30 сентября – День интернета в России, праздник отмечается с 1998 года. Как всемирная сеть проникала в наш регион и каков сегодняшний уровень ее развития в Нижегородской области, «АН – Волга» выяснили у специалистов.
Наш регион уже более ста лет является одним из отечественных лидеров информационной отрасли. Достаточно вспомнить, например, такие вехи, как основание телеграфного завода (ныне НИТЕЛ) в 1917 году и создание Нижегородской радиолаборатории в 1918-м. Сегодня информационные технологии также неплохо приживаются на нижегородской почве, хотя их развитие не всегда идет совсем уж гладко.
Засиделись на старте
По данным исследования, проведенного «Яндексом» в 2005 году – 15 лет назад, – Нижний по степени проникновения интернета (количество пользователей в сравнении с общей численностью населения) плелся в хвосте списка российских городов-миллионников. Ситуация начала меняться в 2010-е, когда интернет-провайдингом вплотную занялись операторы мобильной связи. Кроме того, в развитие нижегородского интернета внесло вклад и государство в лице антимонопольного ведомства.
– Довольно продолжительное время, где-то до 2009 года, распространению высокоскоростного кабельного подключения к интернету для домохозяйств препятствовала монополистическая по сути политика регионального оператора связи «ВолгаТелеком», – рассказывает кандидат юридических наук Михаил Апфельбаум. – В итоге независимые провайдеры обратились в Федеральную антимонопольную службу, чиновники вмешались, и все технические препоны в конце концов были сняты.
Сегодня в столице Поволжья высокоскоростной доступ в Интернет – от 1 Мбит/c – предлагает добрый десяток операторов. Высокоскоростной интернет выручил сотни тысяч жителей региона в период весенне-летнего карантина этого года, позволив взрослым членам семей дистанционно работать, а школьникам – учиться в онлайне.
– В первую очередь трудности с дистанционкой всех видов были связаны не с доступом в интернет, а с тем, что в большинстве домохозяйств пока есть только один компьютер, его приходилось делить между несколькими поколениями, – утверждает программист Людмила Дроздова. – Характерно, что все крупные федеральные сети, торгующие цифровой техникой, с весны фиксируют рост спроса на ноутбуки, нетбуки и планшеты – недорогие, в минимальной комплектации, а также домашние роутеры. Людям жизненно необходима возможность учиться и работать в онлайне.
Новое поколение на пороге
Сегодня Нижегородская область полностью покрыта сотовыми операторами «большой четверки», и соответственно большинство абонентов могут пользоваться мобильным интернетом. Даже в отдаленных деревнях жители выходят в сеть, по крайней мере, со смартфонов. Мобильный интернет наиболее продвинутого четвертого поколения пока доступен примерно 90% нижегородцев. Зато охват сетями 2G и 3G приближается к 100%. По данным аналитиков компании LTE, исследующей рынок мобильного интернета, интернет-серфинг сейчас доступен более чем 2,9 млн жителей свыше 4000 населенных пунктов Нижегородской области.
А в дверь уже стучится пятое поколение, способное не только увеличить скорость доступа, но и сделать доступными новые привлекательные сервисы. Каковы перспективы 5G на нижегородской земле?
Еще в конце прошлого года генеральный директор оператора мобильной связи Tele2 Сергей Эмдин, приезжавший в Нижний Новгород, рассказал о стратегии внедрения 5G в России: сначала связь нового поколения охватит обе столицы, а затем – областные центры с населением миллион и более человек.
– Сейчас мы находимся в организационной фазе, – утверждает Сергей Эмдин. –Предстоит понять, где данная технология нужна в первую очередь. Конечно, в первостепенных планах – Москва и Санкт-Петербург, а уже затем – города-миллионники. Соответственно Нижний Новгород может попасть во вторую волну.
Что нового принесет нижегородцам появление сетей пятого поколения, ясно уже сегодня.
– Развивая сети 4G, операторы «большой четверки» одновременно готовятся к запуску 5G, – рассказывает ведущий разработчик отечественной софтверной компании Татьяна Барклаева. – Сети пятого поколения сделают возможным, например, беспилотное управление общественным транспортом, они станут основой для широкого распространения так называемых умных домов, безлюдных производств и тому подобных технологических новшеств, призванных оптимизировать качество жизни наших сограждан.
Привычные каналы связи в последнее время подверглись коренной трансформации. В частности, все сотовые операторы России, да и мира, фиксируют снижение объема трафика, приходящегося на текстовые сообщения.
– Сегодня мессенджеры, каковых уже около дюжины на любой вкус, а также социальные сети, которых тоже не одна и не две, избавили пользователей мобильной связи от необходимости отправлять друг другу SMS, – констатирует Татьяна Барклаева. Эсэмэски стали каналом общения B2C, business-to-client, связью между бизнесом и потребителями услуг, торговые сети оповещают нас о скидках, банки – обо всех операциях с нашими счетами и так далее.
Проблема «последней мили»
«Последняя миля» (last mile) в понимании связистов – это канал, соединяющий конечное оборудование с узлом доступа провайдера. При предоставлении услуги подключения к интернету это участок от порта коммутатора провайдера на его узле связи до порта маршрутизатора клиента в его офисе. На этом участке нередко возникают непредвиденные сбои, способные обернуться существенными потерями – времени или денег. А чаще – и того и другого.
Поясню на примере. Автор после объявления пресловутого режима повышенной готовности самоизолировался на даче. Не где-то в глуши, а в Приокском районе Нижнего Новгорода, поселок Черепичный.
Гонорар редакция переводит автору на карту системообразующего банка с государственным участием. Того самого, что недавно потратил 2.5 млрд рублей на ребрендинг. С этой картой автор обычно посещает сетевой продуктовый магазин, в котором и закупается. И вот в один далеко не прекрасный день у касс в этом магазине появилась надпись: «Оплата только наличными. Карты временно не принимаются». Это стало крайне неприятным сюрпризом для жителей поселка, поскольку ближайший банкомат находится аж на Мызе и до него нужно топать по шпалам около сорока минут. Хорошо хоть, что не зимой.
«Почему бы системообразующему банку не поставить в поселке, где живет и работает не одна сотня человек, свой банкомат?» – подумал автор. Тем более что в том же сетевом магазине установлен платежный терминал, который вполне регулярно посещают инкассаторы – заодно и банкомат бы обслуживали. Но, увы, эта многолетняя мечта жителей поселка пока никак не исполнится.
А проблема «последней мили», из-за которой магазин принимал платежи только наличными, решилась лишь через пару дней. Но теперь автор, выбираясь с дачи, сразу ищет банкомат и снимает наличные. Несовременно, конечно, в век сплошной и поголовной цифровизации. Зато надежно. Хотя видеть на экране терминала зловещую надпись «Нет связи с банком» автору тоже приходилось. Тогда в банке нашли сразу две причины сбоя: ошибка подрядчика и обновление программного обеспечения.
– Проблема «последней мили» – это как раз проблема уязвимости линии связи, – подчеркивает инженер-связист Николай Петров. – Магистральные линии защищены надежно, а вот на пути от узла связи до концевого устройства, того же банкомата или кассы в магазине, встречаются всякие неожиданности. Был случай, когда связи с расчетным центром лишился крупный сетевой супермаркет, расположенный в центре Нижнего Новгорода. Как выяснилось, причина была в крысе, решившей полакомиться изоляцией кабеля. Именно поэтому ведущие производители кабельной продукции, такие как Nokia, добавляют в изоляцию кабелей вещества, вкус которых грызунам не нравится. Нередки также варианты с невнимательным оператором экскаватора, рвущего кабель ковшом. Единственный путь ухода от такой проблемы – установление беспроводной коммутации между концевым устройством и коммутатором. Это станет вполне возможным после внедрения связи пятого поколения.