Казус Лукойла
29 марта 2021, 09:00 [«Аргументы Недели», Александр Фролов, заместитель генерального директора Института национальной энергетики ]
ЛУКОЙЛ получил инвестиционную надбавку к обратному акцизу. По существующим оценкам, это позволит компании почти полностью покрыть затраты на модернизацию «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» – её нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), расположенного в Нижегородской области. Невольно возникает вопрос об уместности и разумности подобных льгот.
Формально проект по дальнейшей модернизации «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтеза» подпадает под требования соглашения о модернизации, которое предусматривает поощрение ввода в эксплуатацию установок замедленного коксования и гидроочистки. Но сомнения в оправданности государственных льгот вызывает тот факт, что компания ещё до подписания инвестиционного соглашения смонтировала основное оборудование в рамках данного этапа модернизации (объект готов уже на 85%), а ввод в эксплуатацию запланировала на конец этого года.
Есть и ещё один тонкий момент. Связан он с историей приобретения актива. В этом году исполнится двадцать лет с момента, когда ЛУКОЙЛ купил нефтяную компанию «НОРСИ-Ойл», которой принадлежал нижегородский НПЗ. Продавцом выступало государство. За 87% акций оно получило 26 млн долларов. Эта сумма на тот момент преподносилась как большая победа руководства «НОРСИ-Ойл», которому удалось поднять стоимость акций более чем на 4 млн долларов – с 21,8 млн долларов. Что тут скажешь? Фантастическое достижение! Только вот уже через пять лет, согласно годовому отчёту ЛУКОЙЛа за 2007 год, компания приобрела у миноритарных акционеров 7,65% уставного капитала «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтеза» за 154 млн долларов. Это увеличило долю ЛУКОЙЛа в нижегородском заводе до 96,91%.
Судя по такой чудовищной разнице в ценах, новый собственник должен был совершить экономическое чудо, превратив ничего не стоивший актив в жемчужину. Однако в реальности ничего похожего не произошло. Уже на момент покупки Нижегородский завод был одним из самых мощных нефтеперерабатывающих предприятий в стране и одним из наиболее привлекательных с точки зрения качества и номенклатуры производимой продукции. Да, конечно, завод был «сухим» - то есть у управляющей компании не было собственных добычных активов. Но неужели это достаточный довод, чтобы купить НПЗ мощностью порядка 21 млн т в год (по открытым данным на 2001 год) за 26 млн долларов? Чуть более миллиона долларов за миллион тонн мощности... Сделка – чрезвычайно выгодная для ЛУКОЙЛа, но проигрышная для государства. Поговаривали, что здесь не обошлось без помощи лоббистов, к числу которых относили, в том числе, Германа Грефа, занимавшего в 2001 году пост министра экономического развития.
Вернемся, однако, к модернизации и государственным субсидиям, полученным ЛУКОЙЛом на развитие Нижегородского завода. Общероссийская программа модернизации НПЗ была принята уже десять лет назад. Инвестиционная привлекательность этого процесса обеспечивалась налоговыми стимулами. К примеру, в 2012 году ставка акциза на бензин третьего экологического класса составляла 7,88 тыс. рублей за тонну, а на бензин пятого экологического класса – 5,1 тыс. рублей за тонну. С середины 2010-х годов акцизы начали стремительно расти, а разница между ставками на Евро-3 и Евро-5 – не менее стремительно сокращаться. К настоящему моменту на менее экологичный бензин этот налог достиг 13,62 тыс. рублей за тонну, а на более экологичный – 13,26 тыс. рублей.
Рост налогового давления снижал инвестиционную привлекательность. Хотя основная масса мероприятий в рамках модернизации российских заводов завершилась до 2016 года, но и сегодня нефтяные компании продолжают совершенствовать свои НПЗ. В текущем десятилетии планируется ввод в эксплуатацию около 40 новых установок вторичной переработки.
Существенный удар по российским нефтеперерабатывающим заводам нанёс новый виток большого налогового манёвра, который начал реализовываться в 2019 году. В его рамках постепенно снижались экспортные пошлины и росло налоговое давление на добычу. В голом виде налоговый манёвр провоцировал вывоз сырой нефти и убивал нефтепереработку. Чтобы не допустить такого развития событий, финансово-экономическому блоку правительства пришлось спешно придумывать для налогового манёвра костыли. Таковыми стали обратный акциз и демпфирующая надбавка. А также – инвестиционный коэффициент к обратному акцизу на нефтяное сырьё. Чтобы получить этот коэффициент, необходимо инвестировать в установки вторичной переработки чёрного золота свыше 50 млрд рублей до 2026 года. Если упростить вопрос, то речь идёт о налоговом вычете. Нефтяникам, подписавшим и выполняющим соответствующее соглашение, возвращается часть собранных с них налогов. Парадоксально, но крупные модернизированные НПЗ с высокой глубиной переработки считаются рядом экспертов наименее вероятными получателями инвестиционной надбавки.
А вот ЛУКОЙЛ надбавку получил. Понятно, что частная нефтяная компания инвестировала в Нижегородский завод, но она на нём и зарабатывала. ЛУКОЙЛ традиционно направляет на дивиденды весь скорректированный свободный денежный поток. Безусловно, держателями акций могут быть и простые граждане, но в первую очередь выгодополучателями являются топ-менеджеры компании. Государству остаётся только собирать подоходные налоги. Интересно, насколько велик их размер, если выводить средства в оффшорные структуры?
Предоставив ЛУКОЙЛу льготы, которые компенсируют большую часть затрат на нынешний этап модернизации нижегородского завода, государство поспособствует росту благосостояния нескольких частных бизнесменов, бюджет же от этого ничего не выгадает. Напротив, государство – не совсем понятно на каком основании – вернёт часть ранее собранных с ЛУКОЙЛа налогов, и частная компания улучшит свои финансовые показатели. Возникает вопрос: разумно ли предоставлять льготы на таких условиях или всё-таки инвестиционное соглашение частников с правительством должно заключаться на взаимовыгодной основе? Вопрос, к сожалению, риторический.