Надо признать: в финсекторе и экономике России Сбер на протяжении всех почти 180 лет своего существования занимал особо значимые позиции. Сегодня, сохраняя традиционный статус крупнейшего банка страны, он ставит новые цели — в части технологического лидерства и расширения нефинансовых услуг в рамках собственной экосистемы. В стратегии развития Сбера обозначены и социальные приоритеты: развитие программ, где во главе угла стоит особо бережное отношение к окружающей среде, забота о населении в целом, и об «особенных клиентах» в частности. Как далеко удалось продвинуться от заявленных приоритетов в сторону реально комфортных, безопасных и бережливых сервисов? Как строится конкретная работа в регионах, Иркутской области например? Об этом журналистам региональных СМИ рассказала управляющий Иркутским отделением Сбербанка Юлия Кальвина. Встреча в формате делового пресс-завтрака состоялась 12 февраля.
Даже безналичнее столицы
Очевидно, что россияне постепенно отвыкают носить в кошельке купюры и мелочь. Да и сам кошелек теряет актуальность. Расчеты за товары и услуги теперь не то, что наличных не требуют — даже пластик постепенно остается в прошлом, ему на смену пришла оплата смартфоном. А с недавних пор благодаря новейшим биометрическим решениям оплаты по изображению лица клиенту банка для расчетов достаточно одного взгляда в камеру.
Интересно, насколько распространен безнал в действительности? В Сбере все посчитали и приятно удивились… показателям по Братску, Иркутску и Усть-Илимску. Эти города Иркутской области по итогам 2020 года вошли в топ-100 городов России по объемам безналичного торгового оборота. Братск и Иркутск с показателями в свои 58,5% и 57,9% обогнали даже столицу России Москву, где доля безналичного торгового оборота в 2020 году составила 57,8%.
«Иркутское отделение Сбербанка является флагманом по развитию эквайринга и внедрению качественных технологичных решений, которые облегчают жизнь и экономят время жителям региона, — прокомментировала Юлия Кальвина. — У жителей Иркутской области действительно меняется финансовое поведение, наша территория и до пандемии показывала системное наращивание доли безналичного торгового оборота, а в 2020 году регион даже превысил средний общероссийский показатель. В Приангарье он составил 56,8%, в то время как по России доля безналичных расчетов равна 54,1%. Люди предпочитают сейчас ограничивать контакты с загрязненными поверхностями, банкноты к ним тоже относятся».
Сейчас без «живых денег» (в городах особенно) можно оплатить почти все. Так, анализ данных по платежам показал, что жители Иркутской области активно осваивают и бесконтактные технологии оплаты в общественном транспорте. Таких прогрессивных пассажиров стало в два раза больше. Сегодня транспортный эквайринг Байкальского банка Сбербанка работает в 10 городах. Около 900 троллейбусов, трамваев, автобусов оборудованы терминалами, и эти цифры продолжают увеличиваться.
Расчеты за ЖКХ, помнится, когда-то доставляли немало хлопот, а сейчас всю «коммуналку» легко можно платить через сервис «Сбербанк Онлайн» — по единому лицевому счету (ЕЛС). Счет заменяет несколько платежных документов и операций: клиент сразу получает список поставщиков услуг, после выбора нужных организаций производит одной операцией общую оплату и получает единый чек. В 2020 году жители Иркутской области в 10 раз чаще стали использовать такой удобный способ от Сбера.
Стремительно набирают популярность в регионе и платежи за обучение детей в школах и детских садах через мобильное приложение и с использованием сервиса Автоплатеж. Сферу образования, кстати, Сбер держит постоянно в поле своего чуткого внимания и генерирует для нее ряд специальных проектов, в том числе в помощь учителям и родителям, — современную цифровую платформу. В банке действует и специальная программа, направленная на поддержку студентов вузов: Образовательный кредит с государственным участием выдается по льготной ставке, исключительно на оплату обучения. С момента действия программы 135 студентов Иркутской области уже воспользовались таким предложением от Сбера. «Мы рады поддерживать активное студенчество, способное принимать самостоятельные и ответственные решения», — говорит Юлия Кальвина.
Ипотечный бум и возобновление «кредитного запроса»
Ипотечный займ — еще одно серьезное, судьбоносное решение. И сейчас, по мнению банкиров, отличный период для улучшения жилищных условий населения регионов. Жители Иркутской области, похоже, это понимают — спрос на ипотеку Сбербанка в регионе в 2020 году вырос на 46%, по сравнению с прошлым годом. Высокий интерес, конечно, в первую очередь прикован к льготной ипотеке с господдержкой, где ставка от 6,1% годовых при регистрации сделки в электронном виде. В Приангарье рост оформленных кредитов конкретно на новостройки по этой программе — в 1,5 раза. В Байкальском банке отмечают, что и спрос на дистанционные услуги по электронной регистрации недвижимости и безопасные расчеты при покупке жилья, в сравнении с 2019 годом, тоже поднялся, причем более чем в 2 раза.
К декабрю 2020 года в Приангарье на 22% прибавил и спрос на потребительские кредиты. Эксперты говорят о возвращении так называемого «кредитного запроса» региона на докризисный уровень.
Но Сбер — это не только про деньги
Именно так — Сбер. Не так давно, как вы помните, название организации объединилось этим емким термином. Финансовые услуги, безусловно, банком предоставляются и сейчас, но параллельно (и в тесной связке с удобными расчетами) Сбер укрепляет и собственную цифровую экосистему, наращивает комплекс предложений практически во всех сферах жизни современного человека. Ну, вы наверняка заметили. Кино посмотреть — сберовское ОККО, музыку послушать — приложение СберЗвук, еду заказать — партнерский сервис доставки. Несколько десятков услуг уже в экосистеме.
Юлия Кальвина отдельно выделила три предложения, которые зашли на отлично в Иркутской области и охватывают сегодня широчайший круг потенциальных пользователей. Как говорится, пригодится всем и каждому.
Во-первых, стоит обратить внимание на сервис СберЗдоровье, который на деле показал: телемедицина — это вовсе не что-то из области далекого будущего. Удаленные консультации с врачами — уже реальность, причем доступными жителям даже небольших поселений стали доктора с самой высокой в своей сфере квалификацией. «Тысячи людей используют СберЗдоровье и подключают к этому приложению своих родных, — рассказала Юлия Кальвина. — И организации, предприятия сегодня также все активнее используют возможности сервиса, проявляя поддержку и заботу о своем персонале. Совместно с правительством Иркутской области в регионе реализуется еще один проект СберЗдоровья — мониторинг здоровья пациентов с диагнозами диабет, артериальная гипертензия, COVID-19, онкологические заболевания. Для них организуют бесплатные телемедицинские консультации, в том числе терапевта или педиатра. Базовые учреждения первого этапа — Тулунская городская больница, Черемховская городская больница, городская клиническая больница №8 в Иркутске.
Второй топовый сервис экосистемы — СберМаркет: доставка из магазинов продуктов и иных товаров. В России к нему подключены больше 60 торговых сетей, он присутствует в 83 регионах и в более чем 150 городах по всей стране. «Нам приятно видеть высокую динамику и в Иркутской области. Год назад СберМаркет был представлен только в Иркутске, а сейчас федеральный сервис уже запущен в Братске и Ангарске. С июня жители этих городов тоже могут заказывать продукты и товары первой необходимости онлайн — через приложение или сайт с доставкой на дом прямо до двери», — объяснила Юлия Кальвина.
Руководитель Иркутского отделения Сбербанка высоко оценивает и перспективы СберЛогистики. Осенью 2019 года, напомним, в одном отделении банка в столице региона открылся пункт приема и выдачи посылок. Отправителям понравились выгодные тарифы плюс современный уровень, а значит и скорость оформления. Сегодня СберЛогистика значительно расширила свои границы: буквально накануне 2021 года еще в 47 отделениях Сбербанка по области (в Иркутске, Братске, Ангарске и Шелехове) открылись такие пункты.
Сбер так, на деле, демонстрирует принципы своей деятельности, и это реальность не только про деньги. Есть у этого посыла и еще один аспект — из области этики, человечности и ответственности за общий результат своей работы.
Стратегия ESG: принципы, близкие каждому
Большое внимание в беседе с журналистами Юлия Кальвина уделила стратегии ESG (от английского «environmental, social and corporate governance»), которую выбрал для себя Сбер: «Стратегия предполагает, что наш банк принимает на себя экологическую, социальную и корпоративную ответственность за весь спектр деятельности, которую ведет. Нам важны не только финансовые результаты. Значимо, какой след мы оставляем после себя — в обществе, окружающей среде, на территориях. Вот почему наша ESG-повестка направлена на всех: на клиентов, на сотрудников, на акционеров, на социум, и включает в себя очень много разных направлений».
Так, буква S, Social (социальный), в стратегии ESG подразумевает, что Сбер внимательно относится к потребностям людей и делает все возможное, чтобы каждому клиенту было комфортно и понятно. Для этого реализуется в банке специальный проект «Особенные решения». Он призван помочь особенным людям, клиентам с ограничениями по состоянию здоровья, в силу возраста, или, например, родителям с маленькими детьми, беременным женщинам. Им требуется специальный подход для качественного обслуживания.
«Например, доступная, безбарьерная среда, в нашем понимании, это не только про пандусы или кнопки вызова сотрудника, — подчеркивает Юлия Кальвина. — Наша цель: чтобы любой человек имел возможность свободно пользоваться любым продуктом Сбера — зайти в офис, на сайт или в мобильное приложение банка и получить необходимую услугу без ограничений. Это действительно очень важно. Статистика подтверждает: более 12 млн россиян в настоящее время имеют инвалидность, 40 млн человек — это маломобильные граждане. 27% работающего населения Приангарья трудятся на предприятиях, связанных с вредными условиями и опасными производственными факторами. Только через Байкальский банк пенсии по инвалидности получают 213 987 человек. В нашем отделении насчитывается порядка 115 781 клиентов так называемого особенного банка».
Еще один добрый момент — уже несколько лет Сбербанк и поисковый отряд «Лиза Алерт» реализуют проект «Островок безопасности»: любой потерявшийся человек может обратиться в отделение банка, а сотрудники знают, что делать с таким посетителем и как помочь ему вернуться к родным. В Иркутской области этот проект не раз помог тем, кто попал в беду.
На самом деле подобных социально значимых инициатив, как уже реализуемых, так и запланированных на перспективу — у Сбера десятки. Здесь говорят: «Своим примером мы хотим вдохновить и другие компании на соблюдение схожих принципов. Мы можем менять мир к лучшему. И вы можете».