Автопром как буревестник революции
№ () от 20 августа 2019 [«Аргументы Недели », Константин Гурдин ]
В августе один из членов комитета Госдумы по промышленности разродился идеей ввести для старых автомобилей предельный срок эксплуатации. Разумеется, в нашей стране, где треть рассекающего по дорогам автопарка старше 15 лет, а годовые продажи подержанных автомобилей впятеро больше новых, затея вызвала крупный скандал. Депутаты тут же пошли на попятную, заявив, будто имели в виду только коммерческий транспорт. Зато очередная затея Госдумы, в который раз доказывающая, как она далека от интересов народа, даёт хороший повод посмотреть на состояние дел в автопроме как таковом. Тем более эта отрасль – лучшее зеркало ситуации в экономике, отлично отражающее реальное положение дел.
Сладкие сны о былом
Если бы пятилетки ещё были в силе, страшно было бы представить, какие гром и молнии стояли бы на совещании по промышленности, на котором нормальное, не такое, как нынешнее, правительство разбирало бы положение в автомобильной отрасли за последние пять лет. Хотя у нормального и ситуации бы такой не было. На российский автопром накатила такая чернейшая полоса, которой не было никогда. Апофеозом и символом ситуации стало недавнее закрытие работавшего с 2002 г. завода «Форд» во Всеволожске, который в своё время стал первой ласточкой нового российского автопрома, на который возлагали невероятно радужные надежды. В том числе – этот завод показал всей стране, что такое настоящие профсоюзы, как надо на деле защищать трудовые права.
На самом деле эта история даже не про автопром. Про всех нас, про потерянную пятилетку в экономике, про то, как сильно обеднел российский народ. Поэтому стоит начать не с автомобильных, а совсем с других цифр. Для контраста вспомним сытые двухтысячные, десятилетие процветания. Что говорить, сначала было неплохо. Кто не в курсе: за 10 лет, с 1999 по 2008 г., Россия пережила самый мощный экономический бум во всей новейшей истории. Рост был мощнее, чем в период сталинской индустриализации, послевоенные и хрущёвские времена! Реальный средний подъём ВВП, то есть в конечном счёте и личных доходов, за этот период был 7% в год.
В целом за те 10 лет валовой продукт нашей страны вымахал практически вдвое. В долларах в 8, 5 раза, с совершенно смешных по нынешним временам 210 млрд образца 1999 г. до 1, 8 трлн долл. в 2008 году. Тот бум на собственном кошельке, да и общих условиях жизни почувствовали все. В результате мы, как минимум, выбрались из нищеты. РФ перешла в число стран с нормальным, крепким средним доходом народа, попала в наиболее богатую треть мира. Само собой, в эти годы особо бурно в гору пёр автопром. Спрос был бешеный, очереди за новыми машинами растянулись на годы, всё новые крупные автозаводы строились каждый год. В целом число легковушек в России вымахало с 20 млн в 1999 г. до 30 млн в 2008-м. Тогда же поставили долгосрочный рекорд по продажам новых автомобилей, которых в 2008 г. разошлось 2, 897 млн штук. Его побили только в 2012‑м с цифрой 2, 935 млн новых легковушек. Тогда Россия была в полушаге от звания крупнейшего авторынка Европы.
10 лет в топку
Увы, последние пять лет нашей экономической жизни – полная противоположность той благополучной картине. Всё, как нарочно, словно перевернулось! И тут не нужно искать одни только «козни врагов». Политика кабинета министров сама по себе оказалась совершенно провальной, началось это ещё до всех внешнеполитических пертурбаций. Рост ВВП в России планомерно снижался с 2011 г., к 2013 г. практически остановился. Ну а потом долбануло вообще. Правительство не удержало штурвал, на сей раз мы получили самый затяжной спад за все постсоветские годы! Если кратко: к 2019 г. реальный ВВП России откатился на тот самый уровень 2008 года. То есть 10 лет – просто впустую. Если усреднить, окажется, со всеми взлётами и провалами, с 2012 по 2018 г. средний рост нашего ВВП был позорный – 1% в год. Притом что мир в среднем от самых бедных стран до самых богатых в эти годы рос на 3–4% в год. То есть десятилетие мы не топтались на месте, но отставали от мира. И это крепко ударило по каждому. Народ обеднел до того, что, например, зарплаты в китайской промышленности сейчас в 1, 5 раза выше, чем в российской. Буквально до недавнего времени почти 20 млн человек взрослого трудоспособного населения официально жили на зарплату ниже минимальной. Вдобавок недавние пенсионные новации правительства приведут к тому, что в РФ появятся миллионы нищих людей предпенсионного возраста, не получающие никакой соцпомощи. Государство прекрасно знает реалии: попробуй найди достойную работу после сорока! К тому же правительство по-прежнему врёт, как дышит. Нам рассказывают про среднюю по РФ зарплату в августе 2019 г. – в 49, 8 тыс. рублей. Негусто, но хотя бы хватит на нормальную еду, хоть какую-то медицину и всё более дорожающую коммуналку. Вот только эта и без того невысокая средняя зарплата – тоже страшнейшая ложь. Потому что настоящая зарплата, которую получает подавляющее большинство, не средняя, а медианная. И это, как оказалось, в середине 2019-го уже не 48, но жалкие 34, 3 тыс. рублей. И обнадёжить тут тоже нечем. Что бы ни сочиняли с высоких трибун, правда неумолима. Реальные доходы населения как падали 5 лет подряд, так в 2019-м и продолжили. За первую половину нынешнего года они опять упали на 1, 3%.
Вечная «семёрка»
Что тут удивляться, что у подавляющего большинства людей в РФ благодаря всем стараниям власти нет миллиона-другого на новый автомобиль? Судя по цифрам продаж, с каждым годом их нет всё больше и больше.
Апофеозом стал 2015 г., когда спрос на новые легковушки рухнул на 36%. Тогда он ушёл ниже 1, 5 млн машин, РФ отскочила на пятое место в Европе. Даже сейчас после некоторого восстановления спроса в 2018 г., когда продажи чуть поднялись впервые за 5 лет, – вместо былых рекордных 3 млн легковушек в год расходится менее 2 миллионов. Спрос, как таковой, изменился в корне. Список самых продаваемых новых машин который год подряд возглавляют «Лада-Гранта» и самые дешёвые иномарки. 2018 г. дал цифру 1, 8 млн, 2019-й подавал надежду на 1, 9 миллиона. Но опять же благодаря политике правительства Медведева, удавившего в 2019 г. экономику безумным шагом по повышению НДС, средние цены на автомобили в который раз заметно выросли. Так что спрос может опять резко упасть. Кстати, цены на новые легковушки и без того все последние пять тяжелейших лет росли весьма бодро. Даже АвтоВАЗ только за 2019 г. поднимал цены уже три раза!
Что касается нашего автопарка, наверное, самой неожиданной новостью для депутатов, предложивших запретить старые машины, будет название наиболее популярной в РФ марки. Это по сей день «Лада-2107», которых в нашей стране больше всего – 1, 87 млн штук. Вообще к середине 2019-го легковой автопарк России дорос до 46, 8 млн машин. И он до сих пор в основном российский. В нём 24 млн чисто отечественных автомобилей, 23 млн иномарок и 5, 9 млн иномарок, собранных в РФ. Кстати, 48% всех легковых машин в нашем парке старше 10 лет.
То есть типичный российский автолюбитель – человек с очень скромным доходом, с машиной, скорее всего, очень не новой и российского производства. Вот по нему и хотели ударить слуги народа, по сути, выдав ему волчий билет на владение автомобилем. Потому что на новую машину при такой экономической политике, как сейчас, шансов заработать немного.
Что тут сказать? Понятно, что автопром – отличное зеркало, великолепный индикатор и слепок всего, что происходит вокруг. Но всем давно понятно и другое: России прежде всего нужны вовсе не новые машины, а грамотные депутаты и профессиональное правительство технарей. Вот он – простой, понятный и вполне рабочий рецепт спасения автопрома. Да и страны. Эй, начальник!!!