> Год земли и стали - Аргументы Недели

//Экономика 13+

Год земли и стали

№  () от 24 декабря 2019 [«Аргументы Недели », Константин Гурдин ]

Фото РИА Новости

Весь минувший год «АН» оставались одним из немногих изданий в нашей стране, которые старались рассказывать правду о реальном положении дел. Поскольку политика правительства Медведева давно в тупике и всё больше загоняет туда же социальную политику и экономику, эта правда была весьма горькая. Мы рассказывали, до какого края дошла ситуация в медицине и образовании, до какой степени урезали реальную социальную помощь. Был и рассказ, как сильно, хоть и негласно, растут реальные налоги с населения, как всё сильнее загоняют в могилу сотни тысяч предприятий малого бизнеса, одновременно осыпая всё большим количеством пряников горстку особо приближённых к верхушке олигархических корпораций. К счастью, несмотря на весь этот усиливающийся маразм, в уходящем 2019 г. было и много хорошего. Чем ближе 31 декабря, тем сильнее хочется поднять настроение. Так что пройдёмся по светлым моментам года.

Всего с избытком

Самый верный способ развеяться и поднять настроение – вырваться из города на природу. Как бы в целом ни удручали экономические новости последних лет, всегда был особый уголок, в котором оставалось место для праздника. Скажем, могли ли мы ещё 5–7 лет назад представить, что обычные новости 2019 г., не вызывающие ни малейшей сенсации, будут о том, что РФ вышла на 3-е место в мире по производству сыра и на 3-е место в Европе по выпуску тепличных грибов? Или что производство тепличных овощей всего за год рвануло вверх на 20%, впервые за 29 лет перевалив за рекордный миллион тонн? Или что урожай яблок в России в 2019 г. достиг 1, 35 млн т и это окончательно и навсегда избавило нас от позорного звания крупнейшего в мире импортёра данного фрукта?

Вообще наша страна не просто давно накормила себя, мы всё ближе к заветному званию крупнейшего мирового кормильца. Вне сомнений, оно будет нашим. Особенно на фоне того, что мировой климат меняется на глазах и время сева и уборки раздвинулось едва ли не на два месяца. А в США и Канаде – наоборот, сузилось. В этом году в США половина урожая подсолнечника ушла под снег – как у нас в СССР. Так чем капитализм отличается от социализма? Получается – разницей климата! Хотя Медведев и приписывает заслугу климатического изменения себе. Бывает...

В результате зерно уже два года как поднялось с 6-го на 3-е место в списке основных экспортных товаров России (после энергоресурсов и металлопроката). В минувшем сезоне, хотя урожай не был рекордным в истории, мы вывезли за рубеж 41, 7 млн т зерновых, из них 34 млн т пшеницы. Между прочим, качество урожая пшеницы нынешнего года лучшее за последние пять лет, зерно уродилось отменное. Наши крупнейшие покупатели – Египет, Турция и Иран, но вообще мы снабжаем хлебом 50 с лишним стран, включая Нигерию, Индонезию, Бангладеш и Ливан. В итоге по пшенице мы третий год подряд – крупнейший мировой поставщик, за минувший год экспорт хлеба принёс стране 10, 5 млрд долларов. В целом по зерновым мы вторые, давно и мощно обогнали Канаду, с которой 10 лет назад правительство даже не мечтало сравняться. Первые тут пока США, но только за счёт того, что гонят на мировой рынок огромный объём кукурузы. Кстати, североамериканские доходы от экспорта зерновых уже сейчас не сильно выше наших.

Отдельным экспортным прорывом года стали сахар и подсолнечник. По подсолнечнику посевы вымахали до 8, 5 млн га, урожай подскочил до 12, 7 млн т, экспорт – до 700 тыс. тонн. По сахару того пуще. Когда-то, вплоть до середины 2000-х гг., своего сахара РФ не хватало, мы закупали по полмиллиона тонн в год, в основном украинский. В 2019 г. производство собственного сахара поднялось до такой степени, что его реально стало некуда девать. Цены на сахар обрушились до самой низкой отметки за последние 15 лет, РФ сама нарастила потребление на 10%, вдобавок отгрузила за границу 800 тыс. т, но излишки всё равно необъятные, склады ломятся. Минсельхоз бьёт тревогу и просит хозяйства хотя бы на 10–15% снизить посадки сахарной свёклы в 2020 году.

Схожая история с овощами, по которым не так давно был полный провал. Теперь в порядке вещей новость, что по итогам 2019 г. из-за перепроизводства огурцы в опте подешевели на 15%. Вообще нынешний год принёс очередной подъём и рекордный общий урожай овощей в 6, 4 млн т (против 6, 1 млн т в 2018 г.). Из них 1, 2 млн т вырастили в теплицах, в том числе 700 тыс. т огурцов, полмиллиона тонн помидоров. Общая площадь теплиц в стране только за последние 2 года выросла на 560 га. Немало, учитывая, что всего их пока 2, 5 тыс. га. При этом вовсю планируются новые стройки. Эксперты предсказывают: когда по простым овощам типа огурцов-помидоров наступит окончательное насыщение, массово появится множество тепличных проектов с разнообразной экзотикой, включая выращивание российских авокадо и ананасов.

Да и с мясом в целом дела всё лучше и лучше. Перепроизводство по всем основным видам, кроме говядины. РФ внезапно стала заметным мировым мясным экспортёром, в основном по свинине и птице – в 2019 г. вывоз превысит 350 тыс. тонн. И это только начало. По прогнозам, в ближайшие годы мы нарастим экспорт по птице до 500–600 тыс. т, по свинине – до 400–500 тысяч. И проблема больше не в производстве, увеличить которое для нас давно не проблема, скорее в тонкости дипломатии. Крупнейший мировой покупатель мяса – Китай много лет под разными предлогами сильно зажимал закупки из России. К счастью, нынешний год принёс глобальный прорыв, Пекин после многолетних переговоров снял большинство ограничений. Сейчас аграрии ждут открытия экспортных шлюзов по свинине. На податливость Пекина в этом плане должна повлиять африканская чума свиней, которая прошлась по КНР мощнейшей косой, вынесшей почти четверть китайского поголовья. А пока тройка крупнейших покупателей российской свинины это Украина (18 тыс. т), Белоруссия (10 тыс. т) и Венесуэла (1, 4 тыс. т). Кто бы ещё лет 10 назад мог такое представить? Что украинское сало, хотя бы и частично, вообще-то не украинское?

 

 

Тёплый дождь

Так что на селе всё неплохо, страна давно вдоволь сыта собственным хлебом, вдобавок всё лучше зарабатывает на его продаже другим, не таким богатым землями странам. Но, как бы ни радовал невероятный аграрный бум, это лишь часть общего возрождения, причём начальная. Ключевая задача на ближайшие годы – новая индустриализация страны, резкое и мощное возрождение промышленности. Потому что, как бы резко, на какие бы десятки процентов за год ни рос аграрный сектор, в одиночку экономику из ямы он не вытянет. Реальное богатство страны куёт промышленность. Если мы хотим вытянуть рост с нынешнего многолетнего «околонуля» до стабильных 5–8% в год, которые со временем сделают Россию богаче в разы, давно пора задуматься о производстве.

Главное – не впадать в отчаяние. Конечно, обидно, что никакой настоящей промышленной политики, с горизонтом хотя бы на десятилетие, у правительства Медведева нет, да и быть не может. Не те там головы, чтобы вместо пустых мелочей, всерьёз работать над будущим. Не те руки и силы, чтобы такое поднять. Так, как это сделали, например, в Сингапуре: за три десятилетия, без всяких природных ресурсов, скакнувшем от уровня нищей рыбацкой деревни до уровня богатейших стран не просто Азии – всего мира. Так же как с нулевой планки от уровня жизни самых нищих стран Африки подняли из полного болота Южную Корею. Когда-то корейцы откровенно завидовали Японии, считая её недостижимой мечтой. Сейчас те же японские корпорации, выступавшие примером, выглядят крохами рядом с корейскими.

В общем, у всех стран собственный путь. Разумеется, рано-поздно Россия дождётся нормальных голов и гигантских прорывов. Но пока развитие идёт скорее вопреки тому, что планируют и делают сверху. Тоже неплохо, т.к. доказывает, что в целом производство в стране живое и ждёт подходящих условий. Но и сейчас, если нужно, умеет само о себе позаботиться.

Взять хотя бы самую очевидную статистику. Пока одни, пусть не без оснований, стонут о стагнации в экономике, другие упорно строят новые предприятия. Только в ноябре 2019 г. в стране открылось 21 крупное производство с общей суммой вложений 35 млрд рублей. Важно, что речь даже близко не о каких-то однодневках или полукустарных цехах. Среди новых предприятий, запустивших линии только в последние пару месяцев, можно отметить площадку по выпуску двигателей для ракет-носителей «Ангара» мощность 50 установок в год, четыре новых фармацевтических производства, корпус по лазерному и плазменному раскрою крупногабаритного металлопроката, завод по сборке электромоторов новейшего поколения и сверхсовременную швейную фабрику.

Двумя самыми светлыми месяцами с точки зрения строительства новых заводов в 2019 г. стали март и июнь. В июне по всей стране открылись 24 новых предприятия с общими вложениями 130 млрд руб., в марте было 14 производств, зато на 150 миллиардов. Одна только первая очередь Богучанского алюминиевого завода, крупнейшего в этой отрасли предприятия Европы, потянула на 100 миллиардов. В том же месяце в Туле открылся завод, который будет выпускать ни много ни мало 56% всей аэрозольной продукции в России, а в Рязани открыли передовой завод сверхточного литья мощностью 8 тыс. т в год. В общем, если подводить производственные итоги нынешнего года, сделано немало. Для сравнения: за весь 2018 г. у нас открылись только 54 крупных предприятия с инвестициями более 1 млрд рублей. В нынешнем году таких были сотни.

Будем надеяться, грядущий, 2020-й в промышленном плане станет ещё благодатнее. Какие бы идеи ни вынашивали в кабинетах правительства Медведева, что бы там ни сочиняли на тему подмены реального развития страны фальшивыми медведевскими инновациями, наша промышленность не просто жива. Она растёт, она всё сильнее. Нужно только дождаться нормальных условий, в первую очередь новых людей наверху.

Константин ГУРДИН



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте