Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 9(753) 11 – 16 марта 2021 г. 13+

Влияние России на страны Закавказья намного выше, чем многие думают

, 18:54 , Обозреватель отдела Экономика

Влияние России на страны Закавказья намного выше, чем многие думают
Фото Danil Shamkin /ZUMA/ ТАСС

После недавних бурных событий – вспышки между Арменией и Азербайджаном – тема России и Закавказья внезапно стала особенно жаркой. Четыре соседние страны – РФ, Армения, Грузия, Азербайджан – с многовековой общей историей, сложными многосторонними отношениями образовали знаменитый «кавказский квадрат». Давно пора как следует посветить на него, внимательно посмотреть, что там и как. Экономический клубок непростой, и роль России в нём совсем не такая, как кажется.

Всем Фиолетово

Экономика Закавказья – штука порой крайне занятная. Например, когда проезжаешь Грузию, видишь необычное зрелище. По дорогам идут эшелоны автовозов, десятки за час, сплошь заполненные битыми, порой просто в хлам, легковушками. И эти раздолбанные автомобили, которые в странах назначения, в основном Казахстане, Азербайджане и Украине, ласково называют «грузинками», на сегодня ни много ни мало – крупнейшая статья экспорта Грузии. После медной руды, с которой, впрочем, у битых машин почти паритет.

В последнем нормальном для всех экономик мира 2019 г. Грузия продала за рубеж такого автобитья на огромную для её экономики сумму – 659 млн долларов. Для сравнения: экспорт вина, третья по величине статья, в 2019 г. принёс этой стране только 223 млн долларов. Этой уникальной в мировой практике ситуацией закавказская республика обязана тому факту, что в своё время при президенте М. Саакашвили грузинские власти совершили невероятный жест, который многие мировые экономисты назвали самоубийственным. Взяли и одним махом сначала срезали в два раза, затем отменили вообще любые таможенные пошлины. Сейчас это, конечно, пришлось частично отыграть назад, но на битые машины ставка по-прежнему нулевая. Вот и везут в порт Батуми сотни тысяч битых машин из США и Японии, чтобы потом подлатать и перепродать в соседние страны. Те, что не защищают себя от подобного импорта. Кстати, налог на имущество, такое как дома и квартиры, в Грузии тоже берут по очень интересному правилу. Положено платить 1% в год, но от той суммы, в которую владелец сам, на глазок, оценит свою недвижимость.

В соседней Армении вот уже 32 года тянется поразительная во многом трагикомическая история с давно легендарным железнодорожным перегоном Ванадзор – Фиолетово. Суть в том, что по территории этой во многом горной страны идут два практически параллельных друг другу участка железной дороги. Южный коридор протянут от столицы Еревана к Раздану, далее – к озеру Севан, потом – на Дилижан и Иджеван. Северный коридор соединяет второй и третий крупнейшие по населению города страны – Гюмри и Ванадзор. Поскольку ветки параллельны и соединяются только глубоко на самом юге страны, переправлять людей и грузы между основными городами приходится по сумасшедшему крюку в 450 километров. Между тем от станции Фиолетово южной ветки до станции Ванадзор северной – каких-то максимум 25 километров! Достаточно протянуть смешной длины смычку, как раз посередине между двумя основными ветками, чтобы радикально сэкономить время в пути и громадные средства. Мало того, вся железная дорога в Армении одноколейная, что сильно добавляет проблем с логистикой. Смычка Ванадзор – Фиолетово не только резко сократит расстояния, но и распараллелит дороги. Разговоры об этом крайне необходимом экономике страны очевиднейшем шаге идут ни много ни мало с 1989 года. Ещё в 2004 г. проект получил госпремию правительства Армении. При этом стройка по сей день даже не начата. Между прочим, уже 13 лет, как всеми железными дорогами Армении управляет российская компания «РЖД», которой они полностью переданы в концессию с февраля 2008 года. Так что в соседней стране многие считают ситуацию виной российской компании.

