Аргументы Недели → Экономика № 24(668) от 27.06.2019 13+

Культурный код партии власти

, 20:07 , Обозреватель отдела Экономика

Трудно поверить, что 2019 г. правительство объявило  Год ровно на середине, но никаких заметных движений на эту тему не ощущается. Хотя, как оказалось, Минкульту отдельно выделили под мероприятие 1,5 млрд рублей. Картина привычная, культура как таковая давно и прочно у партии власти не в приоритете.

Год рисовой лебеды

Традиция привинчивать разнообразные темы к годам в нашей стране официально повелась с 2008-го. Скажем, 2017 г. в РФ был официальным Годом экологии, 2015‑й объявляли Годом литературы, 2020‑й пройдёт под маркой народного творчества, 2021-му, похоже, светит звание Года музеев. Были годы семьи, волонтёров и молодёжи. По факту на практике затея чисто формальная, ни экологии, ни подросткам легче не стало.

Впрочем, тут ничего особенного, источник идеи – ООН, которая присваивает звания годам начиная с 1959-го и давно дошла до маразма. Мощные темы вроде борьбы с бедностью, сохранения лесов, океанов и пр. быстро закончились, пришлось напрягать воображение, придумывая год дельфинов (2007 г.), риса (2004 г.) и даже кристаллографии (2014 г.). Вскоре стало того хуже, дошли до сомнительной идеи с международным годом микрофинансирования. Был год малых островных государств и загадочный мировой год квиноа (растение родом из Анд, известное также как рисовая лебеда). 2024-й, без шуток, объявят годом верблюдовых. Кстати, нынешний год ООН посвятила таблице Менделеева, что как раз не может не радовать.

В общем, у нашего правительства в этом плане всё впереди, но пока сильные темы у него не закончились. Коль скоро столько годов посвятили культуре, буквально по списку пройдясь по кино, литературе, театрам, музеям и даже народному творчеству, логично взглянуть, чем кончилось дело. Тут единственный путь – применить алгебру к гармонии, в первую очередь пройдясь по финансам.

Первое, что стоит знать, Министерство культуры в России традиционно одно из самых нищих ведомств среди федеральных. Правительство Медведева, сколько лет существует, мягко скажем, деньгами культуру не балует. Ей перепадает от 0, 3 до 0, 5% расходов федерального бюджета. Меньше тратят только на такие особо забытые нынешней партией власти статьи, как охрана окружающей среды (0, 4% бюджета) и физкультура со спортом (0, 3%). Все, кто знаком с темой, знают, у Минкульта была затяжная, многолетняя чёрная полоса, с 2011 по 2018 г. его бюджет почти не менялся, был в районе 80–90 млрд руб. в год. Для сравнения: на госуправление, то есть содержание чиновничьего аппарата, в 2019 г. правительство отрядило 1, 4 трлн рублей. При этом в трудные времена культуру резали первой, хотя отбирать было нечего. Скажем, в 2015 г. бюджет Минкульта срезали на 5 млрд руб., сократив до 89 миллиардов.

Тем не менее в 2019 г. Минкульту внезапно улыбнулось счастье. Ему впервые за последние 8 лет резко подкинули денег, бюджет махом подрос с прошлогодних 93 до 125 млрд рублей. Для этой сферы невиданный денежный дождь, хотя по меркам бюджета расходы копеечные, 0, 7% от общих трат. Сделано это было поневоле, не столько ради культуры, сколько из минимальных приличий. После многолетних напоминаний правительству пришлось вспомнить о своём очень давнем обещании поднять зарплаты работников культуры с нищенских до средних по регионам. Вот лишь один факт: в 2011 г. средняя по российской культуре зарплата была 11, 7 тыс. руб. в месяц.

Сейчас, по официальной статистике, ситуация резко выправилась. Как утверждает Росстат, с 2011 по 2019 г. зарплаты федеральных работников культуры выросли в три раза, с 19, 8 до 60 тыс. руб. в месяц. Вроде достойные цифры и повод для гордости? Лукавство в том, что таких федеральных работников культуры в общем числе с гулькин нос. Почти 85% региональные и муниципальные. Если копнуть, у первых средняя зарплата – 38 тыс. руб., у вторых – вообще 25 тысяч. Кстати, в целом в этой сфере, по данным Росстата, трудятся 1, 6 млн человек. То есть в музеях, театрах, библиотеках и пр. у нас трудоустроено столько же людей, сколько в добыче полезных ископаемых, почти на уровне энергетики.

 

Окладные цифры

Увы, но цифры федеральных доходов тоже не отражают действительности. Потому что реальные зарплаты «в культуре» во всех регионах по-прежнему ниже средних. Что до красивых цифр, в них заложены сумасшедшие оклады разнообразного культурного руководства. В 2018 г. Минкульту по закону пришлось опубликовать зарплаты директоров театров, музеев и галерей, цифры многих шокировали. Месячная зарплата директора Эрмитажа оказалась 733 тыс. руб. в месяц, Третьяковки – 519 тыс. руб., Исторического музея – 580 тысяч. В Малом театре директору платят 600 тыс. руб., в Большом – 550 тыс., в МХАТе – 570 тысяч. Это ещё как-то можно понять, учреждения с мировым именем, люди очень заслуженные. Но тут только верхушка системы, куда менее именитое начальство тоже не обижает себя. Даже оклад руководителя не особо известного Детского музыкального театра и тот оказался 389 тыс. руб. в месяц, в Театре Наций директору платят того больше, 476 тысяч.

Так что в Год театра за театральное начальство можно порадоваться. Таких начальников в РФ в целом немного, но их число постепенно растёт. Потому что в отличие от школ и больниц число театров у нас год от года всё больше. Если в 2000 г. в РФ было 547 профессиональных театров, в 2010 г. оно подросло до 604, сейчас их 649. Получается, в среднем прибавляется по 50 театров за десятилетку. Самое интересное тут – копнуть глубже. В российском театральном мире поражает не только разнообразие сценических и творческих подходов, которое можно только приветствовать. Но также удивительно мощное расслоение театров по имущественным признакам и тому, что можно назвать экономической мощью. Тут всё как в жизни, только куда более выпукло.

Очень интересные данные можно почерпнуть из малодоступных сводок Министерства культуры. Скажем, у какого театра в РФ больше всего зданий? У Мариинки их 116! Второй крупнейший владелец театральной недвижимости – Большой театр (96 зданий), третьим неожиданно оказался Крымско-татарский академический музыкально-драматический театр в Симферополе (44 здания). В целом в РФ десять театров, у которых 10 и больше зданий. Среди счастливчиков не только Малый, театр Калягина и Академический театр балета, но также Мурманский областной драматический и дербентский Государственный табасаранский драмтеатр. При этом 380 театров из 649 владеют только одним зданием.

Второй признак экономического величия театра – число сотрудников. От работников сцены и билетёрш до актёров. Тут на первое место закономерно вырывается Большой, в котором трудятся 3, 394 тыс. человек. Кстати, вместимость зала у него тоже самая большая в России, но вдвое меньше числа сотрудников, 1587 мест. Вторая по работникам – Мариинка, трудоустроившая 2, 85 тыс. человек. После неё тут огромный разрыв, затем идут три театра, у которых по тысяче с небольшим людей. Это Новосибирский академический, Михайловский драмтеатр в Петербурге и Театр Станиславского. По 700–800 сотрудников у шести театров, среди которых не очень известные Ростовский музыкальный, Санкт-Петербургский гостеатр музкомедии, Краснодарский театр «Премьера» и Пермский государственный академический театр оперы и балета им. П.И. Чайковского. Кстати, в Малом театре только 720 сотрудников, МХАТ приютил 598.

Разумеется, в противовес интересно взглянуть на список самых малочисленных театров России. Тут вне конкуренции Российское государственное театральное агентство, которое Минкульт почему-то тоже отнёс к списку театров. Это театр восьми человек! По 10 сотрудников у «Галатеи» из Солнечногорска и волгоградского «Волшебного фонаря». Менее 20 работников у 22 российских театров, в том числе Ростовского кукольного и театра-студии «Дефицит» из города Белорецка. Есть у нас и Лесосибирский городской драматический театр «Поиск» с 18 сотрудниками, столько же работает в Маленьком театре кукол из Балашихи.

Что касается популярности, по числу зрителей в год с гигантским опережением лидирует Мариинка, у неё ни много ни мало 1, 36 млн посетителей в год.Это сильно, потому что, по данным Росстата, всего в РФ за год в театры ходят 39, 6 млн человек. Между прочим, на 9 млн больше, чем было в 2000 году. Хотя не сравнить с золотым веком народного интереса к театру, который пришёлся на 1980-е. Тогда в РСФСР было только 324 театра, зато в год в них приходил 71 млн человек. Сейчас второй в РФ по числу зрителей – Большой, у него более полумиллиона в год, дальше – Малый (361 тыс. зрителей), за ним Вахтанговский (345 тысяч). Очень популярен также Новосибирский ТОБ, у которого 329 тыс. зрителей. Это даже больше, чем у МХАТа и Театра сатиры, в которые приходят по 290 тыс. человек.

Что до рейтинга самых непосещаемых театров, у четырёх, по данным Минкульта, вообще ноль зрителей. Среди них Московский театр балета Касаткиной, у которого при всём при том 8 зданий и 118 работников. 14 зданий и 171 сотрудник, Академического театра балета Бориса Эйфмана тоже привлекли ровно ноль зрителей. Похоже, с балетом тут что-то неладно. Дальше картина нормальная, даже в самые малые театры вроде того же «Волшебного фонаря» и самарского «Лукоморья» приходят по несколько тысяч зрителей в год.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram