Стратегия развития Нижегородской области – 2020: оправдались ли прогнозы
№ () от 15 декабря 2020 [«Аргументы Недели Нижний Новгород», Дмитрий СКВОРЦОВ ]
Принятая в 2006 году Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года уже заменена новой, ориентированной на рубеж 2035-го, принятой вскоре после того, как Глеб Никитин сменил Валерия Шанцева в кресле губернатора региона. Тем не менее, имеет смысл посмотреть, какие из намеченных в предыдущей стратегии целей удалось достичь, а в чем ожидания не оправдались.
Стратегия, заказанная Валерием Шанцевым московским разработчикам, пришла на смену утвержденной в 2005 году предыдущим губернатором Геннадием Ходыревым стратегии развития до 2015 года. Она вызвала критику со стороны нижегородских экспертов и представителей нижегородских элит. Основным мотивом критических замечаний было слабое знание москвичами нижегородской специфики и некоторая эклектичность предложенного (по принципу «за все хорошее против всего плохого»). Впрочем, Нижегородская область – достаточно сложный регион, экономика которого состоит из разных отраслей. Стратегия ее развития не может содержать описание движения по одному направлению. Так или иначе, это должен быть набор целей и комплекс мероприятий, позволяющих нейтрализовать грядущие вызовы и наиболее эффективно реализовать имеющийся потенциал.
Проблемы решенные и оставшиеся
Ключевыми проблемами региона в Стратегии-2020 были названы низкая производительность труда, неразвитость транспортно-логистической инфраструктуры (особенно в северной части области), ограничения энергетической системы, относительно низкое качество жизни и низкая вовлеченность в международную кооперацию.
Производительность труда трудно повышать административными мерами, а в выборе региональных инструментов содействия субъектом экономической деятельности в перевооружении производства регионы России очень ограничены. Наиболее действенные меры – предоставление льгот приходящим инвесторам, собирающимся создавать новое производство.
Работа в этом направлении велась и при Шанцеве и была продолжена при Никитине. Но при Никитине была запущена программа «Эффективная губерния», в рамках которой передовые наработки наиболее успешных российских корпораций передавались предприятиям регионов.
Транспортно-логистическая инфраструктура региона тоже была усовершенствована. Второй мост через Волгу, построенный при Шанцеве, и новая автомобильная развязка у Неклюдова серьезно расширили пропускную способность трассы, ведущей в Кировскую область, и связность между столицей региона и северной половиной Нижегородской области. Да и остальная дорожная сеть продолжала совершенствоваться. Можно вспомнить и строительство Южного обхода Нижнего Новгорода, и многочисленные работы, проведенные в последние три года в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Работа по снятию (или по крайней мере уменьшению) ограничений энергетической системы велась преимущественно самими энергетическими компаниями: МРСК Центра и Приволжья и Газпромом. Регион продолжает оставаться энергодефицитным, но основные проблемы сейчас заключаются не в получении электроэнергии извне, а в обеспечении подключения потребителей в регионе. За 14 лет в этом направлении сделано много, но, как показывает пример площадки, на которую собирается переехать Карповский рынок, проблемы периодически возникают.
Вопрос вовлеченности в международную кооперацию несколько изменил свою значимость с 2005 года. Тогда (еще до знаменитой мюнхенской речи Путина 2007 года) представления о безальтернативности магистрального пути встраивания национальной экономики в глобальную разделялось и властями, и экспертами, и бизнесменами. Санкции, под которыми России приходится жить начиная с 2014 года, существенно меняют приоритеты. Но международные экономические связи становятся от этого, возможно, еще более важными, только по-другому. И Нижегородская область движется в этом направлении: последние годы рост неэнергетического и несырьевого экспорта в регионе растет темпами, заметно превышающими общероссийские.
Вопрос изменения качества жизни требует отдельного рассмотрения
В попугаях или в удавах?
Вопрос о достижении намеченных в Стратегии-2020 целей роста благосостояния нижегородцев осложняется проблемой сопоставления результатов разных лет. Так, по оптимистическому прогнозу среднедушевые доходы в регионе к 2020 году должны были составить 23,7 тыс. рублей ($830), по наиболее вероятному – 18,5 тыс. рублей ($650), а по пессимистическому – 11,6 тыс. рублей ($406). Средняя заработная плата в этих сценариях должна была составить соответственно 34,7 тыс. рублей ($1217), 26,8 тыс. рублей ($941) и 17,3 тыс. рублей ($609) соответственно.
В действительности среднедушевые доходы в Нижегородской области в 2019 году составили 31,7 тыс. рублей ($503), а средняя заработная плата – 35 354 рубля ($561). То есть в национальной валюте произошло опережение оптимистического прогноза с большим запасом, а в долларах был недовыполнен даже пессимистический прогноз. Впрочем, при сравнении среднедушевого ВВП кроме пересчета по курсам нацвалют используют и расчет по паритету покупательной способности. При таком пересчете среднедушевые доходы в Нижегородской области составили в 2019 году $1255,5, а средняя заработная плата – $1400,7. То есть самые оптимистические планы Стратегии-2020 оказались перевыполнены.
Что же касается нематериальной стороны качества жизни, то значительный рывок в улучшении состояния экологии и благоустройства городской среды был сделан именно в последние годы в рамках соответствующих нацпроектов.
Отраслевой разрез
В Стратегии-2020 прописано, что «к 2020 году наибольшее количество трудоспособного населения Нижегородской области будет занято в секторах: автомобилестроение, научно-образовательный комплекс и новая экономика, сельское хозяйство и пищевая промышленность; значительно вырастет численность занятых в секторе информационных технологий». Стоящее в прогнозе на первом месте автомобилестроение за прошедшие пятнадцать лет продемонстрировало некоторое сокращение количества занятых (при безусловном росте производительности труда). Научно-образовательный комплекс оставался значимым в структуре занятости региона, и более того, в последние два года внимание к его развитию было усилено: в Нижнем Новгороде заговорили о комплексной реформе школы и уделили большое внимание капремонту школьных зданий и строительству новых школ. На региональном уровне в числе приоритетов появилось создание научно-образовательного центра мирового уровня. Кроме того, университет им. Лобачевского и технический университет им. Алексеева стали получателями серьезных федеральных грантов, а входящие в их состав институты стали исполнителями исследований в важнейших направлениях. А Приволжский медицинский университет и Нижегородский лингвистический университет расширили прием иностранных студентов.
Новая экономика в Нижегородской области, безусловно, развивается, но пока не вошла в число лидирующих в регионе отраслей по количеству занятых. Сельское хозяйство и пищевая промышленность демонстрируют впечатляющий рост объемов производства. Но еще более быстрый рост производительности труда приводит к сокращению там количества занятых, хотя по числу работников эта отрасль в регионе лидирует.
Среди поддерживающих секторов в Стратегии - спрогнозированное лидерство по численности занятых транспорта, логистики и жилищно-коммунального хозяйства в общем и целом оправдалось.
Среди заметных расхождений прогноза и действительности – состояние строительной отрасли. Строительный бум, ставший одним из важнейших моторов роста региональной экономики в период губернаторства Валерия Шанцева, закончился. И Глебу Никитину приходится разгребать (при помощи федерального центра) проблемы обманутых дольщиков и брошенных долгостроев. Но это не региональная история. Спад количества вводимого жилья наблюдался по всей России, и Нижегородская область смотрелась неплохо на фоне других регионов.
Искусство возможного
Пример со строительной отраслью, кстати, показывает и ограниченность детального стратегического планирования развития региона. Изменится конъюнктура – и конкретные планы полетят под откос. Ну или подвергнутся серьезной коррекции. Планы привлечения иностранных инвестиций пришлось положить под сукно после начала санкционного давления на Россию с 2014 года. Участие в международной кооперации тоже постепенно стало сталкиваться со все большими трудностями. При этом кооперация, например, с китайскими производителями имеет свою специфику, отличную от западных деловых стандартов, и к такому взаимодействию большинство российских предприятий пока не готовы.
Изменение мировой конъюнктуры тоже существенно влияет на возможности развития экономики региона: кризис 2008 года, например, хоть и с запозданием (как, кстати и пандемия-2020) докатился до России и ударил по экономикам регионов. Насколько велики будут потери от борьбы с коронавирусом, станет ясно позднее.
Наконец, размер поддержки региона из федерального бюджета тоже сказывается на региональном развитии. И здесь субъектам федерации приходится корректировать свои долгосрочные планы и использовать открывающиеся возможности как в части запускаемых федеральных целевых программ и реализуемых нацпроектов, так и используя региональные поводы для получения поддержки, такие как, например, 800-летие Нижнего Новгорода, под которое регион получил приличное финансирование. Правда, на благоустройство, а не на развитие экономики…