В издательстве «АН» вышла книга Леонида ИВАШОВА «Геополитика русской цивилизации». Это очень примечательный и своеобразный труд, с которым мы продолжаем знакомить наших читателей.
Стать Севера
«Русский человек есть не чисто европейский и не чисто азиатский… Восток и Запад борются в сердце русского человека. Россия не принадлежит этим частям света, а есть самостоятельная часть света, вмещающая в себя два мира». Так сказал когда-то выдающийся философ и мыслитель Николай Бердяев.
Эти выводы подтверждает и Леонид Ивашов в своей книге. Он доказывает, что русский архетип, будучи, с одной стороны, классическим «сухопутным архетипом», во многом отличается от европейского и азиатского, имея только ему свойственные черты.
Характер северных народов, в том числе и русского, занимающихся земледелием, в основе своей сформировала природная среда. Обилие пространств обусловило широту души, малозаселённость – радушие, радость любому гостю. Трудность обработки земли и необходимость защиты больших территорий – коллективизм и общинность. Краткость вегетативного периода – авральный труд. Длительность холодного периода – спячку и лень. Суровый климат формирует смелость, мужество, аскетизм, пренебрежение комфортом. Большой размах территориальных просторов среды обитания рождает масштабность мысли, стремление мыслить не только категориями местожительства и локальными проблемами, но и категориями огромных пространств и больших, высоких дум, мечтаний и планов. Зависимость от природных условий, от среды обитания – дары природы, укрытие от недругов и стихии, материал для строительства жилища – воспитывает в человеке трогательное отношение ко всему его окружающему, обожествление окружающей среды. Энергетика общих помыслов людей, любовь к природе, поклонение силе природных явлений сливаются с энергетикой самой природы, образуя единое энергоинформационное поле пространства. И то поле близко к гармонии человека и окружающей его среды.
Архетип русского человека формировался ещё в период принятия Русью православного христианства.
Были попытки трансформировать его, изменить его духовно-нравственные основы, но все эти попытки досоветского и советского периодов закончились безуспешно: русский человек сберёг главные свои качества, заложенные в него в дохристианский и в христианский периоды истории то ли Господом Богом, то ли природой, то ли далёкими предками. В русском архетипе присутствует нечто более высокое, внешне невидимое, неразличимое, но ощущаемое во всём. Как отмечал Н.А. Бердяев, русский человек в святости видит высшее состояние жизни, главный источник нравственного питания.
Читайте также:
Л. Ивашов «Опрокинутый мир»
Под сенью православного креста
Великую роль в формировании русского архетипа сыграло принятие православия. Оно было необходимо для объединения русских княжеств и враждовавших между собою князей. До тех пор власть на Руси не была сакральной. Она принадлежала тем, кто сильнее и умнее. А зачастую и безжалостнее, и коварнее, и даже подлее. Христианство как бы простирало над властью Божью длань, освящала её Божественным светом.
Но ведь и простой человек, язычник, живущий на природе, являл собою некий архетип святости. Славянофил А.С. Хомяков писал: «Большая часть сельских миров приняла христианство без ясного понимания его высокой святости, но их кроткий нрав и семейно-общинный быт, согласуясь с его требованиями, освятились его благодатным влиянием».
Таким образом, православие русские приняли вовсе не потому, что оно вино разрешало, в отличие от ислама, как ёрничают некоторые. И даже не с целью заручиться покровительством могучей на тот момент Византии перед надвигающейся угрозой со стороны степняков-кочевников – этим могли руководствоваться князь Владимир и знать. Для народа этих причин для смены веры недостаточно. Другое дело, что православие гармонично ложилось на уже состоявшиеся традиции и идеалы русских, переводя их на новый, более высокий «божественный» уровень.
В богоборческий советский период, когда многие советские люди позабыли молитвы и учили моральный кодекс строителя коммунизма, черты русского архетипа устойчиво сохранялись. Более того, особо пытливые умы усматривали во многих пунктах этого пресловутого кодекса библейско-христианские черты. Во всяком случае, радикальных противоречий с православными добродетелями, кроме агрессивного атеизма, там не находилось. По сути, «правоверный коммунист» становился тем же героем-подвижником, как христианские святые, только отрицая Бога и имея перед собой в качестве катехезиса классовую теорию.
Владимир Мономах в своём «Поучении» призывает молодое поколение «не соревноваться с лукавыми и творящими беззаконие, побуждать себя на добрые дела, избавлять обижаемого, защищать сироту, поддерживать вдовицу, не давать сильным мира сего губить человека… Куда же пойдёте и где остановитесь – напоите и накормите нищего, больше всего чтите гостя». Согласитесь, чем не наставление для молодых коммунистов в какой-нибудь «школе рабочей молодёжи»? Добавь «руководящую роль Партии» – и хоть сейчас на партсобрание, речь читать.
Спрашивайте книгу в книготорговых сетях: «ЧИТАЙ-ГОРОД», тел.: 8 (800) 444-8-444, «ЛАБИРИНТ», тел.: 8 (499) 920-95-25, «БУКВОЕД», тел.: 8 (812) 601-06-01
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ КНИГИ – НА САЙТЕ WWW.LITRES.RU