Аргументы Недели Кубань → Экономика № 40(734) 14–20 октября 2020 13+

На Кубани стартовал прием заявок на сертификацию российских товаров за границей

, 12:46

К 2025 году доля кубанской продукции во всероссийском экспорте должна приблизиться к девяти процентам. В Краснодарском крае стартовал прием заявок на господдержку для промышленных предприятий на омологацию (официальное соответствие продукции стандартам) и сертификацию российских товаров за границей. Проводит его Российский экспортный центр как агент правительства РФ по администрированию программы поддержки организаций в компенсации таких затрат. Российский экспортный центр на Кубани представляет фонд «Центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов МСП Краснодарского края».

 

Есть чем блеснуть

Весомая поддержка для выхода отечественной продукции на международный рынок призвана помочь производителям высокотехнологичной качественной продукции установить деловые связи и завоевать зарубежного потребителя. Кубанским предприятиям есть ради чего ухватиться за предоставленную возможность. Наша продукция давно оценена по праву. При предложенной компенсации затрат зарубежная торговля обещает стать прибыльной и перспективной. До 80 процентов расходов на сертификацию и около 50 процентов на омологацию можно будет вернуть из бюджета. Полный перечень продукции, на сертификацию которой предоставляется поддержка, утвержден приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации №2095 от 02.07.2020. Документ можно найти на сайте ведомства. Кубанцы везти свой товар за границу уже давно умеют, а при такой помощи и подавно справятся.

 

Не только знают, но и любят

То, что Кореновск можно смело переименовать в Сгущеновск из-за наличия единственного в стране производства любимого с детства лакомства, знают многие. А вот к новости о том, что сгущенку и мороженое Кореновского МКК с удовольствием покупают за рубежом, мы пока только привыкаем. Что там говорить, очень долго за границу с российской стороны шло лишь сырье — дешевое и не всегда конкурентоспособное. Помогать продавать переработанную качественную продукцию, которая не только прибыльная и востребованная, но еще и престижная, призван нацпроект «Международная кооперация и экспорт».

Когда за произведенную продукцию не стыдно, повышенного спроса долго ждать не приходится. Прорыв пошел: если в прошлом году на экспорт из Кореновска было продано 3,7 тыс. тонн продукции в тридцать стран мира, то лишь за восемь месяцев 2020 года за рубеж ушло 3,4 тыс. тонн молочных лакомств кубанского происхождения. Рост экспорта составил 40 процентов, и потенциал имеется.

Наше мороженое уже по достоинству оценили и с удовольствием покупают в таких странах, как Китай, Монголия, Германия, Вьетнам, Канада, США, Великобритания, Сейшельские Острова и других, а через некоторое время им компанию за «сладким столом» составят Саудовская Аравия, Южная Корея, Израиль и Чехия. Проверку продукции комбината с целью расширения поставок на рынки этих государств Россельхознадзор уже проводит.

Не только молоко «наше всё». В восемь раз увеличился с начала этого года экспорт кубанского сахара. За границу с заводов края уже отгружено порядка 270 тыс. тонн сахара-песка.

— В денежном исчислении экспортная выручка увеличилась на 80,3 млн долларов. Основными импортерами кубанского сахара являются страны СНГ, Турция, Монголия, Албания, Израиль, Ливан,— сообщили в Министерстве сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности региона.

Перед тем как выводить товар на экспорт, конечно, надо насытить свой рынок, а следовательно, и нарастить объемы выпускаемой продукции. Развитие переработки сахара в крае повышается начиная с 2015 года. Ей на Кубани уделяется особое внимание, поскольку многие заводы нуждались в реконструкции, вливаниях инвестиций и выводе из банкротства. Уже удалось реанимировать предприятия в Курганинском и Павловском районах и спасти их от закрытия. Решить сложную задачу помогло привлечение инвесторов.

Санационная работа помогла кубанским сахарным заводам в этом году принять на переработку 1,2 млн тонн сырья и выработать более 130 тыс. тонн продукции. На внешние рынки сбыта будет направлен сахар, произведенный свыше краевой потребности в 240 тыс. тонн.

Всего в текущем году с Кубани планируется поставить товаров за границу в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» на 2,5 млрд долларов.

 

Вперед опережающими темпами

По объемам экспорта несырьевых товаров с 2015 года наш регион во всероссийском рейтинге переместился с семнадцатой на седьмую строчку — стоило лишь повернуться лицом к потенциальным возможностям. Жители края хорошо знают качество и вкус собственной продукции — гарантированно ее оценят и за рубежом. Достаточно нарастить производство — и спрос не заставит себя ждать. Тем более кубанская продукция соответствует придирчивым европейским стандартам.

Сделанное на Кубани продвигать на соседние и не только рынки помогают разносторонние меры поддержки. Среди них изучение потребностей потенциальных партнеров, обучение производителей и непрямые государственные дотации. Для расширения ассортимента и выпуска новой продукции в регионе используется потенциал малого и среднего предпринимательства. Только с начала года на треть выросло количество предприятий-экспортеров в секторе малого и среднего предпринимательства (МСП) Краснодарского края.

На межрегиональном уровне признания достичь уже удалось. Так, кубанские предприятия стали лучшими в четырех номинациях окружного этапа Всероссийской премии «Экспортеры года». Экспортеров из Краснодарского края отметили по таким позициям, как «Новая география», «Экспортер года в сфере агропромышленного комплекса» в категории «Малое и среднее предпринимательство». Региональные бизнесмены стали лучшими в сфере экспорта услуг и промышленных товаров среди представителей МСП. Всего в ЮФО были отмечены одиннадцать победителей. На очереди участие кубанцев в федеральном этапе конкурса.

Победителям подготовили различные поощрения Российского экспортного центра (РЭЦ) и партнеров премии. Тем, кто доказал свои преимущества, окажут массированную поддержку. Их ждет широкий перечень мер информационной поддержки экспортеров, персональное сопровождение переговоров с иностранными партнерами на зарубежных рынках, бонусный тариф на обслуживание экспортного контракта, регистрация на зарубежном маркет-плейсе, а также обучение по акселерационной программе на базе Школы экспорта в Москве.

 

Нам не привыкать

Если бы на первой позиции в структуре товаров, предлагаемых Кубанью на экспорт, оказалось что-то помимо аграрной продукции, было бы странно. Мука, рис, бобовые, подсолнечное масло, помимо названных уже «молочки» и сахара, идут с неизменным спросом к ближайшим соседям — в Абхазию, Закавказье, Турцию, на Ближний Восток и в Северную Африку. И Европа со своими строжайшими стандартами берет и не жалуется. Всего 112 организаций края торгуют за пределами страны сельхозтоварами и готовы наращивать объемы: интерес устойчивый. Так же уверенно заявляют о себе на мировой арене и вина Кубани, и у них, как утверждают эксперты, всё еще впереди.

По зарубежному интересу к товарам с брендом «сделано на Кубани» на втором месте машины, оборудование и транспортные средства. Шестьдесят четыре предприятия региона задействованы на этом поприще. Среди продукции не только сельскохозяйственная техника всех разновидностей и запчасти к ней, но и железнодорожная, путевая, а также нефтеперерабатывающая. Много станков, инструментов и оборудования. Даже комплектующие для металлопластиковых окон идут за границу. Есть также и приспособления для домашней консервации. Среди покупателей этой продукции практически весь бывший СССР, но встречаются и европейские заказчики.

На третьем месте в доле кубанского экспорта по числу вовлеченных компаний производители химической и фармацевтической продукции — их тридцать восемь. Прежде всего на мировые рынки они поставляют агрохимикаты и удобрения. В них мы знаем толк! Много пластмассы, полимеров и изделий из них, резиновая продукция, йод и даже мыло разъезжаются не только по странам СНГ, но и в Индию, Китай и заокеанскую Кубу.

Сфера услуг, в которой предприятий, соответствующих мировым запросам, значительно меньше, чем в предыдущих позициях,— тридцать, зато какие! Под скромной формулировкой — одна из ведущих статей дохода Кубани: грузоперевозки, транспортировка, хранение, жизнеобеспечение международных экипажей и т. д. Здесь сосредоточены все наши морские ворота: Ейск, Новороссийск, Тамань, Туапсе, Сочи. Если припомнить, что еще двадцать лет назад в половине этих гаваней и портов-то по мировым меркам не было, то можно оценить, как много еще перспектив у наших транспортно-перевалочных компаний. Характерно, что наравне с гигантами в этом направлении преуспевают и компании гораздо меньшие.

У компаний, производящих стройматериалы и мебель, позиции традиционно сильны. Двадцать шесть организаций региона выдают на мировые рынки целлюлозно-бумажную продукцию и деревообработку, еще девятнадцать — изделия из камня, гипса, стекло, фарфор и фаянс. Бумага, картон, паркет престижного класса идут прямиком в Германию, Польшу, Финляндию и Италию. Все ближайшие по Черному морю соседи тоже в списке постоянных покупателей. Про цемент, гипс и сухие строительные смеси дополнительно говорить не надо. Они в рекламе не нуждаются. К этой же категории плюсуются черные металлы, трубы, лом металлоизделий и металлизированная упаковка, в экспорте которых заняты четырнадцать региональных фирм. Их продукцию охотно приобретают государства Азии и стран СНГ.

Результаты перегонки черного золота уже давно эквивалент валюты. Шесть кубанских организаций торгуют нефтепродуктами, топливом, мазутами и прочей продукцией за границей. И пока в регионе есть столь драгоценный ресурс, ничто не омрачит наше существование. Однако не только нефтью жива экономика. Даже изделия легкой промышленности, брендированные в Краснодарском крае, могут составить конкуренцию мировым производителям. Это обработанные шкуры, кожа, обувные колодки, которые производят всего две компании, но лиха беда начало! Разобраться в тонкостях торговли по международным правилам инициативным предпринимателям на Кубани помогут — было бы желание и понимание.

 

Экспорт по «удаленке»

Неожиданный толчок получила интернет-торговля вследствие угрозы распространения коронавируса, и за границей особенно. Как не упустить шанс и освоить новый ресурс, учат в Центре координации поддержки экспорта Краснодарского края. Для тех, кто вовремя зарегистрировался, бесплатные семинары будут проходить весь октябрь. Это образовательный проект «Организация экспортной деятельности российских предприятий» АНО ДПО «Школа экспорта АО „Российский экспортный центр”».

Для бизнесменов, ищущих ориентиры в мировых продажах, подготовлена обширная программа. Что такое экспортная интернет-торговля, какая модель продаж наиболее рентабельна, какие существуют способы оплаты, принятые на международном рынке, инструменты повышения прибыльности и, наконец, что, вообще, востребовано? С чем выйти на рынки за пределами России? Кому предложить товар, как его разрекламировать и лицом в грязь не ударить перед другими державами? Все эти вопросы подробно разберут в рамках семинаров «Экспортируй не выходя из дома: возможности электронных торговых площадок», «Практические инструменты выхода на зарубежные рынки на примере г. Армавира», «Возможности онлайн-экспорта». Кому интересно, не пропустите!

Что особенно приятно, воспользоваться всеми материалами можно будет и после прохождения обучающего курса. Для представителей субъектов МСП обучение бесплатное. По итогу семинара при успешной сдаче тестирования выдается сертификат слушателя и предоставляется доступ к рабочим материалам на сайте Школы экспорта РЭЦ.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram