Алкогольно-табачная отрасль подвела итоги пандемийного 2020 года. Как можно было предсказать, злоупотреблять спиртным на карантине народ стал заметно серьёзнее. Причём в лидеры «коронавирусного роста» неожиданно вырвались экзотические для России напитки. Главный выигрыш от этой ситуации получило государство, нарастившее свои доходы от товаров зла до небывалых в истории величин.
Лучшие друзья А. Силуанова
В середине 2020 г., когда с госбюджетом всё стало откровенно плохо (дыра в нём, по итогам года, достигла небывалых в истории 4, 1 трлн руб.), правительство отбросило всякое лицемерие по поводу своей так называемой алкогольно-табачной политики. Чтобы понять, что к чему, достаточно сравнить несколько цифр.
Восемь лет назад, в 2013 г., государство заработало на табачных акцизах 182 млрд рублей. В 2019 г. доход госбюджета в этой области достиг 522 млрд руб. (более свежих данных Госказначейство пока не даёт). Сумма сногсшибательная, больше, чем полтриллиона! Это притом что продажи легальных сигарет за это время в РФ спикировали с 346 до 237 млрд штук в год. То есть в штуках спрос на табак за 8 лет упал на 30%, тогда как в деньгах государство нарастило свой доход с этого дела ни много ни мало практически втрое. Между прочим, налог на табак приносит бюджету в 3, 3 раза больше, чем налог на бензин и дизель (167 млрд руб. в 2019 г.). Акцизы на все выпускаемые в РФ автомобили приносят бюджету только 24 млрд руб. в год, почти в 22 раза меньше, чем сигареты!
Так что табачные полтриллиона не шутки, к тому же это не только гигантские, но ещё и очень верные деньги. Именно к сигаретам первым делом потянулись руки Минфина, когда его изрядно клюнул жареный петух. Хотя ранее правительство обещало в 2021 г. не трогать цены на выпивку и сигареты, в сентябре глава Минфина А. Силуанов продавил внеплановое, резкое повышение табачных акцизов на 20%. Он прямым текстом объяснил это тем, что надо срочно затыкать кошмарные бюджетные дыры, и объявил, что резкое подорожание сигарет за год принесёт государству дополнительные 70 млрд рублей. Акцизы на алкоголь, разумеется, тоже повысили. Правда, заметно меньше чем на 20%. Это означает, что в 2021 г. табачный доход бюджета явно превысит 600 млрд руб. и станет второй по значимости статьёй пополнения госказны после сборов с нефтегазовой отрасли.
Что сказать? Казне с табака всё лучше, для курильщиков – ситуация аховая. По статистике, сигареты в РФ всё ещё курит четверть взрослого населения, 40% мужчин, 11% женщин. В среднем каждый покупает 22 сигареты в сутки, 8 тыс. сигарет в год. Это 400 пачек в год, 33 пачки – в месяц. С учётом внепланового силуановского повышения средняя стоимость пачки в 2021 г. достигла 140 рублей. То есть каждый месяц типичный российский курильщик в среднем выбрасывает на сигареты ни много ни мало 4, 6 тыс. рублей.
Одно только нынешнее повышение ставок унесло из его кармана дополнительные 620 руб. в месяц. Для большинства эти 4, 6 тыс. руб. – сумасшедшие траты, непропорционально огромные. По данным Росстата, в 2020 г. доход 51% взрослых жителей РФ был менее 27 тыс. руб. в месяц. В 2021 г. он явно особо не вырастет, тем более настолько, насколько подорожало курево. Выходит, курильщик с типичным доходом в 2021 г. будет вынужден тратить на сигареты невероятные 17% зарплаты, что выглядит полным безумием.
Конечно, ответом на дикое подорожание сигарет отчасти стал сильный рост подделок и контрабанды. По оценкам экспертов, если 10 лет назад нелегальных сигарет в РФ практически не было, сейчас их доля – от 7 до 15%. Некоторые специалисты, особенно те, что работают внутри табачной отрасли, пугают скорым ростом рынка нелегального табака до европейских масштабов, где контрабанда давно отхватила от четверти до трети продаж сигарет. Известно, что когда в сентябре 2020 г. прошли масштабные табачные рейды в нескольких регионах, оказалось, 10% сигарет в мелкой российской рознице – нелегальные, в основном белорусские. Однако, во-первых, с контрабандой в пандемию не разбежишься, границы закрыты. Во-вторых, стоит напомнить про статью 200.2 Уголовного кодекса, по которой за контрабанду алкоголя и сигарет светит до 5 лет, в составе организованной группы – аж до 12 лет. Так что даже этой отдушины у российских курильщиков толком нет. Лучший выбор, очевидно, не кормить силуановых, отдавая им уже до пятой части зарплаты, а просто бросать.
Сенсационный коктейль
Что касается выпивки, тут государство по части роста налогов действует куда аккуратнее. Это отлично видно по тем же данным Госказначейства. Самые свежие данные тут тоже только по 2019 году. Тогда акцизы на спирт принесли бюджету каких-то 442 млн руб., то есть в тысячу с лишним раз меньше табачного сбора. В целом налог на крепкий алкоголь российского производства, выше 9 градусов, за год дал госбюджету почти 40 млрд руб., на всём остальном – российском пиве, вине и пр. – получили ещё 12 млрд рублей. На импорте крепкого алкоголя государство заработало 28 млрд руб., на привозном вине – 7, 2 млрд руб., вдобавок 7, 3 млрд руб. срубили на импортном пиве. В любом случае на спиртном бюджет зарабатывает менее 100 млрд руб. в год, что радикально – примерно вшестеро меньше, чем на курильщиках.
Что интересно, 2020 г. впервые за много лет принёс заметный рост алкогольному рынку. Поскольку любителей заложить за воротник в разгар пандемии налогами особо не трогали, те, сидя по домам, действовали довольно ударно. В деньгах продажи спиртного за год подскочили на 6%. Для сравнения: спрос на все продовольственные продукты как таковые в 2020 г. вырос только на 3, 5%, на непродовольственные товары – рухнул почти на 4%.
В прошлом году выросло даже пиво, спрос на которое падал всё последнее десятилетие. Он снижался даже в год Олимпиады. В 2020 г. пива разошлось аж 675 млн декалитров, что в пересчёте даёт невообразимые 13, 5 млрд пол-литровых бутылок. Это, между прочим, по 92 бутылки на каждого жителя страны, включая младенцев. К счастью, это всё равно почти вдвое меньше рекордного в пивном плане 2007 г., когда в РФ ухитрились продать 1, 147 млрд декалитров пива.
Из прочего так называемого лёгкого алкоголя заметно подскочил народный интерес к сидру и медовухе, продажи которых рванули вверх аж на 12% – до 7, 4 млн декалитров. При этом страшно, аж на треть, рухнул спрос на так называемые винные напитки. Их продали только 17, 8 млн декалитров. Оно к лучшему, потому что эти напитки бурда, в которой по стандарту может быть не более половины настоящего вина. За данное падение спроса стоит благодарить государство, которое резко, с 17 до 40 руб. за литр, повысило акциз на эту псевдовинную дрянь. Вдобавок производителей и магазины обязали сообщать на этикетках, что «данный напиток не является вином».
Одновременно государство помогло производителям настоящего российского вина, снизив налог для тех, кто делает вино именно из российского винограда, ни с чем не смешивая. Появилась надежда, что приличного качества настоящие российские вина со временем будут вытеснять некогда популярное пойло из привозных материалов, в котором даже вина толком нет. В целом в 2020 г. продажи настоящих вин и шампанского выросли на 3%, до внушительных 73 млн декалитров. Это 510 млн бутылок по 0, 7 л, или по 3, 5 бутылки на каждого жителя нашей страны.
Что до некогда главного алкогольного напитка в РФ, то есть водки, спрос на неё в пандемию топтался на месте. Водки разошлось столько же, сколько годом ранее, 73, 7 млн декалитров. То есть 1, 47 млрд пол-литровых бутылок, что даёт по 10 бутылок на каждого жителя РФ. Настоящей сенсацией крепкоалкогольного спроса стал бешеный рывок пандемийных продаж рома и джина! Спрос на ром вырос на 22%, на джин – аж на 57%. Эксперты объясняют это неожиданной всероссийской модой среди вынужденных домашних затворников на коктейли типа рома с колой и джина с тоником.
Также пандемия в алкогольном плане неожиданно помогла мелкому торговому бизнесу. Многие переключились на покупки в ближайших магазинах у дома, в результате рост их продаж в алкогольном плане подпрыгнул на четверть. Этой же четверти недосчитались крупные супермаркеты. Кстати, средний чек на разовую покупку алкоголя в среднем по РФ в прошлом году вырос на 12%, до 490 рублей.
Что сказать. В общем, в пандемию народ расслаблялся как мог. Но эта история в прошлом, пора трезветь. По прогнозам, в 2021 г. спрос на спиртное потихоньку ослабнет, такого роста, как год назад, больше не будет. Особенно в области пива. Уже в 2022 г. спрос на спиртное в России вернётся к многолетнему долгосрочному, затяжному падению, что и к лучшему.