> Нижегородская лесопереработка: отрасли нужен импульс для развития - Аргументы Недели Нижний Новгород

//Экономика 13+

Нижегородская лесопереработка: отрасли нужен импульс для развития

№  () от 13 октября 2020 [«Аргументы Недели Нижний Новгород», Константин БАРАНОВСКИЙ ]

Основные производства лесной отрасли исторически сконцентрированы в северных районах Нижегородской области. Однако небольшие производства есть практически в каждом районе. И это не мелкие лесопилки, а вполне серьезные предприятия.

В общей сложности в регионе перерабатывают древесину свыше 400 предприятий, дающих работу 12 тысячам человек. Доля лесопромышленного комплекса в общем объеме отгрузки обрабатывающих производств составляет около 3%.

Рабочие места в отрасли предоставляют в основном обработка древесины и производство изделий из дерева – около  6000 человек; еще 4000 заняты на целлюлозно-бумажном производстве и на лесозаготовках – порядка 2000.

Интересно, что нижегородским лесопромышленником является Никита Михалков. В 2012 году он получил в аренду на 49 лет 30 тысяч гектаров леса возле деревни Щепачиха. А расположенное в Тумботине ООО «Темино-Павловское» занимается выпуском шпона, фанеры и мебели. Есть еще лесоперерабатывающие компании, принадлежащие Михалкову, здесь работают местные жители. Правда, благостную картину слегка нарушает произведенное буквально на днях расследование «Нижегородского экопатруля», где говорится о том, что михалковские компании не ведут обязательное лесовосстановление за счет новых посадок.

К слову, еще десять лет назад серьезной проблемой были хищнические порубки леса, сейчас явление сошло на нет. Причем серьезную роль сыграли в этом официальные лесопромышленники, организовавшие патрулирование леса – только лесники с задачей явно не справлялись.

Не стоит представлять заготовку леса в духе позапрошлого века, когда бородатые мускулистые мужички топорами валят вековые деревья. Отрасль не только механизирована, она, можно сказать, автоматизирована. В первую очередь, это касается харвестеров (подборщиков леса). Есть несколько машин иностранного производства, купленных лесопромышленниками вскладчину, каждая стоит порядка 2 миллионов евро. Так вот, управляется такой харвестер джойстиками, как какая-нибудь приставка, даже заводится посредством флешки. Степени свободы манипулятора считать устанешь. Это позволяет минимально травмировать молодые деревья и подлесок при лесозаготовках. Впрочем, стоит восхититься и мастерством водителей харвестеров, выпущенных еще в советские времена: они могут манипулятором открыть бутылку шампанского, взять ее и налить пузырящийся напиток в бокал, не перелив ни капли. Автор этих строк сам это неоднократно видел.

Если вернуться к цифровизации лесозаговок, то в конце сентября в Ветлужском районе был запущен новый компьютеризированный лесозаготовительный комплекс, купленный при содействии регионального правительства. Стоимость комплекса – 1 миллион долларов, приобрел его местный лесопромышленник Александр Орехов.

«Для приобретения дорогостоящей техники мы получили льготный кредит при содействии регионального правительства, серьезно не переплачивая. Возникающие у хозяйствующих субъектов вопросы решаются с участием регионального правительства, местной администрации, департамента лесного хозяйства», – заявил Александр Орехов. Лесопромышленник пояснил, что сейчас арендованная им лесосека осваивается на 85%, новая техника позволит полностью использовать потенциал.

«Новые лесозаготовительные комплексы больше похожи на компьютеры, многие операции выполняются автоматически. Ветлужский район демонстрирует пример правильного, хозяйского отношения к ресурсам», – считает Андрей Саносян, заместитель губернатора Нижегородской области, посетивший Ветлужский район.

Орехов строит в Ветлуге лесоперерабатывающий комплекс с перспективой выпуска продукции глубокой переработки леса.

Андрей Саносян отмечает важность развития переработки лесных ресурсов в регионе, что дает добавленную стоимость, рост занятости и поступлений в бюджет.

За январь–июль 2020 г. объем отгруженных товаров собственного производства лесопромышленного комплекса региона составил 30,05 млрд рублей – 114,4% от объема отгрузки в аналогичном периоде 2019 года. Немного снизилась отгрузка мебели, из-за снижения платежеспособного спроса у населения. Уже три года подряд мебельные предприятия области работают под заказ. Тем не менее в первом полугодии продано мебели на 4,9 млрд рублей.

Орехов упомянул поддержку регионального правительства, но возможностей получить региональные и федеральные меры поддержки у деревообрабатывающей отрасли гораздо больше, о чем нам рассказали в пресс-службе губернатора и правительства Нижегородской области.

Региональные меры поддержки

Предприятия – участники программы повышения производительности труда получают субсидию в 50% (но не более 5 млн рублей) на возмещение затрат, связанных с модернизацией и расширением производства (возмещение затрат по приобретенному оборудованию).

Также есть субсидия на возмещение части затрат на оплату процентов по кредитам, взятым под реализацию инвестиционных проектов, до 15 млн рублей. Предусматривается компенсация 0,8 ключевой ставки по кредитам, полученным в рублях, и 0,9 суммы уплаченных процентов по кредитам, полученным в иностранной валюте.

Федеральные меры поддержки

Предприятия лесоперерабатывающей отрасли, признанные системообразующими, получают отсрочки и рассрочки по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и государственных гарантий Российской Федерации по кредитам или облигационным займам.

Также они могут получить субсидию из федерального бюджета для снижения затрат на транспортировку продукции.

Предприятия-экспортеры – участники корпоративных программ повышения конкурентоспособности (КППК) – могут получить компенсацию от 3% до 4,5% годовых по имеющимся у них кредитам. Средства предоставляются напрямую из федерального бюджета в виде субсидий коммерческим банкам, финансирующим экспортные предприятия. Льготные кредиты предоставляются при условии включения предприятия на конкурсной основе в единый перечень предприятий, реализующих КППК.

Кластер, скоро будет кластер?

На сегодня прорабатываются данные и информация о потребности создания лесоперерабатывающего кластера. Дело в том, что с 2007 года действует Союз лесовладельцев Нижегородской области, консолидирующий предприятия отрасли. Союз содействует повышению конкурентоспособности, эффективному освоению, охране и воспроизводству лесов, внедрению новейших технологий. Это объединение представляет интересы лесозаготовительных и деревоперерабатывающих предприятий региона, независимо от их размеров. Оказывается консультационное и информационное содействие.

То есть пусть и неформальный, кластер все же есть, и надо ли создавать некую инфраструктуру поверх него – это вопрос.

Без проблем не обошлось

Основной проблемой развития лесной отрасли Нижегородской области является высокая стоимость местного сырья для лесоперерабатывающей промышленности. Предприятиям, которые имеют необходимые для переработки леса мощности, было бы выгоднее заготавливать лес самим, минуя посредников.

Для решения этой задачи с 2019 года действует конкурс для предприятий лесоперерабатывающей промышленности, утвержденный правительством Нижегородской области. Его проводит департамент лесного хозяйства региона. Участники получают право арендовать участки для заготовки древесины, если у них есть оборудование не только для заготовки, но и для переработки древесины. О подробностях его проведения можно узнать в департаменте лесного хозяйства Нижегородской области.

Остается добавить, что президент России Владимир Путин решил с 1 января 2022 года полностью запретить вывоз из страны хвойных и ценных лиственных пород в виде бревен. Необходима глубокая переработка леса, для чего в том числе организовать госпомощь малым лесоперерабатывающим предприятиям и подготовку кадров. В регионах введут должность главного федерального государственного лесного инспектора. Особое внимание – лесовосстановлению.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте