Лекарство для торговли
№ () от 18 февраля 2020 [«Аргументы Недели », Константин Гурдин ]
Эпидемия коронавируса многим потрепала нервы. Не стала исключением армия экспертов и аналитиков, работа которых – снабжать человечество прогнозами. Некоторые принялись предсказывать новую великую депрессию, которая разразится после резкой остановки китайской экономики. После чего, мол, неизбежны коллапс мировой торговли и невероятное падение цен на сырьё, которое сильнейшим образом ударит по добывающим странам и пр. Скорее всего, эти предсказания окажутся очень далеки от реальности, ситуация быстро поправится. В связи с этим не лишним будет оглянуться на экономические итоги предыдущего года, которые как раз на днях наконец подвела государственная статистика.
Высота сто десять
Что касается экономических бури и хаоса. КНР поневоле пришлось устроить самые длинные новогодние каникулы в истории. Сейчас там закрыты города с общим населением 60 млн человек. В результате промышленность встала, пока работает только треть заводов, в портах карантин, закупки сырья, само собой, резко застопорились.
Это первым делом ударило по сырью. В феврале из-за аврала спрос на нефть в КНР упал на четверть, на внушительные 3, 2 млн баррелей в сутки. Та же история с металлами, особенно медью, так как Китай закупает 46% всего мирового медного экспорта. Это по цепочке шибануло по мировым перевозкам, поскольку сейчас китайские порты работают хорошо если вполовину мощности. Ситуация нешуточная, потому что в КНР 55 из сотни крупнейших мировых портов – страна перевозит по воде 14 млрд т грузов в год. В целом доля азиатских портов в мировой водной торговле – более 60%. В результате от этой торговли сейчас осталось немного. Как следствие, цены на транспортировку нефти супертанкерами в феврале 2020 г. по всему миру обрушились на небывалые 75%. В целом морская перевозка любых сухих грузов подешевела в два раза. Так что морской транспорт сейчас – самый дешёвый в истории.
Выглядит, конечно, пугающе. На самом деле – далеко не конец света. Например, та же мировая добыча нефти превышает 100 млн бочек в сутки. Так что китайское падение в масштабах планеты на поверку не страшно, оно унесло только 3% мирового спроса. К тому же сидеть в карантине всей страной долго не выйдет, да и не нужно. Через месяц-другой мотор промышленности опять заведётся в полную силу, за ним оживёт мировая торговля, ситуация выправится.
Что из этого следует? Главный прогноз, который можно сделать уже сейчас: для многих стран, включая Россию, 2020 г. не будет рекордным с точки зрения экономических показателей. Особенно по части внешней торговли. А ведь только порадовались, что по итогам прошлого года наш оборот в торговле с Китаем впервые перевалил за 110 млрд долларов (за последние 10 лет он удвоился). Кстати, между нашими странами в 2019-м оборот вырос на 3%, тогда как между Китаем и США из-за торговой войны рухнул на 15%. При этом, как бы ни бесились в Вашингтоне, Китай всё равно вёл с грандиозным отрывом. Он продал в США товаров на 418 млрд долл., закупил только на 123 миллиарда.
А вот между Россией и КНР перевес был в нашу пользу, мы продали КНР товаров на 61 млрд долл., закупили на 49, 7 миллиарда. Впрочем, если даже этот оборот упадёт в 2020 г. до нуля, катастрофы не будет. Потому что в целом за 2019 г. мы наторговали с миром сильно больше чем на полтриллиона долларов, так что доля Китая – менее одной пятой. Пока по торговле с миром статистика выдала данные только за первые 9 месяцев прошлого года. Уже к тому моменту цифра перевалила за 489 млрд долл., при этом баланс между ввозом и вывозом был на 133 млрд долл. в нашу пользу.