Сотые в мире

Что касается экономики Азербайджана, у неё во многом те же фундаментальные проблемы, что и у РФ, только в квадрате. Существует весьма познавательный мировой рейтинг сложности, многоплановости экспорта экономик различных стран. Чем шире диапазон товаров, которые продаёт страна, чем более они технологичны; чем меньше в экспорте государства каких-либо явных лидеров и доминант, тем лучше.

Азербайджан в этом рейтинге занимает 30-е место, увы, снизу. Комплексность его экспорта на 127-м месте в мире, примерно на уровне Афганистана, Монголии, Эфиопии, Ганы и Мозамбика. Что удивляться, когда 75% всего, что страна поставляет за рубеж, приходится на сырую нефть, которой в 2019 г. продали на 14, 8 млрд долларов. Ещё 12% экспорта пришлось на газ, только 3% на нефтепродукты (бензин и пр.). Всего по нефтегазу набегает 90%. То есть, по любым меркам, остаётся только хвататься за голову. Кстати, основной покупатель азербайджанской нефти – ЕС, в связи с чем крупнейшим торговым экспортным партнёром страны с громадным отрывом стала Италия, в которую банально ведут нефтетрубы. На Италию пришлось 28% азербайджанского экспорта, тогда как в братскую Турцию отгрузили 14, 6%, в РФ – 4%. Отыскать что-то ещё, несырьевое, в экспорте Азербайджана трудно, тут над картой комплексности экспорта приходится склоняться с лупой. Изыскания показывают, что менее 1% экспорта страны, 189 млн долл., приходится на томаты. Между прочим, по ним Азербайджан – лидер российского рынка, каждый второй экспортный помидор на наших прилавках родом из этой страны. Ещё 1% экспорта Азербайджана даёт золото, 0, 5% – хлопок. Следствием такого развития стал тот факт, что частной экономики мало, 70% населения Азербайджана занято в государственном секторе.

Всё это не упрёк, а намёк. Потому что ситуация сильно смахивает на российскую, проблемы во многом те же, только всё очень сильно утрировано. Для сравнения: в том же рейтинге сложности экспорта Армения расположена на 88-м месте в мире, Грузия – на 72-м, Россия – на 51-м месте из 157. Наши соседи в рейтинге Бразилия, Тунис, Коста-Рика и Украина. Треть нашего экспорта – нефть, 16% – нефтепродукты, 6, 5% – газ, ещё 15% – прокат, руда и металлы. В общем и целом на сырьё в нашем экспорте приходится под 70%. Зерно даёт 2% зарубежных поставок РФ, в деньгах – 8 млрд долл., что, кстати, больше, чем экспорт золота. На долю технологий и машин с электроникой без слёз взглянуть невозможно.

Однако вернёмся в Закавказье. Если взять цифры самого крупного плана, первое, что становится ясно, – все три страны, несмотря на все сложности и расхождения, в чём-то очень похожи. Все три очень бедные, почти на уровне нищеты. В Армении, население которой достигло пика в давнем 1991 г. (3, 6 млн человек), сейчас живут чуть меньше 3 миллионов. Живут в целом не слишком роскошно. Весь номинальный ВВП страны – 13, 4 млрд долларов. Это 127-е место в мире. Для сравнения: ВВП РФ – 1, 7 трлн долл., то есть экономика Армении в 127 раз (!) меньше нашей. В пересчёте ВВП на душу Армения в мире 104-я, с цифрой 4, 5 тыс. долл. в год. Как ни печально, это уровень Ливии, Албании, Намибии и Парагвая с Ямайкой.

Грузины при ВВП 17, 8 млрд долл. и населении 3, 7 млн человек по степени нищеты – на 109‑м месте в мире (4, 44 тыс. долл. на душу в год). Азербайджан в мире 106-й с цифрой, также крайне близкой к 4, 5 тыс. долл. в год. Тут не помогли ни богатейший нефтегаз Каспийского моря, ни поддержка США и Турции, позволившая наладить крупный экспорт в ЕС и нарастить ВВП страны до крупнейших в Закавказском регионе 45 млрд долларов. Впрочем, это всё равно в 37, 7 раз меньше российского. Потому что помимо прочего население Азербайджана, единственное постоянно растущее в Закавказье, за последние 30 лет вымахало с 8 до 10 млн человек. Оно уже втрое больше, чем в соседней Армении, хотя в 1990 г. разрыв был только двукратный.

Имперские амбиции

Конечно, интереснее всего роль и степень веса России в этом непростом тёмном лесу, где страшно перепутались политика и экономика. С Грузией в своё время дошло до серьёзного обострения, закончившегося видом на российские танковые колонны, перерезавшие эту горную страну пополам. С Азербайджаном всё тоже непросто, многие аналитики поговаривают, мол, РФ потеряла его насовсем. Потому что Азербайджан для Турции, с точки зрения местных политиков, что-то вроде того, что для нас Белоруссия, отчасти у них единые язык и народ. Так что время от времени в Азербайджане доходит до разговоров о реальном объединении стран под флагом пантюркского единения. То есть ни много ни мало возрождения Османской империи. Что, впрочем, едва ли когда-то осуществится.

Тем не менее экономически картина совершенно другая. Для Грузии после всех пертурбаций и смены правителей наша страна по-прежнему крупнейший внешнеторговый партнёр, на которого приходится 12% грузинского экспорта (500 млн долл. в год) и 10% грузинского импорта. Доля Азербайджана с Арменией в экспорте Грузии практически как у нас – всё же ближние соседи. Что касается импорта, больше всего грузины закупают у турок – на 1, 65 млрд долл. в год, это 17% всех поставок. Интересно, что треть нашего экспорта в Грузию – продовольствие, столько же приходится на химию и топливное сырьё, зато на третьем месте с долей 12% – машины. При этом сами возим из Грузии в основном алкоголь и орехи. Грузинские вина, которых мы закупаем на 250 млн долл. в год, тут лидер с огромным отрывом. Ещё немного закупаем чёрных металлов, чуть-чуть табака, что до машин, к нам понемногу едут грузинские центрифуги. Занятно, что доля закупок грузинской продукции странами Евросоюза очень мала, даже Германия не дотянула до 2%. Куда активнее идёт торговля с США за счёт того самого автобитья.

Ещё занятнее экономическая ситуация с Азербайджаном. Несмотря на все османских масштабов планы, у Турции только 14, 6% азербайджанского экспорта и 12% импорта. Больше всего Азербайджан закупает в России, наша доля – 17%. Из нашей страны туда в основном едут машины (20% экспорта), металлы, сельхозсырьё. Сами оттуда завозим томаты и овощи, на которые в 2019 г. пришлось 67% всех азербайджанских поставок в РФ. Что касается экспорта, из-за его полностью нефтегазовой природы основной покупатель практически единственного азербайджанского экспортного товара – Евросоюз. Так как ни Турции, ни Китаю азербайджанские газ и нефть не нужны. Тем не менее в своё время Азербайджан сильно удивил страны Запада, резко отказавшись подписывать знаменитое соглашение об экономической ассоциации с Евросоюзом. То самое, которое удачно назвали вехой нового европейского экономического колониализма и которое давно навязали Украине и Грузии (обе эти страны от него не выиграли ни гроша).

С Арменией – всё и так очевидно. Россия принимает 22% армянского экспорта. На втором месте тут, что занятно, Швейцария с долей 20%. По импорту мы вообще однозначный титан армянской внешней торговли, на РФ приходится 29% поставок в эту страну. Что втрое больше, чем у следующего по величине торгового партнёра этой страны – Китая, вшестеро больше, чем у Германии.

Так что экономически и ситуация в Закавказье, и роль в ней России – совсем не такие, как кажется. И роль РФ здесь значительно выше, чем думают многие. Да и сама наша общая история ещё далеко не закончилась.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram