Доход через затяг
№ () от 3 сентября 2019 [«Аргументы Недели », Денис Терентьев ]
Дефицит денег в казне заставляет власть обратиться к проверенной палочке-выручалочке – доходам от продажи табака и алкоголя. Но параллельно хорошо бы либо снять крестик, либо надеть трусы, потому что никто не отменял громких стратегий по борьбе с курением и пьянством, на которые из той же казны продолжают осваиваться миллиарды. В итоге получается по заветам филатовского царя из «Федота-стрельца»: «Чтоб дурного про царя не болтал народ зазря, действуй строго по закону, то бишь действуй втихаря».
Русские не бросают!
Летом 2019 г. в СМИ появились сообщения, будто Минздрав изменил прогноз насчёт числа курильщиков в России к 2035 году. Теперь министерству не кажется критичным, если курить будет в 4 раза больше россиян относительно прежних прожектов. В прежней версии Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака в России на 2019–2035 годы планировалось выйти на показатель 5% курящих, а в последней редакции мы видим 21%. Сегодня, по данным Росстата, дымят ненамного больше – 22, 5%. Причём самая высокая доля курильщиков среди пожилых людей (среди 40–50-летних смолят более трети). Это значит, что курящих к 2035 г. так или иначе станет меньше в силу естественных причин.
Изменения в концепции пока не вступили в силу, но сам факт обсуждения новой редакции подтвердили в Федеральной антимонопольной службе, да и из самого Минздрава не слышно опровержений. Ведь тогда пришлось бы отвечать на множество неприятных вопросов. Самый главный: где деньги, Зин? Какой смысл в прежних программах на оздоровление, если их идеалы так легко сливают?
Во времена дорогой нефти чиновники и депутаты из кожи вон лезли, чтобы отучить неразумных россиян курить и пить. В 2009 г. сварганили первую концепцию, запретили курить в кафе и ресторанах. В 2014 г. акцизы на табак предлагалось увеличить чуть ли не в 10 раз, чтобы пачка курева стоила, как в странах Евросоюза. Никто из чинуш, правда, не предлагал параллельно увеличить в 10 раз зарплаты бюджетникам, чтобы они тоже стали сравнимы с европейскими. Никто не вспоминал, что Западная Европа проходила этот путь десятилетиями, а в Болгарии и Румынии из-за резкого повышения акцизов на табак с 12 до 90 долларов рынок заполнила контрабанда. И бюджет всё равно получил дулю.
В России действительно высокие показатели смертности от рака лёгких, но связаны они с курением или, например, с экологией и оптимизацией медицины – этого никто не скажет. Однако для чиновников антиникотиновая кампания очень выгодна. Во-первых, можно получать из бюджета финансирование для различных программ. Во-вторых, обсуждение инициатив, касающихся водки и сигарет, всегда сопровождается интересом СМИ. Для того же депутата это прекрасный шанс сделать свою фамилию запоминающейся. В-третьих, лоббирование различных законопроектов, касающихся продажи сигарет. Ведь инициативные законодатели попадают во всевозможные комиссии, где сидят за одним столом с табачным бизнесом, который очень заинтересован в их лояльности. К слову, объём табачного рынка России оценивали в 2013 г. в 430 млрд рублей.
В конце 2016 г. Минздрав разработал новый пакет ужесточений: запретить кальяны в кафе, продлевать рабочий день курящих сотрудников на величину перекуров и даже сделать невозможным покупку табака для тех, кто родился после 2015 года. Последняя мера беспрецедентна: ещё не родившиеся поколения обречены ни разу в жизни не пустить дым кольцами – по министерской мысли, в магазинах им должны отказывать и в 40, и в 50 лет!
Но тут в казне кончились деньги, и подходы резко смягчились. Теперь всё чаще говорят о борьбе с нелегальными сигаретами. А чтобы контрабанды стало меньше, нужно делать доступнее легальный сегмент. И то же самое происходит на алкогольном рынке.
Наливай да пей
Ещё недавно в погоне за паблисити те же депутаты предлагали запретить продажи алкоголя крепостью более 16, 5% лицам моложе 21 года. Если бы выгорело, то умирать за родину мы были бы обязаны с 18 лет, а выпить водки над могилой погибшего товарища – только 3 года спустя. Показательно, что и просвещённый Минздрав стоял за эту инициативу – чтобы усидеть в своих креслах, команде Вероники Скворцовой нужно кровь из носу повышать продолжительность жизни. Или хотя бы изображать видимость усилий.
Тем не менее Минэкономразвития не поддержало законопроект Минздрава – не нашло «научных обоснований» для установки порога на таком уровне. В Минэкономразвития не забыли упомянуть и про усложнение работы ретейлеров, поскольку кассирам придётся тратить время на определение крепости продаваемого алкоголя. В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) опасаются штрафов, если кассир некорректно определит возраст покупателя или крепость приобретаемого напитка. Потребуются расходы на новое оборудование и дообучение персонала. Если министерство реагирует на подобные аргументы – это верный признак пустеющего бюджета.
Как уже рассказывали «АН», вектор антиалкогольной кампании в России переломился, кажется, в 2014 году. Как и в случае с табаком, с 2007-го до этого момента закручивание гаек шло по нарастающей: рекламу водки и пива изгнали с ТВ, а акцизы росли на 100 рублей за литр каждый год. Запрет на продажу спиртного с 22 часов до утра введён по всей стране и поначалу скорее соблюдался, чем нет. Постепенно народ подстроился: алкоголь стало возможным заказать на дом – это оформлялось как аренда бутылки под залог с возможностью потом вернуть деньги. А полиция перестала замечать ночную торговлю спиртным у себя под носом. Эксперты предупреждали, что так и будет: от радости позвенеть рюмками мало кто откажется, только деньги потекут мимо государственного кармана. А снижение легального сегмента рынка компенсирует самогон.
Но депутатам было важно изобразить из себя государственников, а на проходящие мимо бюджета деньги власти поначалу было плевать. Например, в 2012 г. акцизы на алкогольную продукцию принесли бюджету около 200 млрд рублей – мелочь во времена дорогой нефти. Но вот случилось присоединение Крыма, а нефть подешевела в 3, 5 раза – и в водке снова увидели смысл. Здоровье населения и демография – вещи, конечно, удобные в риторике, но деньги есть деньги. А чтобы доходы бюджета росли, россияне должны пить не меньше, а больше. Тем более поддатый человек меньше интересуется жизнью страны и уж тем более не будет тратить выходной, чтобы против чего-нибудь протестовать.
Хотя риторика властей касательно алкоголя после 2014 г. не изменилась, пошли совсем другие решения. За 4 года акциз на алкогольную продукцию с объёмной долей этилового спирта свыше 9% вырос лишь однажды и очень незначительно: с 500 до 523 рублей за литр. Следующее повышение планируется только в 2020 г. – также весьма скромное, до 544 рублей. При этом мы видим, что с акцизами на бензин власти не церемонятся – они прибавляют к цене по 15–30% каждый год.
Водка стала чуть ли не единственным продуктом, который кое-где подешевел в рознице. И всё потому, что в 2015 г. Росалкогольрегулирование (РАР) согласилось понизить минимальную розничную цену на водку с 225 до 185 рублей за пол-литра. С тех пор она так и не достигла «докрымских» значений: с января 2019 г. скромная прибавочка составила 10 рублей – до 215 целковых. На телеэкраны вернулась реклама вина и пива, а в регионах стали отменять местные ограничения: например, Самарская губернская дума отменила запрет на продажу слабоалкогольных напитков по воскресным дням с 17 до 22 часов.
Результаты не замедлили сказаться: с апреля 2017 г. по апрель 2018 г. спрос на крепкий алкоголь в России увеличился на 16%. А в первом квартале 2019-го и эти рекорды перекрыли на полмиллиона декалитров крепкого алкоголя. Со стабилизацией курса валюты опережающими темпами растёт алкогольный импорт: как по вину, так и по виски с текилой. Хотя по всем прикидкам рынок должен просесть. Как отмечает глава Центра федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз, современный молодой человек переходит на потребление крепкого алкоголя в 27–28 лет. Сегодня в этот возраст вступает малочисленное поколение 1990-х годов. И лет десять кризиса рынку обеспечено. Зато продажи лихо пойдут вверх, когда начнёт по-взрослому бухать поколение «беби-бума» начала XXI века. А если максимально удешевить продукт, оно продует стаканы уже сегодня.
Трудно сказать, связывают ли в центрах принятия решений оппозиционную активность молодёжи с её румяным малопьющим обликом. Хотя бесспорен факт, что нынешнее поколение 18–25-летних – самое трезвое в российской истории. А популярная александровская идея «подморозить страну» априори включает в себя и «подпоить».