Каждому свой рекорд
В нынешней ситуации стоит особенно внимательно присмотреться, что и откуда мы ввозим, что кому продаём. Для начала о самом приятном, то есть торговых успехах без учёта нефти и газа. Главную новость слышали все: РФ четвёртый год подряд – мировой лидер по экспорту хлеба. В прошлом году мы отгрузили 30 млн т пшеницы. Наши главные покупатели в Африке – это Египет, Марокко, Тунис и Нигерия. При этом на РФ приходится треть экспортных закупок хлеба ЮАР, 60% – Турции и 40% – Израиля.
Другие приятные новости связаны с нашим промышленным экспортом, тут много неожиданного. Скажем, софийский метрополитен в 2019 г. закупил в России 40 вагонов метро. Всего в подземке в болгарской столице ездят 168 вагонов нашего производства. Также Латвия в 2019-м приобрела на линию в Даугавпилсе 8 трамваев производства Тверского вагоностроительного завода. Одновременно российский КамАЗ в прошлом году отгрузил в ЮАР 54 тяжёлых грузовика. В то же время Чехия и Южная Корея начали закупать в РФ высокотехнологичный материал – гафниевую проволоку производства Удмуртского мехзавода, которая используется в плазмотронах. Трудно поверить, но немцы закупили у предприятия из Брянской области особо продвинутую технологию производства многослойных пищевых плёнок, Казахстан приобрёл завод для шлифовки риса. Наконец российская бумага особо высокого качества с Кондопожского ЦБК добралась ровно за полмира – впервые в истории её массово начали закупать в Австралии.
Увы, приятные новости пока – больше исключение. Если взглянуть на картину в целом, 68% нашего экспорта всё ещё составляет то, что в официальных сводках называют продукцией ТЭК. Правда, это не только нефтегаз. 13% нашего сырьевого экспорта приходится на продажу другим странам электроэнергии. Для сравнения: доля угля – только 4, 9%. Металлы дают 9% нашего экспорта, химия – 65%. А вот доля машин с оборудованием – позорные 5, 9%. Кстати, столько же у лекарств, которых мы в прошлом году продали на внушительные 17 млрд долларов.
Впрочем, даже в экспорте нефтегаза были свои успехи с прорывами. В 2019 г. мы отгрузили другим странам 267, 5 млн т нефти, и это новый исторический максимум. Это 2-е место в мире после Саудовской Аравии. На экспорт уходит 48% всего добываемого нашей страной чёрного золота. Основной покупатель – Китай, что в нынешней ситуации довольно тревожно. Впрочем, с учётом того, что восточный сосед купил только 70 млн т, доля у него большая, но не критичная. Вторые по закупкам нашей нефти – Нидерланды (46 млн т), третья – Германия (18, 9 млн т). В Южную Корею чёрного золота мы отгружаем практически столько же, сколько в Беларусь.
Что до газа, в 2019 г. мир получил от РФ 259, 4 млрд куб. метров. Из них 29 млн т ушли в сжиженном виде, тут годовой рост аж на 76%. Вообще рекорды по экспорту в газовой отрасли ставят пятый год подряд! В целом мы продаём за рубеж 35% добываемого в нашей стране газа. По углю валовые цифры тоже были внушительные. Отгрузили за рубеж 217, 5 млн тонн. Угольные экспортные рекорды РФ обновляем ни много ни мало восьмой год подряд.Причём в прошлом году мы продали за границу 12, 8 млн т бурых углей, вывоз которых ещё 10 лет назад не превышал 1 млн тонн.
Что касается импорта, тут всё ровно наоборот. 46% российского импорта – машины и оборудование. То есть третье десятилетие подряд гоним на экспорт сырьё, покупаем машины. Хорошо хотя бы, что эти машины постепенно развивают нашу промышленность. Да и импорт продовольствия в общих закупках снижается год от года, в 2019-м упал до 12%.
В общем, по торговому направлению прошлый год был отличный. Никакие санкции и передряги совершенно не мешали нормальному мощному росту. Даже если восточным соседям в Азии придётся бороться с эпидемией дольше и тяжелее, чем ожидается, нам хоть и будет нелегко, но катастрофы не случится.