> «Единый регулятор азартных игр» займется контролем рынка букмекеров - Аргументы Недели

//Экономика 13+

«Единый регулятор азартных игр» займется контролем рынка букмекеров

№  () от 15 декабря 2020 [«Аргументы Недели », Николь СЕРГИЕНКО ]

Фото АГН «Москва» / С. Ведяшкин

Госдума приняла в первом чтении законопроект, регулирующий букмекерскую деятельность. Централизованный мониторинг всех ставок и платежей в букмекерских конторах и тотализаторах в режиме реального времени будет производиться через «Единый регулятор азартных игр».

По мнению Минюста и игроков рынка, создание данной публично-правовой компании только разрушит стабильно работающий механизм, а фактические цели проекта значительно отличаются от официальных.

На данный момент букмекерских саморегулируемых организаций две – Первая СРО и СРО «Ассоциация букмекерских контор». У каждой из них свой центр учёта перевода интерактивных ставок (ЦУПИС), который является посредником между букмекерской конторой, налоговой службой и клиентом, обеспечивающий контроль выплаты подоходного налога и гарантирующий конфиденциальность личных данных. Первая СРО управляет ЦУПИС, созданным с НКО «Мобильная карта», вторая, АБК, – на базе платёжной системы Qiwi. Пока на рынке конкурируют два регулятора СРО, участники рынка переходят от одного к другому, выбирая для себя более выгодные условия, и прозрачность является одним из главных факторов выбора. И хоть цель проекта – повысить эффективность госконтроля в отрасли, результат, вероятнее всего, будет противоположным, так как единый регулятор будет некоммерческой организацией, что совершенно не способствует поставленной цели, а отсутствие конкуренции может полностью уничтожить легальный рынок. При едином регуляторе уже не будет смысла в прозрачной деятельности, и большинство компаний уйдут в серую зону, вместо того чтобы договариваться с одним, по факту частным, регулятором. Если уж организовывать контроль за финансовым потоком, то тогда нужно выводить его не в новую частную структуру, а в госбанк, который будет переводить отчисления. У нас есть современные государственные финансовые институты, которые способны осуществлять такой контроль: Сбербанк, ВТБ, Россельхоз, ФК «Открытие» и другие. Благо финансовых организаций с госконтролем у нас достаточно. Да и новому направлению они были бы рады, если оно будет приносить им дополнительную прибыль.

Сейчас целевые отчисления букмекеров спортивным федерациям составляют 5% доходов, но не менее 15 млн рублей. А с принятием законопроекта депутаты предлагают букмекерам перечислять на спорт до 1% от принятых пари, но не менее 5 млн рублей в квартал каждой лиге и федерации.

Таким образом, если подумать, законопроект, направленный на решение не самой актуальной проблемы получения целевых отчислений, при сумме отчислений менее 15 млн за квартал приведёт к тому, что общероссийские федерации увидят максимум – 5 млн рублей вне зависимости от размеров федерации, а малые спортивные федерации, не являющиеся общероссийскими, будут оставаться в стороне и не получат вообще ничего. Но так как понятие «доход, полученный в течение квартала организатором азартных игр» не расшифровывается, не исключено, что справедливость восторжествует и общероссийские и малые спортивные организации одинаково не увидят целевых отчислений.

Законопроект не устанавливает ни механизма обеспечения функций Единого регулятора, ни контроля за его деятельностью, впрочем, нет и механизма удержания и контроля отчисления. Каким образом доход компании будет направлен на увеличение финансирования отрасли физической культуры и спорта, также остаётся загадкой. Но так как букмекерам будет достаточно деятельности в Интернете, которую они сами могут контролировать, уже можно готовить поминальные речи рекламным контрактам с клубами и спортивными СМИ и спонсорской поддержке.

Исполнительный директор АБК Алексей Олдин убеждён, что в новой модели все преимущества бизнеса могут быть утрачены, так как не только пропадёт конкуренция между букмекерами за рекламу и спонсорство, но и в случае если новый единый регулятор не сможет обеспечить функционал ЦУПИС, его передадут сторонней компании, тарифы которой будут значительно выше. Также он считает, что «Единый регулятор азартных игр» – это в чистом виде монополия и отторжение бизнеса в пользу офшорных иностранных букмекеров.

И его опасения не лишены логики, ведь законопроект предлагает создание процессингового центра интерактивных ставок, но точное место его размещения подозрительно не указывается, и вполне вероятно, что им окажется участок земли с белым песком, окружённый океаном, куда, конечно, ни у кого не будет доступа.

К представленному законопроекту замечания есть и у ФНС. Он противоречит поручению президента и не соответствует нормам Федерального закона 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в РФ».

Законопроект предусматривает, что публично-правовая компания создаёт общество с ограниченной ответственностью, наделённое полномочиями проводить азартные игры.

Может, депутаты и имели в виду под повышением эффективности госконтроля выдачу государству полномочий под контролем правительства заняться непосредственно букмекерством и организацией проведения азартных игр? Если уж нет у них доверия к ЦУПИСам в СРО, так предложили бы перевести его в госбанк. Их у нас аж 12, и каждый может создать у себя максимально прозрачную структуру.

Список системообразующих банков можно увидеть на сайте Центробанка cbr.ru.

Вот так в условиях кризиса, сокращения бюджета и затрат правительством создаются новые затратные для государства компании.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте