Август не зря называют самым спелым месяцем – как-никак, он наиболее богатый в году на свежие отличные фрукты. И это самый российский месяц на овощных прилавках! Доля импорта минимальная в году. В общем, самое время ловить момент по молодой картошке, ежевике, крыжовнику, абрикосам, баклажанам, грунтовым помидорам и пр.
Легендарные помидоры
Про рынок фруктов и овощей ходит немало сказок, вдобавок фруктовое мифотворчество активно поддерживают торговые точки. Например, таблички «Мандарины Абхазия» висят чуть ли не на каждом втором фруктовом развале. Кто знает тему изнутри, скорее смеётся. На деле основной поставщик мандаринов в РФ вовсе не Абхазия. В 2018 г. Турция дала 36% мандаринового импорта РФ, Марокко – 27%, тогда как Абхазия – 3%. Это на уровне ЮАР, меньше ввоза из Китая и Пакистана с долями по 10%.
Говоря напрямую, абхазские мандарины считаются продукцией мелкоземельного кустарного производства, основной бонус у них не столько вкус, сколько почти полное отсутствие вредных химикатов. Лучшие мандарины на мировом рынке – итальянские, греческие и испанские, но к нам их давно не везут из-за санкций.
Та же история с широко раскрученными луховицкими огурцами. Огурцы правда хорошие. Но настоящих, аутентичных луховицких овощей на фоне общего выпуска в РФ наберётся немного. В магазинах, судя по вывескам, чуть ли не каждый третий-четвёртый огурец вроде как луховицкий. Тем временем на деле в РФ съедают по 700 тыс. т огурцов в год. Тогда как весь небольших размеров Луховицкий район при всей невероятной овощной урожайности в этих краях и очень серьёзных объёмах строительства новых огромных тепличных хозяйств, которые в последние пару лет возводят под раскрученную марку, пока даёт лишь два десятка тысяч тонн в год. Также понятно, что эти, промышленные, огурцы будут иметь мало общего с продукцией приусадебных хозяйств, которая и прославила Луховицкую область.
Наконец, широко раскрученные «бакинские помидоры», обычно самые дорогие, с громадной вероятностью окажутся либо продукцией местных пригородных теплиц, либо импортом из Китая или того же Марокко. Единственная правда здесь: 98% азербайджанского экспорта фруктов и овощей приходится на РФ, т.к. больше их никто не берёт. В целом же на фоне общего спроса на помидоры в России под миллион тонн в год российские хозяйства пока дают только треть, более 600 тыс. т занимает импорт. Это ещё ничего, семь лет назад своих помидоров у нас было только 15%, только за прошлый год их производство вымахало в 1, 5 раза. Теплиц стало больше на 10%. Тем не менее помидорный импорт всё ещё правит бал, при этом поставки из КНР, Турции и Марокко всемеро больше азербайджанских, закрывают три четверти ввоза. Белоруссия и та поставляет нам томатов почти столько же, сколько Азербайджан (правда, как подозревают, далеко не все из них выращены в Белоруссии). Вероятность найти реальный прикаспийский томат на прилавках есть, но шансы примерно один к двадцати.
В общем, поражает, до чего устойчивы продуктовые пристрастия населения нашей страны. Скоро 30 лет, как ситуация – от технологий до объёмов и направлений поставок – поменялась полностью и радикально. Даже ГОСТы на продукты – давно чистая липа, рецепты совершенно другие. А люди всё верят в те же «бакинские помидоры». Это наводит на мысли, что выросшему с нуля новому, причём всё более мощному поколению российских аграрных хозяйств давно пора взяться за голову. Сделайте по-настоящему хорошо, научитесь растить не просто всё больше и больше. Тот, кто вырастит лучший в РФ картофель, яблоко, помидор – любой фрукт или овощ и сможет широко донести эти продукты народу, пожмёт все плоды. На следующие 30 лет, а то и века имя хозяйства станет легендой.
Грушевая угроза
Вернёмся в сегодняшний день. В августе 2019 г. отраслевые ленты Минсельхоза полны самых радужных сводок с полей битвы за овощной урожай. В нынешнем году только под овощами открытого грунта стоят 170 тыс. га. Не рекорд, но показатель достойный. К осени с грунта соберут 430 тыс. т капусты, 470 тыс. т моркови, 370 тыс. т лука, 17 тыс. т тыквы. Главное – общая урожайность планомерно растёт. По расчётам Росстата, в 2012 г. с гектара грунта в среднем по РФ собирали 232 ц овощей, в 2019 г. урожайность может перескочить за триста. Как следствие – если три года назад в России собрали 4, 4 млн т овощей, в нынешнем ожидается 4, 9 млн тонн. Это уже обеспечение своими продуктами на две трети! Для сравнения: по импорту к нам поступает 2, 5 млн т овощей, на которые тратят около 1, 5 млрд долл. (почти 100 млрд рублей). Под давлением нарастающего вала собственных овощей базовый импорт который год на спаде. Скажем, ввоз лука в РФ за три года усох на внушительные 36%, по капусте – на треть, по моркови – на 10%. Мало того, мы потихоньку начали собственный экспорт. В 2018 г. Россия продала за рубеж 35 тыс. т лука, 15 тыс. т помидоров и 12 тыс. т огурцов.
Что по фруктам? Тут импорт по множеству причин просел, но за последние три года быстро вернулся к цифрам докризисного 2013-го. Если шесть лет назад мы завезли 5, 8 млн т фруктов (из них 1, 7 млн т цитрусовых), в 2019 г. ожидается 5, 2 млн тонн (цитрусовых будет столько же). По деньгам это, между прочим, 4 млрд долл., то есть ошеломительные 260 млрд рублей. Понятно, свою огромную долю неизбежно получает экзотика, т.к. ананасы и бананы с авокадо у нас не растут.
Но есть и хорошие новости. Собственный фрукт номер один в РФ – яблоко. По ним за шесть лет импорт рухнул на четверть, с 1, 2 до 0, 8 млн тонн. Он так и не вернулся назад. В 2017 г. пришла долгожданная новость: Россия наконец скинула малопочётные лавры крупнейшего в мире импортёра яблок, тут нас сменила Германия. Кстати, после того как ЕС с продуктами дали от ворот поворот, сейчас в основном завозят молдавские яблочки, которых в прошлом году мы купили 250 тыс. т, вторым стал Китай с цифрой 130 тыс. тонн. Тем временем РФ не очень быстро, но верно, набирает собственные яблоневые силы. Число новых садов, особенно интенсивного типа, за последние годы вымахало ощутимо. В результате к 2018 г. собственный яблоневый урожай добрался до 900 тыс. т, тогда как 10 лет назад не было и половины того. Глядя на эту динамику, Ассоциация садоводов РФ строит радужные прогнозы, через пять лет обещает российский яблочный урожай в 1, 4–1, 5 млн тонн.
Правда, со своими грушами и абрикосами в нашей стране по-прежнему плохо. Ситуацию тут подкосили низкая урожайность и болезни культур. Достаточно сказать: за последние 10 лет урожай абрикосов как таковой в России удалось снять только дважды. «Абрикос цветёт в начале апреля. Даже в Краснодарском крае в это время часто случаются возвратные заморозки, которые уничтожают плоды, они вымерзают», – объясняют в Ассоциации садоводов. Похожая ситуация по черешне, которую тоже собирают в апреле. Что до груш, тут, чтобы были свои, надо много и плотно работать. Сорта груши, которые традиционно сажали в РФ, давно деградировали, иностранные взамен не подходят, потому что они вообще не зимостойкие. Нужна очень серьёзная собственная селекция, которая позволит создать идеальные для наших условий собственные сорта груши, персика и черешни. Тут надо шевелиться самим, чужими руками и головой проблему решить не получится.
В общем, по фруктам работы впереди гора, на десятилетия. Тем не менее уже есть чему радоваться. Всего, по данным Росстата, за последние 10 лет, сборы фруктов и ягод в России подскочили с 2, 34 до 3, 4 млн тонн. Между прочим, показатель 2018 г. на 1 млн т лучше, чем было в 1991 году. Правда, с российскими цитрусовыми по-прежнему беда, как собирали с 1996 г. по 100 т в год, так и осталось. Но хотя бы с орехами подтянулись вчетверо, до 2 тыс. т в год против 500 10‑летней давности. Впрочем, в РСФСР было 15, 6 тыс. т по орехам, так что тут всё впереди. Так же серьёзно – с 274 до 627 тыс. т за десятилетку вымахали сборы российского винограда. Что совершенно не радует – это чай. В прошлом году сбор чайного листа упал до 500 т, тогда как в советские времена собирали более 7 тыс. тонн. Чайный рекорд постсоветского времени – 4, 4 тыс. т образца 1995 года.
Наконец, в августе трудно не вспомнить про два гвоздя летне-осеннего сезона. То есть дыни с арбузами. Основное, что надо знать по этим популярным сезонным культурам: арбузы и дыни в целом у России – свои! У нас ни много ни мало седьмое место в мире по арбузному производству, с внушительной цифрой более 1 млн тонн. Впереди в мировом арбузном забеге Бразилия, Иран, Турция и КНР (выращивающая ошеломляющие 70 млн т в год). Зато мы обошли Мексику с Узбекистаном.