> В Нижнем Новгороде готовятся к авариям на инфраструктуре подачи тепла - Аргументы Недели Нижний Новгород

//Экономика 13+

В Нижнем Новгороде готовятся к авариям на инфраструктуре подачи тепла

№  () от 22 сентября 2020 [«Аргументы Недели Нижний Новгород», Валерий НОРСКИЙ ]

В Нижегородской области начинается очередной отопительный сезон. И как всегда осенью, теплоэнергетики значительную часть финансовых ресурсов своих компаний резервируют для борьбы с последствиями возможных аварий в котельных и на тепловых сетях.

В самой столице Приволжья в последние годы АО «Теплоэнерго» активно занимается обновлением своей инфраструктуры. Единственный акционер данного общества – муниципальное образование «Городской округ “Город Нижний Новгород”», что, несомненно, облегчает администрирование деятельности ресурсоснабжающей организации со стороны мэрии. Это безусловное преимущество Нижнего. Но на нем плюсы, пожалуй, и заканчиваются. Начинаются минусы.

 

Ветхое наследие

По данным Теплоэнерго, обслуживаемая техническая база предприятия состоит из 124 котельных, 138 центральных тепловых пунктов и тепловых сетей общей протяженностью около 2000 километров. Это чуть меньше половины расстояния от нашего горда до Северного полюса и чуть больше, чем до Берлина, города, в котором отдельные островки централизованного отопления представляют собой рудимент эпохи ГДР и в основном находятся вокруг бывших военных городков Западной группы войск Советской армии.

«Инвестиционная программа ОАО “Теплоэнерго” на 2014–2018» (документ доступен на сайте компании) предусматривает, что ежегодно замене подлежат не менее 30 километров сетей – новые трубы в пенополимер-минеральной изоляции должны служить дольше, так как они меньше подвержены внешней коррозии. Сегодня не менее трети трубопроводов горячего водоснабжения и отопления ветхие, эти участки предстоит обновить в первую очередь.

– Это примерно 1,5–1,7% общей протяженности сети. Посчитать, сколько лет потребуется для полной замены всех сетей, можно и без калькулятора, – иронизирует кандидат экономических наук Василий Самыкин. – Это, в общем, дорогое удовольствие. И чем больше диаметр трубы, тем дороже обходится ее погонный метр. Кроме того, нужно учитывать косвенные потери города от перенаправления автомобильного трафика, потерь времени и топлива общественного транспорта в пробках, затрат на восстановление дорожного покрытия. Проблема в том, что до последнего времени сети просто латали по факту аварий как пресловутый тришкин кафтан. Сегодня Теплоэнерго взялось за комплексную реконструкцию, и это хорошо. Но параметры бюджета на данные цели не позволят поддерживать высокий темп.

Кроме сетей ресурсоснабжающая организация должна ремонтировать сложное и дорогое оборудование котельных и распределительных пунктов.

– Горячая вода – это источник повышенной опасности, – поясняет инженер-теплотехник Владимир Сахатырь. – Требования к безопасности очень высоки, не меньше, чем у газовиков, и неспроста. Все помнят про то, как в разных городах из-за размытия грунта под асфальт в кипяток проваливались люди и автомобили, иногда с трагическими последствиями. К счастью, давно уже не было таких жутких ЧП, как взрывы котельных. Последний подобный случай, как мне помнится, – Североморск Мурманской области, и причина была в износе оборудования. Теплоэнергетикам в нашей стране приходится буквально разрываться между несколькими задачами одновременно. И все эти задачи первостепенные.

Инфраструктурный тупик

«На территории Нижнего Новгорода в настоящее время единой централизованной системы теплоснабжения нет. Теплоснабжение нагорной и заречной частей осуществляется отдельно друг от друга. Связи по тепловым сетям СЦТ (систем централизованного теплоснабжения. – “АН–Волга”) нагорной и заречной частей города отсутствуют», – констатируется в «Схеме теплоснабжения муниципального образования “Город Нижний Новгород” до 2030 года» (этот подробный и богато иллюстрированный 357-страничный документ доступен на сайте мэрии). Несомненно, отрицательная связность сетей негативно сказывается на эффективности теплоснабжения нашего мегаполиса.

– Предполагалось, что к началу 1990-х в Воронеже и Горьком построят атомные станции теплоснабжения, – рассказывает Владимир Сахатырь. – Мне лично доводилось работать по воронежскому проекту, но технически они схожи. В обоих случаях предусматривалось создание единых общегородских систем теплоснабжения, постепенный вывод (из эксплуатации. – «АН–Волга») районных котельных, работавших тогда зачастую даже не на газе, а на угле или мазуте. Это, по мнению разработчиков, улучшило бы показатели атмосферного воздуха в обоих крупных городах. Но грянул Чернобыль, и проекты оказались под сукном, несмотря на высокую степень готовности объектов – 75–80%. Сейчас здания АСТ в обоих городах идут под снос.

Можно ли сегодня объединить теплосети верхней и нижней частей нашего города? У экспертов разные мнения.

– Теоретически возможно, хотя и недешево обойдется, правда, экономический эффект от возможности регулировать теплоснабжение сразу всего города появится, по моим прикидкам, не ранее чем через 15–20 лет, – полагает Владимир Сахатырь.

– В отсутствие Горьковской АСТ, которая взяла бы на себя 30–35% теплоэнергетического баланса города, в этом нет особого смысла, – возражает Василий Самыкин. – Сейчас мы вообще наблюдаем тенденцию к децентрализации теплоснабжения жилого фонда, новостройки все чаще оснащаются собственными модульными котельными.

Особое волнение подобный проект, если его начнут разрабатывать, может вызвать у экологов.

– В Волге и Оке в районе Нижнего обитает около 120 видов рыб, и такая гигантская инфраструктурная стройка на пользу им явно не пойдет, – предостерегает кандидат биологических наук ихтиолог Игорь Козлов. – Я уже не говорю о последствиях возможных чрезвычайных происшествий, например прорыва кипятка в реку. Если в городской казне появятся свободные средств, лучше направить их на постройку нового канализационного дюкера – состояние того, что расположен рядом с Канавинским мостом, уже давно внушает опасения.

 

Структура тепла

К слову, о бюджетных деньгах. К счастью, в последнее время городская администрация научилась хотя бы согласовывать усилия теплоэнергетиков с другими городскими подрядчиками, главным образом дорожниками. Это помогает экономить. В частности, Теплоэнерго перед работами по нацпроектам «Безопасные и качественные дороги» и «Жилье и городская среда» заменит около четырех километров своих трубопроводов. По поручению исполняющего полномочия главы Нижнего Новгорода Юрия Шалабаева, Теплоэнерго скоординировало графики проведения ремонтных работ с подрядными организациями, выполняющими благоустройство по договорам с городской администрацией. Всего в рамках ремонтной кампании-2020 Теплоэнерго выполняет замену труб на 12 участках для подготовки к реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и программы «Формирование комфортной городской среды».

А что если вообще отказаться от центрального отопления (ЦО) и горячего водоснабжения? Возможен ли такой вариант – хотя бы в новостройках? Ведь в большинстве стран Европы люди пользуются индивидуальными источниками тепла, от каминов до бойлеров. Вот что нам ответили специалисты.

– Центральное отопление в целом, несмотря на ползучий рост тарифов, обходится потребителю значительно дешевле: он не несет затрат на покупку и установку оборудования, ему не нужно постоянно регулировать и контролировать котел, – полагает Василий Самыкин. – К тому же ЦО обеспечивает непрерывное теплоснабжение в течение всего отопительного периода. И не надо рассказывать про то, что за рубежом нигде нет ЦО. Очень даже есть в поселках Аляски и Северной Канады. А японцы на своем самом северном острове Хоккайдо строят котельные ровно такие же, как у нас на Курилах и Сахалине.

Это экономический и социальный аспекты. Как насчет технического?

– Главный недостаток ЦО – необходимость сооружения и поддержания в работоспособном состоянии тепловых сетей и потери в них, доходящие до 20%, – рассказывает Владимир Сахатырь. – Вторая проблема – открытие и закрытие отопительного сезона в определяемые городской администрацией сроки, а не тогда, когда у вас дома уже стало холодно. Поэтому основное преимущество индивидуального отопления – это возможность подать в квартиру тепло в любой момент, владельцы газовых котлов АГВ меня поймут. Но тут уж вы сами отвечаете за безопасную работу котла и всей системы, оборудование стоит недешево, как и его профилактика. Напомню, что в близкой к нам по природно-климатическим условиям Норвегии индивидуальные отопительные установки в большинстве своем электрические, более безопасные. А в столице Осло вполне себе кочегарки работают.

Почему же в новостройках все чаще устанавливают модульные котельные?

– Не от хорошей жизни застройщик так поступает, – делится архитектор Инна Дюкова. – В Нижнем сегодня просто недостаточно тепловых мощностей, на новостройки их не хватает. Если бы хватало, никто не стремился бы включать в проект домовую теплогенерацию, она ведь здорово повышает стоимость квадратного метра. Мое мнение как строителя: за ЦО будущее. У нас уже есть вся необходимая инфраструктура. Нужно просто ее обновить и сделать эффективнее.

А как же пресловутые аварии на теплосетях, о которых с прискорбной периодичностью с осени до весны сообщают новости?

– Аварийность на теплосетях в последнее время снижается, это факт, отмечаемый и нашей (МЧС. – «АН–Волга») статистикой, так что теплоэнергетики не лукавят, – уверяет подполковник внутренней службы Виктор Шепелев.Что касается индивидуального отопления... Знаете, в последние годы случаев гибели людей от отравления газом от кухонных плит все меньше. А вот водогрейные колонки и котлы АГВ чаще губят своих владельцев. К счастью, таких домов не так уж много, это старые сталинки и так называемые народные стройки в основном.

Завершая обзор, желаем читателям скорейшего наступления тепла в домах. Всего вам доброго.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте