«Наш регион – самый крупный и наиболее развитый в индустриальном плане в СФО»
№ () от 19 июня 2019 [ «Аргументы Недели Красноярск» ]
Рафаэль Шагеев: «Наш регион – самый крупный и наиболее развитый в индустриальном плане в Сибирском Федеральном округе»
Важнейшее федеральное экономическое мероприятия запланировано на 26-28 июня – в Красноярске впервые пройдёт 15-й Объединённый торгово-экономический форум России, Китая и Монголии. Накануне важнейшего международного события Президент Союза «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» Рафаэль Марсович Шагеев дал интервью руководителю ИА «1–Line» Андрею Иванову. Частично приводим основные тезисы выступления ведущего экономиста. Впереди – важнейшая экономическая конференция с участием высоких гостей из Китая и Монголии, а также сотен предприятий стран Азии.
– Предстоящий форум – уникальное событие, какова его значимость для Красноярского края?
– Это ежегодное мероприятие, которое определено тремя странами по линии торгово-промышленной палаты (ТПП). Участники не меняются вот уже 15 лет: Монголия, Китай, сибирские и приграничные регионы России. Форум по очереди проходит в разных странах. Где он пройдет в РФ, решает руководство Федеральной ТПП. В этом году честь выпала Красноярскому краю. И не случайно. Наш регион – самый крупный по территории и наиболее развитый в индустриальном плане в Сибирском Федеральном округе.
Это международное событие пройдёт у нас впервые за всю историю Красноярского края. Количество участников из Китая и Монголии ожидается даже выше, чем на КЭФе. На сегодняшний день ещё есть время для регистрации на мероприятие, однако 175 компаний из Китая уже подали заявки на участие. Ожидается, что это количество возрастёт до 220-230 компаний. Плюс от 70 до 110 из Монголии. Кроме того, на форум приедут не только представители сибирских регионов, но и европейской части страны. В частности, Челябинская область. Поэтому одних только предпринимателей на форуме ожидается около 450-480 человек.
На форуме определится вектор развития сибирских и приграничных территорий на ближайшие годы. Нужно учитывать, что Монголия и Китай – это юго-восточная Азия, где проживает половина потребителей всего мира. Проведение международного форума в Красноярске – это возможность показать им потенциал, инвестиционную привлекательность региона.
– В рамках форума будет работать выставка «Экспортный потенциал и возможности Красноярского края». Что, кроме сырья, может ещё заинтересовать иностранных партнёров?
– Мы долго обсуждали перечень продукции Красноярского края, которая может пойти на экспорт. Интересно, но главной «фишкой» региона в скором времени может стать экспорт экологической продукции северных территорий. Поэтому акцент будет сделан на въездном туризме на Север края, экспорте дикоросов и производстве изделий из экологического сырья. Например, колбасы из оленины. А посещая Таймыр и Эвенкию в рамках делового туризма, зарубежные партнёры побывают и в Красноярске.
Второй момент, несомненно интересующий азиатских партнёров, – это развитие образования. У нас есть вузы, которые могут похвастаться программой обучения и профессорским составом высокого международного уровня. Уже сегодня китайцы готовы проводить ежегодный трансфер студентов в количестве 1000 человек. Тут сразу возникает вопрос, где они будут жить. Поэтому предложили начать с малого – с 50 человек. Но это только начало, впереди гораздо большие перспективы. Обмен студентами подтянет и другие отрасли – это и строительство жилья для потенциальных иностранных студентов, и создание инфраструктуры, и прочее, прочее.
Третье – здравоохранение, а точнее – медицинский туризм. Мы запланировали посещение участниками форума медицинского флагмана Красноярского края – Федерального Сибирского научно-клинического центра медико-биологического агентства России. Наши иностранные партнёры очень заинтересованы в получении медицинских услуг мирового уровня, например, связанных с лечением онкозаболеваний, заменой органов. Не нужно ехать в Европу через всю Россию, когда эти услуги они могут получить в нашем регионе.
Данный форум принесёт и другие плюсы. Сегодня китайские и монгольские товары минуют границу и идут в Москву, а уже оттуда возвращаются в наш регион. Столичные фирмы получают неплохую прибыль на одной накрутке на цену, транспортные компании – на перевозках. В проигрыше только красноярцы и импортёры – ведь логичней покупать товары напрямую. Это тоже немаловажный фактор – свести продавца с покупателем и сделать товарооборот выгодней.
Китай надо кормить
Продавая продукцию высокого передела и переработки и получая добавленную стоимость, мы сможем значительно поднять доходность федерального и регионального бюджетов. Далее разговор зашёл о биоресурсах и дикоросах…
– Возьмём к примеру производимую на Севере: белковую и фосфорную продукцию (грибы, рыба, оленина). Она у нас есть в избытке, но для того чтобы ее продать, требуется поднять производство до мировых стандартов: получить сертификаты соответствия стран-экспортёров, красиво и правильно упаковать. Взять ту же оленину. Сегодня правительству Красноярского края необходимы сертифицированные пастбища, современные забойные цеха. Наш регион производит 3,5 тысячи тонн оленины ежегодно, но в статистике края почему-то такой цифры нет.
Сегодня китайцы стали богаче, всё чаще переходят на чистые, экологические продукты. Оленина для них в новинку, и они готовы ее покупать. Просто для примера: в Уругвае мясо карибу канадского (кстати, тоже считается диковинкой) стоит до 100 долларов за килограмм. Почему нам не продавать оленину как деликатес, получая весомую прибыль? А по какой цене оленеводы торгуют ей сегодня? 100 рублей максимум. Но чтобы организовать экспорт мяса северного оленя, усилий одной торгово-промышленной палаты недостаточно. Это должна быть эшелонированная поддержка на всех уровнях. Поэтому даже один контракт на поставку оленины как деликатесного дикороса – это большие перспективы на будущее. Это мотивация для отечественных машиностроителей, чтобы они переориентировались на продукцию местного производителя – создавали оборудование тех же цехов для забоя оленя.
Кроме того, надо решить вопросы логистики, чтобы доставить этот товар иностранному потребителю. А это транспорт, китайская таможня, фитосанитарный надзор. Сегодня удалось решить вопрос по поставкам зерна в Китай, так давайте сделаем такое же и по оленине.
Это лишь одно направление. Есть и другое – рыба. Китай сегодня закупает большое количество мороженой рыбы, но где? В Норвегии и Финляндии. А мы со своей белорыбицей остаёмся не у дел. Диксонский омуль в Москве продается по 1000 рублей за килограмм, а сколько он будет стоить за границей? Кроме этого, есть еще пушнина, дикорастущие травы, которые Китай готов покупать, перерабатывать и продавать как приправы и лекарственное сырьё. Для этого требуются инвестиции в локальную экономику или, как её ещё называют, «домашнюю». Однако у многих глав территорий края нет даже инвестиционного паспорта для того, чтобы знать, сколько средств и на какие проекты их нужно применить. Мысли есть, но они не оформлены. А зарубежные партнёры работают по другому принципу. Они говорят, мы готовы приехать и вложить средства, но только туда, где нас ждут. Вот и выходит, что интерес у потребителя есть, а мы сами не готовы использовать этот ресурс.
– На территории региона активно реализуется проект «Енисейская Сибирь». Знают ли об этом иностранцы, какие перспективы сотрудничества в рамках данного инвестпроекта?
– Проект «Енисейская Сибирь» как идея просто гениален. Но существует одна проблема, и она весьма серьёзная: об этом проекте знаем только мы. Если же говорить об иностранцах, о нём слышали, наверное, только участники КЭФ-2019. Но их в 2019-м было гораздо меньше, чем в прошлые годы. Мы провели анкетирование в преддверии форума, и в вопросе для иностранных партнёров «Что вы знаете об «Енисейской Сибири?» получили прочерк. На мой взгляд, транслировать информацию о перспективном проекте нужно через бизнес. Будь то Китай или Норвегия, гораздо эффективней, если сами предприниматели расскажут коллегам о том, что есть такие регионы, объединённые «Енисейской Сибирью», в них такие правила ведения бизнеса, такие-то льготы, а ещё сюда выгодно вкладывать деньги. Только тогда проект наберёт обороты.
– Китайские партнёры вынесут на обсуждение свой проект «Один пояс – один путь». В чём его суть и каковы перспективы для края?
– В чём суть? Развитие товарооборота. В Дацине (Китай) создается центр заказов при помощи ресурсов Красноярского края. Но подобного центра нет на территории нашего региона. Поэтому мы планируем на пленарной дискуссии поднять вопрос о его создании.
Хотим мы этого или не хотим, но есть реальность – сегодня большинство товаров поступает не только в Россию, но и в Европу именно из Китая. Красноярский край не может оставаться в стороне от товарных потоков. Поэтому в проекте «Один пояс – один путь» не столь важен автор, он является системообразующим для всех стран-участников. Вливаясь в этот проект, мы становимся его полноправными партнёрами. Нужно только, чтобы предприниматели Красноярья были готовы торговать на международном уровне. Вот сегодня есть замечательное предложение из Лесосибирска по созданию домокомплектов. Дом, как «Лего», могут собрать два человека, а для перевозки требуются две машины. При этом используется только натуральная древесина. Хороший проект? Замечательный, но не оформлен документально, не продуман с точки зрения логистики. А взять мебель. Мы вывозим лес, чтобы в Китае сделали тот же шкаф и продали нам. Если уж вывозить сырье, то глубокой переработки, чтобы получать прибыль для себя. Президент России Владимир Путин на Дальневосточном форуме заявил, что государство будет поддерживать производителей, готовых отправлять лесную продукцию третьего передела. Так почему не создать такие производства в крае, закупив оборудование в том же Китае? И уже продавать продукт переделки им или той же Европе.