В конце ноября губернатор Нижегородской области Глеб Никитин представил президенту Российской Федерации Владимиру Путину доклад о мерах по реализации национального проекта «Экология».
Рабочая встреча президента и губернатора прошла в Сарове на площадке Федерального агентства по ядерной энергетике. Среди прочих тем обсуждались реализация национального проекта «Экология» в регионе и перспективы инвентаризации объектов накопленного экологического вреда на территории уже всей страны. Обо всей стране мы поговорим позже, а пока займемся проблемами своего родного региона.
При чем здесь «Росатом»
Год назад глава региона Глеб Никитин и генеральный директор государственной корпорации «Росатом» Алексей Лихачев подписали соглашение о сотрудничестве в сфере модернизации инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства. Госкорпорация намерена реализовать пилотную концессию на системы водоснабжения и водоотведения (канализации. – «АН – Волга») в Сарове. Авторы проекта (оставшиеся пока неизвестными, быть может, они вообще секретные физики, чьих имен без допуска от первого отдела и поминать всуе нельзя, благо что статья про государственную измену у нас работает – только вперед. – «АН – Волга») обещали добиться привлечения средств государственной поддержки в рамках федеральной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
– Соглашение также предусматривает цифровизацию производственных процессов в рамках проекта «Умный водоканал». Использование современных технологий, технологий «Умного города» позволит уменьшить число аварий на сетях, улучшить качество воды, – сообщил при подписании документа губернатор Глеб Никитин.
Саров благодаря ли лоббистским возможностям Глеба Никитина и Алексея Лихачева, благодаря ли своему реальному значению для оборонно-промышленного комплекса страны стал одним из 20 городов, вошедших в прошлом году в шорт-лист пилотных по реализации проекта «Умный город».
– Мы рассчитываем, что программное обеспечение «Цифровой водоканал» в дальнейшем можно будет тиражировать и в других муниципалитетах нашего региона, – сказал Глеб Никитин.
В целом можно вспомнить и то, что Росатом сегодня занимается проектами экологически чистой утилизации твердых бытовых отходов. Госкорпорация стала участником национального проекта «Экология», занимаясь как созданием инфраструктуры обращения с отходами I и II классов опасности, так и ликвидацией объектов накопленного экологического ущерба. «Комплексная система обращения с отходами I и II классов включает в себя создание государственной информационной системы по обращению с такими отходами; федеральную схему обращения с отходами I и II классов; а также создание производственно-логистической инфраструктуры», – говорится на сайте государственной корпорации.
Можем, когда захотим
Президент России на встрече с главой региона подчеркнул факт роста финансирования национального проекта «Экология» в Нижегородской области – с 3740 млн рублей в 2019 году до 4986 млн в 2020-м.
Глеб Никитин, в свою очередь, сообщил президенту, что основа нашего региона – программа «Оздоровление Волги». Повод похвастаться был железный: губернатор подчеркнул, что регион «получил дополнительное опережающее финансирование, потому что «быстрее, чем другие [субъекты федерации], реализовывает [экологические] проекты».
Глеб Никитин также неоднократно отмечал, что еще один очень важный и востребованный у населения проект – «Чистая вода» (напомним, его реализация началась еще в губернаторство Ивана Склярова).
– Есть некоторые муниципалитеты, где вода просто ненадлежащего качества. И мы создаем водозаборы и водоводы, – заявил глава региона на встрече с президентом РФ.
В свою очередь, Владимир Путин отметил актуальность такого направления национального проекта «Экология», как ликвидация так называемых «объектов накопленного экологического вреда».
– Для Нижегородской области одна из проблем – это большой экологический вред, накопленный десятилетиями, еще с Советского Союза, – заявил президент России.
Напомним, что Глеб Никитин является руководителем рабочей группы Государственного совета по направлению «Экология и природные ресурсы». По мнению Никитина, настало время для «проведения инвентаризации таких объектов на территории всей страны».
– Мы включили мероприятия нового национального проекта, и вы [президент РФ] поддержали эту инициативу на президиуме Госсовета. Мероприятия по инвентаризации планируем уже с 2022-го начать, а затем, с 2024 по 2030 год, в рамках выполнения национальных целей предусмотреть приоритетность ликвидации таких объектов, – заявил нижегородский губернатор.
Очищайся, Родина!
По факту сегодня ситуация в природоохранной области региона достаточно позитивна. В Володарском районе завершена рекультивация шламонакопителя «Белое море» и полигона твердых бытовых отходов «Игумново». Продолжаются работы по ликвидации объекта «Черная дыра» (названия просто из «Сталкера» братьев Стругацких, но мы с этим ведь давно уже живем?).
Правда, не так слаженно и весело, как планировалось. На свалке «Черная дыра» ликвидировано только 20% накопленных отходов, полагает Счетная палата России. Также СП заявила о «недостаточном объеме работ по ликвидации полигона ТБО “Игумново” и шламонакопителя «Белое море» в промзоне Дзержинска». По данным СП, на объекте «Черная дыра» ликвидировали две из трех фракций отходов – жидкий и пастообразный слои, на которые пришлось 20% общего объема отходов. «В земле без дополнительных мер по устранению влияния отходов на экологию осталось 80%. Твердая фракция отходов не имеет защитных горизонтальных и нижнего экранов, что не позволяет в том числе исключить загрязнение подземных вод», – сообщается на сайте ведомства от имени аудитора Данила Шилкова.
«Апробация термического обезвреживания прошла на установке, не являющейся аналогом технологии и оборудования, применяемого затем на объекте... что говорит о нарушении положений закона об экологической экспертизе», – уверяет СП. «Стоимость данного оборудования составила 1,65 млрд рублей. Результаты мониторинга цен ведущих отечественных производителей оборудования для термического обезвреживания отходов свалки с аналогичными либо улучшенными характеристиками показали, что стоимость применяемой установки завышена», – полагает Данил Шилков. По словам аудитора, «установка не подходит для переработки отходов с содержанием ртути и галогенорганических веществ более 1%».
В отчете также упоминается, что на ликвидированном полигоне ТБО «Игумново» выделение свалочного газа в атмосферу и фильтрата в почву продолжится еще много лет. Вишенка на торте от СП такова: объем бюджетных средств, потраченных на ликвидацию свалок в регионе, превысил первоначально заявленный в 2,9 раза. И самое печальное: «Ликвидация трех отдельно взятых объектов не приведет к существенному улучшению экологической обстановки в городском округе городе Дзержинске».
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области регулярно публикует ежегодные отчеты о своей деятельности. В отчете за 2019 год сообщается, что работы на двух из упомянутых трех объектов – полигоне «Игумново» и шламонакопителе «Белое море» завершены окончательно. А вот сроки ликвидации «Черной дыры» действительно «сдвинуты вправо», на осень 2021-го.
Напомним, однако, что полную ликвидацию всех упомянутых объектов накопленного экологического ущерба в Дзержинске и Володарском районе по постановлению правительства РФ, подписанному в 2011 году тогдашним президентом страны Дмитрием Медведевым, предполагалось завершить в текущем 2020-м. Что помешало – кризис экономики или нерасторопность исполнителей, СП не сообщает, ее дело – бюджетные денежки считать. А выводами будет заниматься, как мы предполагаем, Следственный комитет. Это его прерогатива.
Сегодня положение дел с охраной окружающей среды выглядит заметно менее драматично, чем десять и даже пять лет назад. Драконовские штрафы за загрязнение водоемов и создание несанкционированных валок сделали свое дело. Но основная проблема никуда не исчезла: люди по-прежнему нуждаются в продуктах питания и вещах, и со временем и упаковка батона, и консервная банка, и старый телевизор становятся просто мусором. Который необходимо утилизировать.