Аргументы Недели → Экономика № 27(671) от 17.07.19 13+

Женьшень и золотой корень Уссурийской тайги – 3

, 17:58

«АН» продолжают публикацию цикла статей, посвящённых научным открытиям доктора биологических наук Валерия Зюганова, создателя эликсира «Леюрус Арктика +».

РАБОТАЯ над созданием универсального оздоравливающего эликсира, Зюганов, гидробиолог по профессии, решил не зацикливаться на водных организмах, а поизучать и другие виды биологического разнообразия Земли. И в первую очередь наш учёный решил испытать на себе действие лекарственной панацеи (Panax ginseng по-латыни) фитоцарства – женьшеня.

В «АН» №24-25, мы рассказали о том, как наш учёный летом 1990 года отправился в уссурийский заповедник, где познакомился с местным женьшеневодом и лесником Виктором Степановым. Валерий напросился сходить в поход с Виктором в тайгу на поиски женьшеня. Но лесник поставил условие: «Если со мной – то это будет «голодный поход на выживание». Виктор обещал научить столичного учёного, как можно прожить 5–6 дней, не теряя здоровья, без еды в дальневосточной тайге – никакой рыбалки и охоты, никаких НЗ, только «подножный корм» в виде растений. Зюганов согласился.

 

Поход на выживание

Вечер. Тайга. Новые друзья пьют чай. Горят два костра. Один костёр «пионерский» для света и разогрева целебных настоев в котелке. Другой – для обогрева при ночлеге – «нодия». Делается он так: три бревна кладутся вместе и параллельно первым рядом. Во втором ярусе два бревна, в третьем – ещё одно. Брёвна поджигаются с одного конца и горят всю ночь. Ложишься на лапник вдоль «нодии», натягиваешь сверху кусок полиэтилена наискосок под углом 45 градусов от дождя и для отражения тепла и спишь всю ночь в комфорте – тепло и сухо.

В.З.: Слушай, а чего ты не взял с нами свою лайку?

В.С.: Ты не поверишь, она бы нам только мешала.

В.З.: Вот так да!

В.С.: Серьёзно. Амурские тигры почему-то питают слабость к собакам. Охотника не тронут, а собаку его будут выслеживать сутками. И потом, если получится, – съедят. Причём собака, как правило, тигра не чует. Только в последний момент начинает его ощущать, но её воля парализована. Моя лайка, например, смело бросается на медведя. Но однажды на моей охотничьей заимке в тайге она вдруг заскулила, поджала хвост и забилась под нары. Выхожу, а снаружи неподалёку молодой тигр ворует остатки изюбря, которого до этого задрал медведь. Ну я его выстрелами вверх из ружья от избы отогнал, а всё равно собака до утра скулила под нарами от страха.

В.З.: Возможно, хищник генерирует какую-то невидимую волну. Ладно, давай спать.

 

 

Лекция в тайге

Третий день они питались кусочками свежего корня женьшеня, который Степанов прихватил из дома, и пили отвары из других корней. Валерию почему-то есть привычную тушёнку с вермишелью не хотелось, ощущалась лёгкость в организме. За завтраком, прихлёбывая ароматный чай, Валерий начал расспрашивать.

В.З.: Витя, просветил бы меня, почему у меня аппетита нет, а бодрость есть, и что за изюминка в этом корне, а то я забыл. Лекцию в МГУ по ботанике Дальнего Востока я в своё время пропустил из-за травмы.

В.С.: Не боишься, что я тебе банальщину поведаю? Нет? Тогда передам своими словами, что усвоил от ботаников университета. В растении этом 32 вида гликозидов. Знаешь, что это? Хорошо. Самый сильный из них – сапонин. Ну ещё панаксозиды, или тритерпеновые гликозиды. Не устал? Ну ещё там есть пептиды, витамин С и витамины группы В, много микро- и макроэлементов. Хватает и полисахаридов, и эфирных масел. Целые тома об этом написаны. Не уснул ещё от моей лекции?

В.З.: Давай лучше о том, что же этот корень у человека лечит.

В.С.: О-о! Практически всё! – Виктор поправил дрова в костре. – Не зря название по-латыни «панакс». Панацея! Ну прежде всего болезни нервной системы, сердечно-сосудистой системы, нарушения иммунитета, рак тоже лечит. В общем, лечит все болезни, от которых люди чаще всего умирают.

В.З.: Круто! А можешь про себя рассказать? Случаи из твоей жизни про действие этой панацеи.

В.С.: Да сколько угодно! Вот, например, как я к экзаменам готовился. Утром читать билеты мне было неохота. Спать охота. Но я как подумаю – надо, съем корешок – и ясность в голове. К вечеру набил себе голову информацией и перевозбудился. Я тогда опять себе говорю – надо поспать, завтра утром экзамен – и, съев корешок, засыпаю, как младенец. То есть корень помогает тебе делать, что ты сильно сам хочешь в данный момент! Прикинь – и спать, и бодрствовать.

В.З.: Звучит как рассказ менеджера по гербалайфу со сцены в клубе. Один раз там случайно оказался.

В.С.: Что говоришь?

В.З.: Да нет, ничего. Тебе как раз верю, сам себя сейчас отлично чувствую, хотя ничего и не ел. А есть у женьшеня реальный конкурент из других растений?

В.С.: По секрету скажу: есть – и неслабый конкурент. Знаешь кто? Золотой корень, или родиола розовая (лат. – Rhodiola rosea).

В.З.: Тоже из аралиевых?

В.С.: Не угадал. Семейство толстянковых. Я и родиолу изучал. Прочёл многое. В ней тоже есть терпеноиды, но плюс к этому фенолы, органические кислоты и углеводы – глюкоза и фруктоза, а также дубильные вещества и биофлавоноиды. Всего более 100 компонентов. Это тоже стимулятор ЦНС. А ещё родиола – и адаптоген, и антиоксидант, и регулятор иммунитета, и, наконец, онкопротектор. В общем, всё то же, что и женьшень.

В.З.: А почему о родиоле так мало знают?

В.С.: А люди вообще малолюбопытные создания. Я тебе скажу, что родиола более сильное растение, чем женьшень.

В.З.: Почему?

В.С.: А у неё ареал больше – живёт в Европе и Азии, и в Арктике, и на юге. И приживается лучше, чем женьшень. Стоп! А что это там за шум? – Степанов вскочил, взял карабин и растворился в кустах…

 

«Панчуй!»

«Панчуй!» – таким возгласом в Приморье сопровождают находку вожделенного корня. Панакс появился внезапно, среди листьев высокого папоротника. Валерий вдруг увидел прямо перед собой у корней высокого кедра алый зонт ягод женьшеня. Степанов проскользнул к нему первым, крикнул: «Панчуй!» – и предупредил: близко не подходи. А то нога уплотнит почву и растение на год прекратит рост и уйдёт в спячку.

Сверху растения виднелась гроздь из 15 ягод. Здесь среди прочих растений женьшень выделялся красотой линий, ягоды пламенели бисеринками крови.

– Это хорошо – корень уже почти вырос, оставим для Книги рекордов Гиннесса, – Степанов на соседних деревьях сделал зарубки и, отойдя метров на 50, на кедре сделал ещё. – У меня своя система зарубок, – пробормотал лесник. Неподалёку нашли ещё растение с 9 красными ягодами.

– Этому надо расти ещё 2–3 года. Берём на подращивание. Давай котелок. Корень надо выкапывать только с водой, вымывая все мелкие камешки. Нельзя ранить основной корень, – объяснял Виктор.

Степанов хвастал, что один раз уже попадал в Книгу рекордов Гиннесса, вырастив самый маленький в мире спелый арбуз. Напомним, что благодарность лесника за помощь в снятии проблемы ингибирования роста женьшеня со стороны конкурента – элеутерококка была так велика, что он предложил Зюганову войти в долю и стать совладельцем предприятия. К тому же Валерий помог ему ещё и с оформлением патента на новый способ стратификации семян женьшеня (есть и такая процедура, когда семена подвергают температурной «встряске»). Для этого биолог привозил в 1991 году в заповедник опытного патентоведа из своего Института биологии развития (ИБР).

К сожалению, проект «Женьшень» из-за краха СССР в 1991 году завершился. В последующие несколько лет благодаря китайским скупщикам дикий женьшень исчез из Приморья.

А Зюганов позже организовал плантацию золотого корня Rhodiola rosea (для себя и друзей, не для продажи) на паях с местными лесниками в экологически чистом регионе Арктики, подальше от китайской границы.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram