> Деньги уходят в «Чёрную дыру» - Аргументы Недели Нижний Новгород

//Экономика 13+

Деньги уходят в «Чёрную дыру»

№  () от 19 января 2021 [«Аргументы Недели Нижний Новгород», Дмитрий СКВОРЦОВ ]

Дзержинский городской суд обязал ООО «ГазЭнергоСтрой – Экотехнологии», подрядчика ликвидации свалки «Черная дыра» в Дзержинске, устранить допущенные нарушения и провести дополнительные работы, чтобы привести состояние дел в соответствие с проектной документацией.

Иск в суд был подан прокурором Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры Денисом Кругловым. В иске утверждалось, что ООО «ГазЭнергоСтрой – Экотехнологии» в ходе работ допускало отступления от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В частности, процесс обезвреживания отходов «Черной дыры» должен быть круглосуточным и круглогодичным. На деле же простои оборудования составляли до 49% общего времени. По состоянию на конец июля 2020 года, подрядчику удалось обезвредить меньше половины объема, прописанного в контракте.

Также суд подтвердил, что подрядчик не соблюдал пропорции смеси из песка и отходов, которые подавались на установку для термического обезвреживания и термолизной деструкции.

За эти нарушения компания «ГЭС-Экотехнологии» уже привлекалась к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ (деятельность, не соответствующая документации, которая получила положительное заключение экспертизы). По результатам проверки в конце 2019 года компанию оштрафовали на 694 тыс. рублей. Правда, представители компании утверждают, что выявленные тогда нарушения «носят формальный характер и не связаны с негативным воздействием на окружающую среду».

Комментируя последнее решение суда, в компании ссылаются, что в процессе работ она столкнулась с проблемами, вызванными несоответствием исходных данных об объемах и свойствах отходов на «Черной дыре» реальному положению дел. Из-за этого использовавшееся оборудование потребовало дополнительного ремонта, переналадки, «что повлияло на график, сроки и стоимость работ, а также на технологический процесс в работе с вредными смесями».

В компании указывают, что ООО «ГазЭнергоСтрой – Экотехнологии» за собственный счет провело инженерные изыскания, на их основе скорректировало проектно-сметную документацию и техническое задание, «как и было предписано природоохранными органами».

Сейчас, после решения Дзержинского горсуда, эти документы будут направлены на госэкспертизу, по ним пройдут общественные слушания.

Промежуточный результат заключается в том, что в ходе проведенных на «Черной дыре» работ класс опасности отходов понизился со 2–3-го до 4–5-го (при плановом показателе 4).

Для переработки отходов использовалась технология низкотемпературного термолизного разрушения, по которой пастообразная жижа превращалась во вторичное сырье. ООО «ГазЭнергоСтрой – Экотехнологии» разработало эту технологию вместе с ВНИИ охраны окружающей среды

Многостадийное обезвреживание, сокращение выброса дымовых газов, сниженный расход топлива позволяют почти полностью нивелировать негативное воздействие на окружающую среду. На выходе из отходов получается полностью безопасный, не растворимый в воде остаток. Его можно использовать в строительстве, благоустройстве и рекультивации.

Поскольку объем подлежащих переработки отходов оказался больше, чем это представлялось изначально, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин пытался добиться продления сроков работ и увеличения их федерального финансирования. В сентябре 2020 года Министерство природы РФ ответило в том духе, что «продление сроков ликвидации “Черной дыры” находится в компетенции официального заказчика работ», то есть нижегородского правительства. При этом министерство отказало региону в выделении дополнительных федеральных средств в размере 238 млн рублей на ликвидацию свалки промышленных отходов «Черная дыра» в Дзержинске. Первый заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Денис Храмов поддержал позицию минфина, заявив, что недостающие ассигнования губернатор Никитин вполне может привлечь за счет средств регионального бюджета.

Региональные власти продолжили переговоры и сейчас получили устное подтверждение о выделении средств. В Минприроды РФ «Ъ-Приволжье» сообщили, что ждут от региональных властей документов, чтобы вернуться к обсуждению вопроса о финансировании проекта. Объем новых расходов из федерального и регионального бюджетов будет уточнен после документально подтвержденных расчетов.

По информации министерства экологии и природных ресурсов области, «откорректированный проект, положительное заключение государственной экологической экспертизы и экспертизы достоверности сметной стоимости в соответствии с порядком предоставления субсидии будет завершено и представлено в Минприроды России в первом квартале 2021 года».

Как утверждают в компании, первоначальные данные по составу, объему и физическим свойствам отходов, заложенные в техническом задании заказчиком ликвидации ГБУ «Экология региона», которые госпредприятие получило от предыдущего подрядчика компании «Экорос» (договор был расторгнут), как установил суд, «оказались вымышленными и не подлежащими к применению». В связи с этим компания вынуждена проводить новые инженерные изыскания и сейчас завершает корректировку проекта полностью за свой счет, так как у заказчика на это не было предусмотрено средств.

Ожидается, что полный комплект документации будет направлен на экспертизы уже в феврале–марте 2021 года. Пока не известны состав, физические свойства и особенности размещения отходов в этой карстовой воронке, нет возможности точно определить сумму дополнительных затрат.

– Специалисты компании сейчас как раз занимаются выработкой наиболее эффективных технических решений с точки зрения экологичности работ, оптимальных сроков и стоимости с учетом новых данных. В любом случае завершение работ на «Черной дыре» нами запланировано до конца 2021 года, – заявил глава корпорации «ГазЭнергоСтрой» Сергей Чернин.

 

Справка

История проблемы

«Черная дыра» представляет собой карстовый провал глубиной 18 м, в который многие годы сливались отходы производства уже прекратившего свою деятельность завода «Дзержинское оргстекло».

В 2011 году после пожара на крупнейшем на северо-западе России полигоне токсичных отходов «Красный бор» президент РФ Дмитрий Медведев провел в Дзержинске президиум Госсовета, посвященный ликвидации накопленного экологического ущерба. Он пролетел над шламонакопителями на вертолете и поручил включить три нижегородских объекта: «Белое море», «Черную дыру» и Игумновскую свалку – в перечень объектов, финансируемых из федерального бюджета. На эти цели направлялось более 7 млрд рублей.

Заняться дзержинскими свалками в первую очередь было решено потому, что они могли попасть под затопление при поднятии уровня воды в водохранилище Чебоксарской ГЭС (это, пожалуй, единственная польза от этого одиозного плана).

Первоначально предполагалось, что свалки отходов будут ликвидированы к 1 мая 2012 года. В марте 2012 года выяснилось, что не готов даже проект ликвидации «Черной дыры». При этом из федерального бюджета уже было выделено 50 млн рублей. Еще 12 млн заложили в региональном бюджете. Это финансирование должно было позволить провести исследования и установить, какой объем каких именно отходов содержится в «Черной дыре» и сколько может стоить очистка этой территории.

В 2013 году Общественная палата РФ признала ее самым сложным в мире объектом для утилизации. Под эту работу в 2014 году были выделены деньги из федерального, областного и местного бюджетов. Саратовская компания «Экорос» заключила контракт с местной администрацией более чем на 1,6 млрд рублей. А весной 2015 года контракт был признан недействительным по суду.

Заключив контракт с администрацией, директор «Экороса» Михаил Морозов присвоил полученные от нее 18 млн рублей. И хотя его компания не выполнила работы на 143 млн рублей, акт их приемки был подписан сотрудницей администрации Дзержинска Натальей Федосеевой.

Федосеева за служебный подлог была приговорена к двум годам лишения свободы условно, Морозов за мошенничество – к трем годам колонии-поселения.

Кроме того, выяснилось, что «Экорос» не имела права работать с опасными отходами. Но, как оказалось по конкурсным документам, подрядчик и не был обязан иметь допуск к выполнению работ с особо опасными объектами.

Чтобы уйти от судебных разбирательств при выборе новых подрядчиков и сохранить федеральное финансирование, власти Нижегородской области в апреле 2015 года обратились к председателю правительства Дмитрию Медведеву. И попросили признать корпорацию «ГазЭнергоСтрой» единственным исполнителем работ по ликвидации свалки «Черная дыра», шламонакопителя «Белое море» и полигона твердых бытовых отходов «Игумново».

Через год, в марте 2016-го, президент РФ Владимир Путин поручил выбрать единственного подрядчика для работы на дзержинских объектах. В апреле «ГазЭнергоСтрой» был утвержден в этом качестве Дмитрием Медведевым, а в июле региональные власти подписали с компанией контракт.

В 2016 году между ГБУ «Экология региона» и ООО «ГазЭнергоСтрой» был заключен госконтракт на ликвидацию трех объектов за четыре года и 4,1 млрд рублей. В 2017 году заказчик и подрядчик повысили стоимость работ до 7 млрд рублей.

Стоимость ликвидации «Черной дыры» при этом выросла с 1,6 млрд рублей в оценке 2013 года до 2,268 млрд в 2017 году. Это было связано, в частности, с тем, что для проведения работ по ликвидации свалки рядом с озером необходимо было построить целое предприятие по низкотемпературному термолизному преобразованию отходов.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте