Аргументы Недели Экономика 13+

Правда с проспекта Сахарова

№ 36(680) от 18.09.19 [ «Аргументы Недели », , Обозреватель отдела Экономика ]

Правда с проспекта Сахарова
Фото К. Кухмарь / ТАСС

Российская топливно-энергетическая отрасль весь прошлый год пахала настолько ударно, что прошла его, отметившись многочисленными историческими рекордами. Титаны, колоссы и монстры сырьевой экономики общими усилиями размахались настолько серьёзно, что дали на-гора самые высокие в постсоветской истории цифры по добыче нефти, газа, производству бензина, мазута и дизеля. На этой основе энергетики сгенерировали свой рекорд, за 12 месяцев выжали из турбин 1090 млрд кВт·ч. Это, в свою очередь, стало самым высоким показателем за всю советскую и постсоветскую историю. Как оказалось, подавляющей части населения от этих сырьевых успехов было скорее холодно, чем горячо.

Лишние миллионы

Правительство Дм. Медведева за всю свою практически бесконечную историю бессчётное число раз объявляло о всё новых крестовых походах против нефтегазовой зависимости экономики. Но именно оно с каждым годом всё плотнее уходит в эту трясину, с которой так упорно сражается на словах. Как отмечают эксперты, за первые 6 месяцев 2019 г. нефтегазовые доходы госбюджета скакнули вверх почти на 5%, достигли 4, 12 трлн руб., что составило 43% всех собранных правительством денег. За прошлый год непосредственно нефтегаз дал бюджету более девяти из собранных им 19, 45 трлн рублей. И это только прямые цифры, без учёта налогов с сырьевых корпораций и пр. Таковы печальные цифры Минфина.

Между прочим, всю эту денежную основу нефтегазового бюджетного процветания на всю страну генерируют только 2, 3 млн человек. Столько работников, по данным Росстата, заняты в ТЭКе. Между тем у нас 72, 4 млн трудоспособного населения, то есть 97% из них с нефтегазом напрямую не связаны. Правда, 7, 1 млн из оставшихся трудоспособных личностей – это чиновники или силовики. В таком крайне печальном ракурсе можно представить антиутопию, в которой население России состоит из 7, 1 млн чиновников и приближённых. Деньги на их содержание зарабатывают 2, 3 млн трудяг нефтегаза. Эти 9, 4 млн человек делят на брата ни много ни мало 287 млрд долл. в год (таков объём сырьевого экспорта РФ за 2018 год). Набегает по 30, 5 тыс. долл. на нос. То есть живут неплохо, хотя далеко не так сыто, как в Норвегии или Дубае, где нефти – океан, а граждан – капля. Но всё впереди, светлое будущее не за горами. Если «основа жизни» опять подпрыгнет до ста, уровень жизни в антиутопии сильно обскачет США, дойдёт почти до швейцарского. Только вот остальные 135 из 144, 5 млн нынешнего населения страны в этом нефтяном кошмаре альтернативной истории выходят лишними.

Если вернуться к реалиям, которые порой круче любой фантастики, а именно – к нефтегазовым доходам бюджета, окажется, что основой этого чёрно-сизого денежного потока объёмом почти с океан стали добытые в прошлом году 725 млрд куб. м газа, из которых ровно три четверти, 540 млрд куб., пришлось на супермонополиста по имени «Газпром». По газу годовой рост был на 5%. Также госказну изрядно поддержали 555, 8 выкачанных из недр нашей страны миллионов тонн нефти. Причём 194 млн т из них, то есть 35%, пришлось на «Роснефть». По чёрному золоту рост был скромнее – только 1, 8%, но тут неудержимое желание сырьевиков качать всё мощнее с 2016 г., будто вериги на ногах, тормозит соглашение с ОПЕК. В любом случае добыли изрядно. В октябре 2018 г. даже поставили новый рекорд, добравшись до суточного потока в 11, 6 млн бочек чёрного золота в сутки (5, 14 млн из которых потекли на экспорт). Это оказалась самая высокая суточная добыча в постсоветской истории.

Так вот, из этого полутриллиона тонн добытого за год чёрного золота в РФ выпустили 39, 1 млн т бензина, 77, 5 млн т дизеля и 49, 2 млн т мазута.По производству топлива годовой рост был на 2, 7–4, 5%. Таким образом, в целом бензина и дизеля за прошлый год в России нагнали 116, 6 млн тонн. Если задуматься, по 807 л на каждого жителя страны, включая младенцев. Хватит, чтобы любой гражданин от мала до велика сжигал по 2, 2 л в день. Это много или как? Например, весь ЕС с общим населением 512 млн человек за год потребляет менее 100 млн т бензина. В Германии годовое потребление бензина – менее 20 млн т при населении 83 миллиона. То есть на каждого в год набегает 240 л, тогда как у нас 270 литров. Хотя тут всё ещё сложнее, потому что Россия добывает примерно 12% всего жидкого топлива в мире, тогда как сама потребляет только 3%.Если же взять российский автопарк, в котором у нас 51, 8 млн различных транспортных средств, из которых 43, 5 млн легковушек, на каждого железного коня набежит по 2, 25 т топлива в год.

 

Истина в литрах

Проще говоря, горючего в России – просто залейся. Да и электроэнергии тоже с избытком. Везде, где позволяет география, она давно свищет на экспорт. Теперь резко изменим ракурс, посмотрим на нефтегазовый парадиз с точки зрения нормального человека. Простейший вопрос: как все эти чёрные мегатонны и огненные гигаватты сказались на жизни народа?

Очень просто – в обратную сторону. Стараниями правительства народу при всех сырьевых рекордах топливо с электричеством в прошлом году стали ещё недоступнее. Мало того, в исторической перспективе к осени 2019 г. дизель с бензином в России стали самыми недоступными с 2011 года!Думаете, правительство не в курсе? Оно узнало это первым. Потому что печальные цифры по всё большей недоступности топлива первым выложил на свет не кто иной, как «Аналитический центр при правительстве РФ». Эта организация, на деле бывший «Вычислительный центр при Госплане СССР», честно отрабатывает госфинансирование, выдавая толковые отчёты о положении дел без всякой оглядки на лица или политику. К слову, штаб-квартира у них на том самом проспекте Академика Сахарова, который в последние годы прославился антиправительственными демонстрациями.

Так вот, по ценам на топливо этот центр без лишних обиняков выдал такие данные. При всём серьёзном падении цен на нефть людям от этого при покупке топлива легче не стало. Доступность бензина за годы нефтяного спада в России изрядно снизилась. Число литров бензина или дизеля, которые средний житель России может купить на свою весьма среднюю зарплату, с 2013 по 2019 г. упало на 8%. «За 2013–2018 гг. цены на бензин выросли на 37–39%, тарифы на электроэнергию для населения увеличились на 33%, природный газ подорожал на 20%», – сообщают эксперты. При этом реальные доходы населения за это время не то что не росли, они год от года всё рушились.

На деле всё, видимо, ещё хуже, чем сообщают общие, абстрактные, цифры. Любому, кто водит, трудно не вспомнить: в 2012 г. литр бензина на заправках стоил 25 руб., сейчас – под 50 рублей. По расчётам, только за 2018 г. стоимость литра бензина подскочила на рекордные 6, 5 руб., это рост на 15%. В результате темпы подорожания топлива за минувший год втрое (!) обогнали инфляцию.

В близких любому реалиях и масштабах дела обстоят таким образом. В момент наивысшей доступности за последние годы типичного среднедушевого месячного дохода по России хватало на 950 л бензина, или 6 тыс. куб. м газа, или 9, 5 тыс. кВт·ч электроэнергии. Сейчас доступность бензина по совокупности рухнула до 750 л, энергии – до 8, 5 тыс. кВт·ч, газа – до 5, 5 тыс. кубов. Но это если считать в среднем по больнице. Самая грустная правда в том, что в подавляющем большинстве регионов доступность топлива и энергии гораздо ниже среднероссийской. Самые недоступные бензин и энергия по стране в Мордовии, Ставропольском крае, Владимирской, Кировской, Волгоградской, Курганской и Саратовской областях. Это по Центральной и Южной России, чуть дальше очень плохи дела в Тыве, Калмыкии, на Алтае. Ни о каких 750 л бензина с зарплаты там нет и речи, в двух десятках регионов не хватит даже на 400 л, в тридцати – на 600 литров. Та же история с электроэнергией.

Теперь – самая неприятная правда. Возьмите любого крупного представителя партии власти в РФ, разбудите среди ночи. Что он вам скажет о ценах на бензин в России? Что они якобы страшно низкие. Мол, сами посмотрите, в ЕС на заправках не стесняются драть по 1, 5–3 евро за литр (112–220 рублей). Тогда как у нас неусыпными стараниями властей вроде как всемирный бензиновый рай.

Но вот незадача. Посмотрим, как вроде бы нещадно обдираемые своими правительствами европейцы чувствуют себя в пересчёте на те же киловатты и литры. Оказывается – отлично. Гораздо комфортнее, чем граждане страны – крупнейшего в мире производителя жидкого топлива. Например, финнам хватает зарплаты на 1, 7 тыс. л бензина, испанцам – на 1, 4 тыс. л, французам – на 1, 5 тыс. л, немцам – на 1, 8 тыс. литров. Однако всех обскакала нефтяная Норвегия, где бензин – один из самых дорогих в Европе, но зарплаты всё равно хватает на 2, 5 тыс. литров. Разве что греки после всех грандиозных коллапсов обнищали до такой степени, что им хватает только на 800 литров. То есть даже в тех странах, где нефть с газом не добывают вообще, где в цене бензина сидят огромные сборы на содержание дорог, – даже там реальная доступность топлива в 2–3 раза выше, чем в России! Что касается дорогущей по нашим меркам европейской электроэнергии, на деле ситуация ровно такая же.

Что тут сказать? Наверное, бывают страны, где правительство правда делает всё для людей. Но пока на дворе эра медведей, это, увы, не наш случай. Топливо тут просто понятный, очевиднейший индикатор. Факты и цифры весьма красноречивы, российскому народу отведена роль безмолвного статиста, из кармана которого вдобавок власть тягает по любому удобному случаю когда и сколько заблагорассудится. Что стесняться, всё равно же молчит! Понятно, российскому кабинету министров плевать на народ и его мелкие нужды, ему куда ближе к телу, например, интересы взращённых им же сырьевых корпораций.

Политика

Козак оценил заявления Киева по Минским соглашениям. Россия продолжит помогать Донбассу при любых обстоятельствах
Loading...

Аргументы НеделиАвторы АН

Аргументы НеделиИнтервью