губернатора Челябинской области предложил запустить дополнительный (к уже принятому решению по инфраструктурным облигациям) долгосрочный механизм целевого кредитования, нацеленный на развитие инфраструктуры.

При этом утверждение предлагаемых регионами проектов должно производиться правительством России, а сама реализация таких проектов должна проходить в рамках казначейского сопровождения, чтобы не допустить нецелевого расходования средств.

В качестве примера закредитованного региона выступила Республика Мордовия, врио главы которой Артем Здунов рассказал о проблемах, с которыми он столкнулся, возглавив регион, о предпринятых шагах по стабилизации финансового положения республики, о полученной помощи от федерального бюджета и о тех мерах, которые (если они буду приняты) могли бы позволить региону не только расплачиваться с долгами, но и инициировать программы развития.

Нижегородская область была использована в качестве примера региона, финансово благополучного, имеющего программы развития и инвесторов, готовых в этих программах поучаствовать. И предметом доклада нижегородского губернатора стали предложения о том, какая помощь со стороны федерального бюджета могла бы это развитие ускорить, превратить его из поступательного в прорывное. Это особенно важно в период, когда экономика еще не до конца оправилась от последствий пандемии, и если не предпринимать серьезных мер, то только на ее восстановление может уйти от года до трех лет.

«Благодаря своевременным мерам, принятым в прошлом году, регионам удалось пройти сложный период с минимальными потерями. Но сейчас, когда эпидемия в значительной степени уже позади, необходимо вернуться к повестке долгосрочного развития, при этом важно придать ей новый импульс», – констатировал в своем докладе Глеб Никитин.

Главное условие успеха нижегородский губернатор видит в системности стратегии развития региона: «Опыт развития ведущих российских регионов демонстрирует, что это возможно только благодаря системному и комплексному подходу к развитию территорий. Яркий пример здесь – Москва. Четкая, продуманная стратегия развития, масштабные инвестиции в инфраструктуру сформировали устойчивую основу для быстрого роста экономики города на годы, а возможно, и на десятилетия вперед».

Глеб Никитин отметил, что на базе применения такого принципа правительство Нижегородской области сформировало масштабную программу развития нижегородской агломерации. Развитие Нижнего Новгорода и сопровождающие его экономические и социальные процессы давно перехлестнули административные границы областного центра и вовлекли в функционирование мегаполиса трудовые ресурсы городов-спутников. Одновременно многие нижегородские предприятия или выносят части своего производства на сопредельные городу территории, или привлекают в качестве подрядчиков и поставщиков компании из близлежащих населенных пунктов. Наконец вопросы логистики уже давно невозможно было решать, не вынося важнейшие объекты за пределы Нижнего Новгорода.

Поэтому при создании стратегии развития региона уже протекавшие стихийно процессы были проанализированы, осмысленны и учтены в проектах, положенных в основу комплексного плана развития.

Глеб Никитин рассказал президенту о четырех ключевых проектах первой очереди разработанной программы.

 

Важнейшие проекты программы комплексного развития нижегородской агломерации

1. Редевелопмент территории исторического центра Нижнего Новгорода. Этот проект позволит эффективно использовать более 250 га в шаговой доступности от Нижегородского кремля, вместо депрессивных территорий сформировать территорию с активной деловой жизнью, развить IT-квартал и новый кампус IT-факультета Нижегородского государственного университета им. Лобачевского – в итоге получить минимум 20 000 рабочих мест, обрести значительный рост туристического потока.

2. Развитие южных территорий Нижнего Новгорода для жилищного строительства площадью почти 7 млн кв. м. При этом 20 тысяч человек уже проживают на данных территориях и остро нуждаются в качественной и доступной инфраструктуре, в том числе транспортной. Ключевым элементом развития здесь является строительство дублера пр. Гагарина. Действующая магистраль исчерпала пропускную способность.

3. Комплексная реформа всей системы общественного транспорта для комфортного и быстрого перемещения более 500 млн пассажиров ежегодно.

4. Создание индустриальной инфраструктуры особой экономической зоны «Кулибин» в Дзержинске. Это промышленная территория, позволяющая привлечь до 100 млрд рублей частных инвестиций.

 

«Совокупная стоимость комплексной программы в первые 10 лет превышает 460 млрд рублей. При этом хочу отметить, что из них почти две трети – это средства частных инвесторов и ресурсоснабжающих организаций. Оставшиеся чуть более трети необходимых инвестиций должны быть профинансированы государством», – сообщил глава региона.

Губернатор подчеркнул, что большинство российских регионов такими возможностями не обладает, что негативно сказывается на их развитии.

Глеб Никитин подчеркнул, что быстрое развитие инфраструктуры создает предпосылки и для последующего быстрого развития экономики. И это тот эффект, который надо иметь в виду, оценивая целесообразность вложений в инфраструктуру.

«Инфраструктурные инвестиции ведут к формированию масштабного положительного эффекта, который выражается в росте экономики региона, увеличении налоговых и бюджетных поступлений. Сейчас минфин традиционно рассчитывает бюджетную эффективность только от конкретного проекта, когда плательщиком является инвестор. Но если учитывать косвенный эффект, в том числе поступления НДФЛ и НДС как в рамках самого проекта, так и в связи с ростом экономической активности в целом, становится очевидно, что проект позволяет не только покрыть затраты на возврат и обслуживание кредита, взятого на его реализацию, но и дает дополнительный доход», – сказал глава региона.

В качестве положительного примера Глеб Никитин назвал реализацию проекта Московского центрального кольца, которая позволила вовлечь в активную жизнь города огромные ранее депрессивные территории, старые промзоны. Это в итоге привело к быстрому росту экономической активности, формированию новых источников дохода. В результате сейчас данный проект признается всеми экспертами как один из самых удачных.

«По тем нижегородским проектам, о которых я говорил, мы вместе с ДОМ. РФ и коллегами из правительства России рассчитали эффект. За 30-летний срок совокупный прямой бюджетный эффект от реализации первой очереди программы достигает 800 млрд рублей, что почти в 1,5 раза превышает затраты на платежи по долгу по рыночной ставке. Мировой опыт показывает, что именно масштабные расходы на инфраструктуру за счет долгового финансирования приводят к выдающимся темпам экономического роста», – сказал Глеб Никитин.

«Итогом реализации таких проектов, – подчеркнул губернатор, – будет не точечный эволюционный рост, который у нас был и которым мы были удовлетворены. Но мы понимаем, что для выполнения национальных целей нужен другой темп, нужен прорывной экономический рост, опережающий реализацию национальных проектов, рост доходов жителей, рост занятости и в итоге в стратегической перспективе – рост численности населения».

Глеб Никитин предложил президенту одобрить запуск разработанной в правительстве программы, которая обеспечит такие перспективные проекты долгосрочными источниками финансирования. При этом такая программа должна идти под жестким контролем правительства на всех ее стадиях: от отбора проекта до ее фактического финансирования.

«Долгосрочный характер долга очень важен, – сказал глава региона, – он должен соответствовать сроку жизненного цикла объекта инвестирования, он должен составлять до 30 лет с постепенным его погашением в течение всего срока. Это позволит избежать неконтролируемого роста задолженности. Учитывая эти ограничения, речь идет, по сути, о проектном долге, то есть аналоге проектного финансирования. Это подразумевает, что он должен иметь отдельный учет и отдельные ограничения по предельному размеру».

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram