Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Нижний Новгород → Экономика № 44(738) 11 – 17 ноября 13+

Бюджет Нижегородской области нарастит долги. Зачем?

, 11:06

Бюджет Нижегородской области нарастит долги. Зачем?

В проекте бюджета Нижегородской области на 2021 год сделана попытка совместить трудносовместимое: в условиях сокращения собственных доходов бюджета расширяется перечень направлений для финансирования и объем предстоящих расходов. Отчасти региону поможет федеральный бюджет, придется и опять начать залезать в долги.

Пандемия сильно ударила по экономике многих стран и регионов. Нижегородская область, в первую волну пандемии в апреле–мае этого года занимавшая порой третье–четвертое место по заболеваемости COVID-19, в полной мере ощутила на себе последствия карантина, самоизоляции и мер по борьбе с инфекцией и поддержки экономики. На сегодняшний день подведены итоги за первое полугодие 2020 года: доходы области по сравнению с первым полугодием 2019-го возросли на 8% (в среднем среди регионов России чуть больше 2%), а расходы увеличились немногим больше чем на 17% (в среднем по стране – почти на 19%).

В уточненном бюджете 2020 года доходы составят вместо планировавшихся первоначально 152,2 млрд рублей только 145,2 млрд (–7,0 млрд). Зато госдолг региона до конца года вырастет и вместо запланированных 74,7 млрд составит 82,9 млрд рублей (+8,2 млрд).

Уменьшение доходов вызвано как временной принудительной приостановкой деятельности многих хозяйствующих субъектов в рамках карантинных мероприятий, так и предоставлением региональным правительством бизнесу различных льгот в части отмены или отсрочки платежей, налогов и сборов.

На будущий год планируется восстановление доходов областного бюджета до 151,1 млрд рублей. При этом госдолг планируется увеличить до 97,9 млрд, причем его рост продолжится и в 2022 году, после чего стабилизируется (диаграмма 1).

Всего расходы бюджета в 2021 году должны составить 198,9 млрд рублей. На следующие два года (2022 и 2023) они планируются в меньшем объеме (190,4 и 191,0 млрд), но надо понимать, что в данном случае планирование последующих годов трехлетнего бюджета носит несколько формальный характер: многое будет зависеть от того, как быстро удастся победить пандемию и в какие расходы выльется борьба с нею. Ну и от того, как будет происходить восстановительный рост экономики и как она будет развиваться дальше (диаграмма 2).

Если посмотреть на структуру скорректированного бюджета 2020 года и планируемых бюджетов 2021–2023 годов, то можно увидеть, что наибольшие потери в этом году Нижегородская область понесла от сокращения налогов с малого бизнеса, взимаемых по упрощенной системе (–2,3 млрд рублей по сравнению с благополучным 2019 годом). Пандемия ударила по предпринимателям сильнее, чем по крупному бизнесу, и восстановление активности малого бизнеса, видимо, будет трудным и медленным. В 2021 году налоги по упрощенке должны возрасти по сравнению с 2020-м всего на 100 млн рублей и даже к 2023 году будут отставать от 2019-го на 1,1 млрд. Сохранится на значительно более низком уровне (1,1 млрд рублей, или –500 млн к 2019 году) и объем взимаемых штрафов (диаграмма 3).

Зато региональное правительство с большим оптимизмом прогнозирует рост доходов физических лиц. Объем НДФЛ по прогнозу должен возрасти на 2,6 млрд рублей в 2021 году, еще на 3,6 млрд – в 2022-м и еще на 4 млрд – в 2023-м.

По налогу на прибыль прогноз более скромный, но по нему даже в этом году будет собрано на 300 млн рублей больше, чем в прошлом, а 2021-й должен принести еще на 1,5 млрд рублей больше. На 2022 год заложен рост на 3,5 млрд, а на 2023-й – увеличение собираемого налога на прибыль еще на 3,2 млрд. Возможно это будет только при соответствующем росте экономики.

Всего налоговые и неналоговые доходы бюджета в 2021 году должны составить 151,1 млрд рублей, и еще 32,8 млрд поступит в регион из федерального бюджета (причем 4,2 млрд – нецелевая помощь). В 2019 году Нижегородская область была среди наиболее обеспеченных собственными доходами регионов (на 18-м месте в РФ с показателем около 83%), пропустив вперед кроме столичных и нефтегазовых регионов Свердловскую область (7-е место), Татарстан (11-е), Самарскую область, Краснодарский край, Мурманскую область, Пермский край и Ярославскую область (места с 13-го по 17-е).

Увеличение госдолга на 15 млрд рублей позволяет в 2021 году обеспечить все запланированные расходы. По совокупному размеру долга региона и его муниципалитетов Нижегородская область в 2019 году находилась на 7-м месте в ПФО (более низкая доля долга в доходах консолидированного бюджета была у Пермского края, Башкортостана, Чувашии, Оренбургской и Самарской областей и Татарстана). При этом в структуре долга преобладали гарантии, ценные бумаги и иные обязательства, на втором месте – бюджетные кредиты, а кредиты банков составляли небольшую долю.

Основные направления расходов в 2021 году: госпрограмма «Развитие образования» – 45,8 млрд рублей, госпрограмма «Социальная поддержка граждан» – 34 млрд, госпрограмма «Развитие здравоохранения» – 28,8 млрд, госпрограмма «Развитие транспортной системы» – 23,9 млрд. На развитие агропромышленного комплекса выделено 5 млрд, на адресную инвестиционную программу – 12 млрд.

Справка

Комитеты Заксобрания Нижегородской области рассмотрели внесенный региональным правительством проект бюджета и сформулировали свои предложения.

Комитет по экологии и природопользованию предлагает увеличить объем межбюджетных трансфертов на 2021 год на 705 млн рублей, чтобы Нижний Новгород к своему 800-летию смог закупить 88 единиц комбинированной дорожной техники для обработки дорог противогололедными материалами (сейчас для этого можно использовать только 18 машин из 54 имеющихся). Закупка новых необходима для перехода на использование вместо пескосоляной смеси нового твердого противогололедного реагента.

Кроме того, комитет предлагает направить дополнительно 400 млн рублей на предоставление субсидий бюджетам муниципалитетов на создание (обустройство) контейнерных площадок и приобретение контейнеров. Общая потребность муниципалитетов для решения этих вопросов оценивается суммой порядка 1 млрд рублей, и комитет считает, что нельзя затягивать на многие годы решение этой проблемы.

Еще 700 млн рублей предлагается выделить министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области на оформление и актуализацию паспортов особоохраняемых природных территорий.

Комитет по транспорту и дорожному хозяйству предлагает выделить на проведение комплексного обследования технического состояния всей инфраструктуры нижегородского метрополитена 150,0 млн рублей (в том числе в 2022 году не менее 105 млн).

Кроме того, в комитете обратили внимание на исчезновение статьи расходов на предоставление субсидий предприятиям, оказывающим услуги по перевозке пассажиров (в 2020 году было выделено 244 млн рублей), и предложил предоставить муниципалитетам субсидии на эти цели с условием наличия в местном бюджете ассигнований на исполнение указанных расходных обязательств в размере не менее 70% от потребности.

Комитет по социальным вопросам предложил увеличить с 500 млн до 661,7 млн рублей ассигнования 2021 года на капитальный ремонт школ, направить дополнительно 97,3 млн на проведение ремонта и модернизацию пищеблоков в образовательных организациях области.

Кроме того, предложено на 170 млн рублей увеличить финансирование подпрограммы капитального ремонта лечебных учреждений – ровно на ту сумму, которая была в 2020 году перенаправлена с этой статьи на борьбу с коронавирусом.

Еще 180 млн рублей предложено выделить на закупку аппарата магнитно-резонансной томографии для Нижегородской областной детской клинической больницы.

Кроме того, предложено увеличить финансирование приобретения жилья для детей-сирот, чтобы сохранить количество приобретаемых квартир, несмотря на рост стоимости квадратного метра.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram