Профессионалы рыбной отрасли на днях выступили с очень смешным заявлением. Им надоело годами безмолвно слушать сказки Росстата про себя и свою работу. Они на корню разгромили подсчёты государственных статистиков, начиная с цифр по уловам и переработке до реального потребления рыбы населением нашей страны.
Ловцы цифр
Росстат в последнее время переживает трудный период. В какой-то момент терпение лопнуло, администрация президента, Минпромторг и Минфин дружно набросились с критикой на работающее по старинке, с бумагой и карандашом, сонное статистическое царство. Правда, оказалось, у каждого своё представление, что и как нужно менять. Как бы то ни было, с декабря прошлого года в Росстате сменилось руководство и началась перестройка. Как нередко бывает в такие времена, ведомство начало серьёзно колбасить. Например, в мае 2019 г. Росстат зафиксировал сенсационный, рекордный в истории месячный рост добычи газа в России сразу на 16%. После того как у профессионалов глаза полезли на лоб, поскольку технически это невозможно ни при каких обстоятельствах, статистики поправили цифру на 2, 6% и начали внутреннее служебное расследование по газовому скандалу. Надо сказать, в истории РФ это первый случай, когда отзывают данные госстатистики.
Чуть позже, в июле, Росстат порадовал сенсационной новостью про немыслимо высокий, двукратный рост числа мигрантов в Россию. По его расчётам получалось, что за первые четыре месяца из ближнего зарубежья к нам ломанулись вдвое активнее обычного, из дальнего – вообще впятеро. В итоге, как поведала госстатистика, за четыре месяца в Россию на постоянной основе прибыли 220 тыс. человек, тогда как уехавших практически не было. Налицо невероятный прорыв по числу желающих жить в России. Особенно учитывая, что, чуть раньше, в 2018 г., тот же Росстат зафиксировал самый низкий с 1989 г. миграционный прирост. Естественно, у экспертов эти данные не вызвали никакого доверия. Также вскоре Росстату сильно досталось от социологов, которых в августе насмешила цифра в 11%. Такой невероятно низкий даже по меркам самых слаборазвитых стран процент среднего класса государственная статистика насчитала в России.
Четвёртым эпизодом в чёрной череде бесславных провалов Росстата в 2019 г. стал тот самый рыбный демарш. Не далее как в августе труженики статистической нивы порадовали рассказом о бурном росте потребления рыбы на российских просторах. По их прикидкам, страсть к рыбе у населения разрослась до таких масштабов, что в пересчёте на каждого годовое потребление подскочило до 21, 7 килограмма. Это не только грандиозный реванш после провалов девяностых, когда уровень падал ниже 9 кг на душу. Это лучше самых светлых советских показателей, в 1991 г. подбиравшихся к 20 кг. Мало того, среднероссийская рыбная цифра оказалась выше среднемировой: 20, 1 кг на каждого в 2018 г., из них половина пришлась не на природную, а на разводную рыбу.
Вроде цифра похожа на правду. Тем более 2018 г. принёс нашей стране очередной потрясающий улов в истории, лучший за два последних десятилетия. Увы, рыбную красоту на корню подрубил простейший альтернативный расчёт Ассоциации рыбной отрасли. Там задались вопросом: откуда взялись эти 21, 7 килограмма? Да, прошлогодний улов был отличный, зашкалил за 5 млн тонн. Только по пути рыбы к потребителю есть две ступени. Во-первых, после переработки, прошлогодние 5, 2 млн т водных ресурсов превратились в 4, 16 млн т продукции. Во-вторых, политика государства такова, что российским рыбакам, особенно на Дальнем Востоке, куда сподручнее продавать улов за рубеж. Так что более половины – 2, 24 млн т – российской рыбной продукции в 2018 г. уехало в дальние страны.
В итоге на собственный рынок пошло только 1, 928 млн т собственной рыбы, ещё 600 тыс. т поступило по импорту. Всего набежало 2, 53 млн т, что в пересчёте на каждого даёт только 17, 2 кг рыбы на душу. Негде тут взяться росстатовским 21, 7 килограмма! Выходит, госданные завышены на 4, 5 кг на душу, то есть на изрядные 26%. В общем, загадка, чем считали и думали на Мясницкой, 39, где расположена штаб-квартира Федеральной службы статистики.
Рыбные пузыри
Вернёмся к рыбной реальности, к истинным цифрам. Главный вопрос к Росстату: зачем раздувать смешные на поверку рыбные пузыри, когда дела в отрасли на самом деле и правда идут хорошо? Другое дело, в какую сторону они двигаются.
Сети в России не оскудели, вкус к хорошей рыбе у населения не пропал. Главная проблема отрасли – давняя, вполне осознанная политика государства. С одной стороны, оно в лице Росрыболовства, затем Минсельхоза делает вид, будто старается вернуть рыбу в Россию. Ярким эпизодом тут стали плакаты с рыбной пропагандой, которыми Росрыболовство увешало улицы крупнейших городов, потратив на это явно не один десяток миллионов. С другой стороны, все, кто имеет отношение к рыбной отрасли, отлично знакомы с официальным планом развития рыбной отрасли до 2025 г., который в прошлом году выпорхнул из-под пера Минсельхоза. Там чёрным по белому прописана одна ключевая цифра, если задуматься, леденящая душу. Это 8, 5 млрд долларов. До такой отметки Минсельхоз намерен нарастить экспорт российской рыбы в ближайшие годы.
Всё ничего, если бы рыба была бесконечно большим ресурсом. На деле это не так, квоты на улов по различным видам рыбы и рыбным регионам потому и ввели. Улов нельзя наращивать без конца, уже сейчас он на грани. Поэтому любое увеличение экспорта – по сути, перетягивание каната. Как подсчитали эксперты, чтобы добиться поставок рыбы за рубеж на сумму в пресловутые 8, 5 млрд долл., России придётся продать 3, 73 млн тонн. Как следствие – собственному рынку останется от силы 430 тыс. т отечественной рыбной продукции.
Вот он, реальный план Минсельхоза. Судя по всему, в высоких кабинетах вообще плевать хотели на внутренний рыбный рынок. Хоть пропадом пропади, зато на экспорте хорошо заработаем. Похоже, единственное, что на деле волнует чиновников – как выжать из рыбной темы всё больше и больше денег. Любыми путями!
Конкретно, в 2019 г. умы околорыбных государственных мужей живут одними лишь икрой и крабом. Крабовые аукционы, то есть торги за разрешение на право вылова, стали новым золотым дном для госбюджета. Только для начала государство собирается поднять на них ни много ни мало 125 млрд рублей. Это фантастически много, из подобных тем больше государство зарабатывает лишь на дойке курильщиков, то есть табачных акцизах, которые в прошлом году принесли казне сногсшибательную сумму – 520 млрд рублей. Ещё раз: из карманов курильщиков за год выжали полтриллиона!
Ладно краб – продукт всё равно далеко не народный. Хотя за последние пять лет его вылов в РФ поднялся практически вдвое, с 57 до 96 тыс. т, 90% улова всегда уходило на экспорт. Так что нынешняя затея с аукционами, которая неизбежно приведёт к резкому росту цен, по сути, дойка иностранных покупателей, прежде всего азиатских. Они и оплатят практически все 125 млрд дополнительных сборов.
С красной икрой ситуация схожая, многим памятны недавние резкие, ничем не обоснованные скачки цен на 30–40%. Только здесь доят уже собственное население, т.к. экспорт этого продукта в силу низкого спроса весьма ограничен. Один из сакраментальных вопросов: как вышло, например, что в 2018 г., то есть в год рекордного улова лосося на Дальнем Востоке, который принёс стране 678 тыс. т красной рыбы и обернулся ростом производства красной икры в 1, 7 раза, до 22, 2 тыс. т, – так вот, в этом изобильнейшем году икра совершенно не дешевела? Не это ли лучшее доказательство существования знаменитого икорного заговора, то есть давнего, отлично сработавшегося картеля из нескольких крупнейших компаний на рынке, которые более десятилетия контролируют цены?
Что касается цен на рыбу, снижение которых государство бесконечно обещает из года в год, тут тоже порадовать толком нечем. Да, были месяцы, когда в опте народные минтай, горбуша, треска, кальмар и т.д. дешевели изрядно. Только это вообще никак не сказалось на прилавочных ценах, которые, несмотря ни на что, постоянно росли. Эксперты давно отмечают: крупная российская сетевая розница вообще живёт в полном отрыве от реалий оптового рыбного рынка. Как бы ни падали в опте цены на рыбу в иные годы, в рознице их умеют двигать лишь в одну сторону – на повышение.
Вот и сейчас диву даёшься. Тут легко схлопотать раздвоение личности, когда, с одной стороны, с Камчатки приходят отличные новости. Улов в 2019 г. вырос на 58%! В целом на Дальнем Востоке к началу сентября 2019 г. улов лососёвых превысил 420 тыс. т, и сезон далеко не окончен. Ожидается, что в нынешнем году на красной путине возьмут не менее полумиллиона тонн лососёвых. С другой стороны, серые рыбные кардиналы, несмотря на прекрасный улов, явно начали новый этап раскрутки цен. По всем доступным каналам запускают информацию про неминуемое грядущее подорожание икры и красной рыбы на 30–40%.
Между прочим, в сентябре 2019 г. средняя стоимость доставки килограмма рыбы с Дальнего Востока до Москвы, где находятся крупнейшие перевалочные склады, – 14, 5 рублей. Оптовая стоимость килограмма горбуши сейчас – 180 руб., кеты – 240 руб., нерки – 280 рублей. Сравните это с ценами на ближайшем прилавке, не говоря про цены на золотые в наши дни лососёвые консервы, где в банке всего 200 граммов. Вот вам во всей красе тот самый многолетний «государственный план по доступной рыбе».
Вот вам классический пример презрения правящей касты к собственному населению.