Вечный, как его тёзка Ленин, Владимир Соловьёв, вероятно, очень любит рыбалку. И вспоминает старый рыбацкий приём – «раздвинь пошире руки», когда говорит о неистовом росте российской экономики. Вспоминаются ещё и дрожжи в соседском сортире в жаркий рабочий полдень. Возможно, экономика отдельных российских граждан и растёт как на этих дрожжах, но, увы, не всей страны. И цифры верноподданического Росстата это только доказывают.
А у них в квартире газ, а у нас?
Как рассказывают знающие люди, в начале 90-х годов прошлого века один советско-российский учёный, имевший доступ к данным по геологоразведке запасов углеводородов на арктическом шельфе, согрешил. Была в те годы такая мощнейшая нефтяная компания Amoco. И после падения под натиском капитализма советской Брестской крепости вместе с контрразведкой решила она вложиться в наш посконный и домотканый арктический шельф.
Речь шла о миллиардах долларов. Дверь в Арктику тогда для наших американских друзей была угодливо распахнута настежь. Но ушлые ребята из Amoco подстраховались и купили у учёного две коробочки с дискетами. Там были записаны все параметры этой самой комплексной геологоразведки. Говорят, миллион двести тысяч американских президентов отдали и документики на въезд выхлопотали. Проанализировали данные с дискет и ушли, даже не попрощавшись. Уж что там было, бог весть, но теперь это точно гостайна. Да и ронять капитализацию наших гигантов, основанную исключительно на запасах, не хочется.
Вспомнилась эта печальная история, когда Центр стратегических исследований по просьбе «АН» провёл анализ официальных данных Росстата по основным экономическим показателям нашего Третьего Рима. И раз уж заговорили о силе России, то посмотрим показатели «Газпрома».
В 1990 году добыча газа составила 641 млрд кубометров, в 2019 году – 738 млрд кубов, то есть увеличение на 97 млрд кубометров. Экспорт газа в 1990 году – 109 млрд кубометров, в 2019 году – 220 млрд кубов, то есть больше на 111 млрд кубометров.
Ура, братцы, ура! Но вот по внутреннему потреблению, что логично должно быть главным показателем для «национального достояния», уходим в отрицательный рост: 532 млрд кубиков в советском 1990-м против 518 в 2019-м. Разница хоть и небольшая, всего 14 миллиардов кубов, но, как говорят оленеводы, «тенденция, однако». А при почти прожитой первой четверти XXI века иметь газификацию страны в 69, 1% – это достойно Шнобелевской премии.
– Положение крупнейшей в РФ газовой компании ПАО «Газпром» можно назвать катастрофическим. В 2008 году капитализация «Газпрома» была 365 миллиардов долларов. Тогда же руководитель компании гражданин Миллер заявил, что к 2016 году капитализация возрастёт до 1 триллиона тех же долларов. По состоянию на 26 июня 2020 года капитализация компании составила 4, 7 триллиона рублей, или в пересчёте на доллары по валютному курсу на этот же день (69 рублей 47 копеек) – 66, 6 миллиарда долларов (дьявольская цифра), то есть произошло падение в 5, 5 раза.
В 2019 году «Газпром» потратил на собственные нужды (включая строительство газопроводов) на 180 миллиардов рублей больше, чем вся выручка за год. И уже в 2020 году ему придётся занимать порядка 10 миллиардов долларов, чтобы залатать дыру в собственном бюджете. За I полугодие 2020 года «Газпром» уже получил убыток в размере 306 миллиардов. По данным ФТС, за этот же период общее падение экспорта составило 24, 2%. В том числе в Германию на 45%, а в Турцию – уменьшение в несколько раз.
Неизвестна судьба «Северного потока – 2», но даже если он будет построен, то заполнение двух этих ниток составит не более чем 50%, то есть об окупаемости этого проекта речь не идёт. С середины мая этого года остановлена работа «Голубого потока», а в июле сего года остановлен якобы на ремонт «Турецкий поток». Турция вопреки всем обещаниям переключилась на поставки газа из других стран, где цена на газ дешевле, чем у России, – рассказывает президент ЦСИ Михаил Бочаров.
Восточный сосед смотрит искоса
Знатоки международной политики сразу поправят: «Наш великий восточный друг поможет и спасёт! Он молится своим богам на «Силу Сибири». Конечно, может быть, и молится, но только на глупость отдельных российских госмужей. Говорят, сбылись шёпоты в кулуарах Академии наук о том, что из-за ошибки, допущенной в оценках запасов и извлекаемости с Чаяндинского месторождения, «Сила Сибири» не может обеспечить поставки газа в договорённых с Китаем объёмах. И газопровод, мол, будет работать примерно на половину своей мощности.
Это, конечно, наветы и клевета! И распускают их наши главные конкуренты-марсиане, так как на земле нам равных нет. И в доказательство «национальное достояние» предлагает строительство нового трубопровода «Сила Сибири – 2» с Алтая через Монголию в Китай стоимостью 1, 3–1, 5 трлн рублей.
Это старая китайская заповедь: если тебе плохо – строй газопровод просто так. Если совсем плохо – строй газопровод просто так и ещё за свои деньги. А если ещё учесть, что Китай недавно открыл новое месторождение с объёмом более 1 трлн куб. м газа, наращивает добычу и закупает газ по всему миру, то, следуя китайской поговорке, «нацдосу» не просто плохо, а «белочка пришла».
А что же с ещё двумя энергетическими ногами державы: с нефтью и углём? Как и у газовой лапы, ступни у них вывернуты не вовнутрь страны, а совсем наоборот. Особенно это заметно у угольной «косолапки». В 1990 году добыча угля составила 395 млн тонн, в 2019 году – 439 млн тонн. На 44 млн больше. Но в 1990-м на экспорт отправили 47 млн, а в 2019-м уже 208, 4 млн тонн! Ушло бы ещё больше, но железнодорожные тарифы с места добычи до портов отгрузки подчас больше, чем стоимость добытого продукта! Это, при всём маразме ситуации, делает экспорт угля убыточным. Три раза «ку» придумавшим, как оставить уголь на родине!
С нефтяной ногой дела ещё интересней.
– В 1990 году РСФСР добывал 516, 2 миллиона тонн нефти. В 2019-м – 560, 2 миллиона тонн. Ненамного, но на 44 миллиона тонн побольше. Сопоставимы были и объёмы первичной переработки нефти (298 миллионов тонн и 290 миллионов); производства автомобильного бензина (40, 9 против 40 миллионов тонн). А вот экспорт – другое дело: сырой нефти с 218, 3 миллиона тонн вырос до 267, 5 миллиона, а нефтепродуктов с 50, 6 до 157, 9 миллиона. Суммарный же экспорт нефтепродуктов рванул с 268, 9 до 425, 4 миллиона тонн. То есть на 156 миллионов!
А если учесть, что в 1990 году в России было почти 9 (8 миллионов 964 тысячи) легковых автомобилей, а в 2019 году – 47 миллионов 425 тысяч, то это повлекло расход ГСМ более чем на 10 миллионов тонн в год! Откуда взялись эти миллионы тонн на внутреннем рынке при увеличении экспорта? Колоссальное уменьшение расхода ГСМ в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, строительстве и других отраслях уже антинародного хозяйства, – считает эксперт.
«Почему антинародного хозяйства?» – спросит въедливый читатель. Потому что к власти пришли бабочки-однодневки, которые непатриотичны по определению. Иначе как расценить такие цифры: «Объём разведочного бурения на нефть в 1990 году – 5, 2 млн метров, в 2019-м – 1, 1 миллиона метров. В четыре раза меньше! Six, я всё сказал…
Всё ниже, и ниже, и ниже
Бодро рапортующие об экономических прорывах люди либо конкретные циники: «нам платят – мы врём», либо обитатели палаты, рядом с которой палата Наполеонов. В первом случае помогает канделябр, во втором – галоперидол. Не может так падать производство, а экономика расти. Она не кактус – без полива не расцветает. А полив, чтобы там ни пиликал Силуанов, – это не банки или микрофинансы, это реальные товары. Реальные предприятия, выпускающие материальную продукцию.
Смотрим! По данным госрегистрации, в 2015 году мы имели 5043, 6 тыс. единиц предприятий всех размеров и цветов. В 2019‑м – выжило 3826, 9. В сельском хозяйстве было 146, 8 тысячи. Стало 102, 9. В обрабатывающем производстве было 412 тыс., выжило 286, 6. За пять лет стабильности и «верным курсом идёте, товарищи» сгинуло 1 млн 216, 7 тыс. предприятий и организаций. И больше всего в обрабатывающих производствах – 125, 4 тыс. единиц. Как говорила Раневская, «пёрнули в вечность!».
Стойте, скажет внимательный зритель госканалов: «Согласно классику российского экономического чуда Егору Гайдару, рука рынка всё расставит по местам. Перевозки не могут расти без роста промышленности. А они растут! Сам сказал».
Был бы сейчас 1937-й, Росстат бы расстреляли в полном составе. Ибо, согласно его официальным данным: в 1990 году грузовые перевозки всеми видами транспорта равнялись 19 300 млн тонн. В 2019‑м «выросли» до 8302 млн тонн. Выросли, так сказать, в два раза. Такой же «рост» по грузовым перевозкам железнодорожным транспортом – почти в 2 раза. По автомобильным – в три! Морским – почти в 8 раз! Удержался только трубопроводный: 1990 год – 1101 млн тонн, 2019‑й – 1159 миллионов.
Лозунг «Страну – в трубу!» пора делать единственной идеологией правящего класса.
– Если общие объёмы грузовых перевозок за прошедшие 29 лет уменьшились в 2, 3 раза, это значит, что и вся экономика в стране к 2019 году уменьшилась ориентировочно более чем в 2 раза. В 2019 году перевезено грузов всеми видами транспорта меньше, чем в 1990 году, на 11 миллиардов тонн, и это только за один год. Если же оценивать объёмы перевозимых грузов с 2000 по 2019 год, рост составил около 3%, или ежегодно – 0, 25%! Его фактически не было, как и роста экономики в целом.
Положение с пассажирскими перевозками ещё печальней – хотя, казалось бы, куда ещё, – чем с грузовыми перевозками. Количество перевезённых пассажиров всеми видами транспорта за годы «реформ» уменьшилось в 2, 7 раза, в том числе железнодорожным – в 2, 6 раза, автобусным – в 2, 7 раза, внутренним водным – в 8, 2 раза, морским – в 2, 7 раза и т.д. Только на секунду представьте себе, что в 1990‑м в год перевозилось на 30 миллиардов человек больше! 30 миллиардов! Почему?
Потому что уничтожили десятки тысяч населённых пунктов, объекты здравоохранения и образования, задрали тарифы на проездные билеты, а также на ГСМ, электроэнергию и многое другое. Эти цифры показывают, насколько раздробленной стала наша страна! – возмущается Михаил Бочаров.
Можно сколько угодно размахивать «Авангардом» и пугать весь мир «Искандерами», можно круглосуточно делать новости по принципу: «И это всё о нём. И немного о погоде», можно сажать в кресло профильного министра крупного землескотовладельца, который будет говорить о продовольственной безопасности при 75%-ной зависимости от импорта семян. Можно и нужно это делать, если ты хочешь, чтобы твоё королевство скатилось на уровень Сомали. «Искандеры» в Сомали не пугают, а смешат: «Без штанов, но в шляпе». Обрушить всю российскую экономику – дело одного биржевого и банковского дня. Не верите?
С 2000 по 2019 год суммарная задолженность предприятий и организаций РФ увеличилась в 26 раз, кредиторская задолженность – в 15 раз, а задолженность по кредитам банков и займам – в 66 раз! Суммарная задолженность на 01.01.2020 составляла 1 триллион 794, 3 миллиарда долларов, а кредиты банков и займы – на сумму 981 миллиард 450 миллионов долларов – цифры астрономические! В целом суммарная задолженность в 2019 году превысила ВВП страны на 6 триллионов 98 миллиардов рублей (от 110 триллионов 46 миллиардов рублей). Все банки и кредитные организации у нас тем или иным образом принадлежат иностранному капиталу. Стоит им щёлкнуть пальцами, и всё полетит в тартарары.
«Почему тогда они этого не делают? Потому что боятся наших «Искандеров», – скажет внимательный потребитель госканалов. Это, как говорится, вряд ли. Просто любому белому господину нужны туземцы, которые за зеркальца и бусы (сотовые телефоны, телевизоры, компьютеры и прочее) будут таскать ему золото.
А чтобы сообразительное местное население не научилось бусы делать самостоятельно, надо разрушить остатки промышленности, оболванить образование, уничтожить фундаментальную и прикладную науку, заставить людей просто выживать, не думая о другом. Что же, судя по конечному результату, им это удалось…