> Разбор картофельных полётов - Аргументы Недели

//Экономика 13+

Разбор картофельных полётов

№  () от 5 июня 2019 [«Аргументы Недели », Константин Гурдин ]

Ровно пять лет назад Минсельхоз объявил новый картофельный курс. При старом год от года дела шли всё хуже, поэтому тогдашний глава министерства пообещал приложить все мыслимые усилия для возрождения корнеплодного дела. К лету 2019 г. итогом этих стараний стала полная картофельная катастрофа. Аграрные чиновники окончательно запустили дело. В двух словах: качество магазинной картошки всё страшнее, урожаи по-прежнему падают, по сборам с гектара почти вдвое отстаём от ЕС.

 

Суточная норма корнеплодов

Картошка в России уже два века не столько овощ, сколько стратегический продукт. В глобальном плане её вклад в калорийный рацион РФ – второй после зерна. К тому же это самый дешёвый массовый продукт питания на сегодня. В 2019 г. средняя цена килограмма картошки в опте в среднем по стране упала до 9 рублей. Мало того, в трети регионов цена килограмма сейчас от 6, 7 до 8 рублей. По сравнению с 2018-м стоимость рухнула на 50%. В июне 2019 г. килограмм картошки стоит в 1, 5 раза дешевле килограмма пшеницы.

Конечно, это цена на партии от 20 т, в магазинах картина совершенно другая. В крупных городах продавцы накручивают на картошке безбрежно, минимум два-три конца. Нетрудно обнаружить на полках картошку даже по 50–80 руб. за кг, цена, которая берётся вообще неизвестно откуда. Тем не менее даже с такой магазинной политикой народу проще пережить тяжёлые времена. Главное значение картошки: это не азиатский рис, на котором долго не протянешь, потому что в нём банально нет многих ключевых витаминов. У корнеплодов в этом плане всё хорошо. Удивительно, но даже 300 г картошки в сутки дают почти полную норму основных элементов, прежде всего витамина С. Проще говоря, можно годами сидеть на картофельной диете и не загнуться.

Хотя желающих попробовать мало, в историческом плане российские едоки картофеля со временем основательно поубавили аппетиты. Если копнуть совсем глубоко, скажем на 100 лет назад, окажется, что после всех эпохальных усилий Петра I к 1913 г. сбор картофеля в 50 губерниях Российской империи добрался до ошеломляющих 68, 6 млн тонн. Это был абсолютный исторический пик по картошке. Для справки: СССР к 1990 г. собирал только 30, 8 млн т, тогда как Россия в прошлом году подняла картофельный урожай в 22, 4 млн тонн. То есть втрое ниже того феноменального, дореволюционного сбора.

Тем не менее наш картофельный урожай до сих пор третий в мире, впереди Индия и КНР с феерическим урожаем 72 млн тонн. То есть только к 2019 г. Китай со всей его аграрной мощью добрался до того легендарного российского дореволюционного урожая. Правда, как рассказывают эксперты, секрет китайского картофельного чуда непригляден. В КНР, по сути, пиратствуют в области селекции: выращивают картошку, выдавая известные мировые сорта за собственные. Второй момент – там массово используют удобрения, Китай обнитратил почвы до предела. Так что концентрация далеко не самых полезных веществ в азиатских овощах порой превышает все нормы.

Что касается остальных заметных игроков на картофельной карте мира, на одно место позади нас США с 20 млн т урожая, пятая – Украина, которая добралась до урожая в 19 млн т и в этом плане удивительным образом почти сравнялась с Северной Америкой. По Европе мы первые, картошки у нас растят вдвое больше, чем в Польше или Германии, которые по общим сборам по планете шестые и седьмые. Да и по потреблению корнеплодов мы всё ещё пятые в мире.

 

 

Грандиозный рывок

Тем не менее новых рекордов в ближайшее время в этой области не предвидится. В целом за последние 10 лет картофельный урожай в РФ упал на 6 млн т, посевные под корнеплодами ужались с 2 до 1, 3 млн гектаров. Притом что в РСФСР засевали 3, 33 миллиона. Вот почему Минсельхоз так озаботился этой темой. Ведомство учинило разбор картофельных полётов, который показал интересную картину.

В целом у российских картофельных сборов два главных столпа. Что мы видим на полках, это урожаи громадных хозяйств, на которые в прошлом году пришлось две трети общих сборов. При этом именно крупные агрохолдинги – основная причина корнеплодного спада. По данным Росстата, с 2001 по 2018 г. они сократили посевные площади под картошкой на треть. Причина простая: многим хозяйствам картофель приносит убытки. По крайней мере, если верить расчётам Росстата, в 2017 г. средняя по России рентабельность выращивания картошки была минус 11%, в 2018 г. – минус 2%. Судя по этим выкладкам, последний раз судьба улыбалась российским картофелеводам в далёком 2015-м, когда картошка в крупном опте стоила ошеломляющие по нынешним временам 15–17 руб. за кг и хозяйства хорошо зарабатывали.

2019 год с точки зрения картофельных барышей выглядит ещё более беспросветно. Потому что к весне оптовые цены на немытый картофель по сравнению с прошлогодними рухнули на 30%. На это наложилась политика партии власти, у которой на словах инфляции практически нет, на деле цены вкупе с налогами растут непомерно. «С начала 2019 года цены на топливо для аграрных хозяйств подскочили на 19%, электроэнергия подорожала на 12%, удобрения и химикаты вообще стали дороже на 30%. Вдобавок по сельхозпредприятиям ударило повышение НДС, это потери в десятки миллионов рублей», – рассказывает директор крупного овощеводческого хозяйства.

В результате выращивать картошку в России выгодно, только если урожайность в хозяйстве зашкаливает за 350 ц/га, лучше четыреста. При этом все хозяйства с урожайностью ниже 200 ц/га гарантированно разоряются. Для справки: реальная средняя урожайность картошки в среднем по РФ в 2018 г. была 170 ц/га, по крупным хозяйствам – 256 ц/га.

Картина, конечно, безрадостная. Утешает одно: как бы то ни было, нынешние цифры по урожайности куда выше, чем в советские времена, когда картошку часто растили по принципу лишь бы была, в результате собирали только 91 центнер с гектара. С другой стороны, нам по-прежнему нужно смотреть на опыт ЕС, где в среднем собирают те самые ключевые для прибыли 400–500 ц/га.

Утешает «второй столп» российского картофельного урожая. Это то, что в скучных официальных бумагах называют КФХ, то есть небольшие крестьянские и фермерские хозяйства, включая приусадебные. Мало того что они дают треть сборов, вдобавок в этом секторе близко не было никакого спада картофельных посевов. Какой спад, когда площади под картошкой в КФХ с 2001 по 2018 г. выросли в три раза и сейчас постепенно подбираются к площадям в крупных хозяйствах.

Тем не менее, как бы ни старались с картофелем мелкие частники, от общего спада это не помогает. Да и с качеством много проблем. По данным Минсельхоза, по дороге от поля к прилавку пропадает примерно десятая часть урожая, в масштабах страны – ощутимые 2 млн тонн. Как объясняют эксперты, российская картошка хранится хуже европейской, поскольку хозяйства часто растят так называемые ранние сорта. Они созревают быстрее, но к зиме теряют вкус, до весны часть запасов просто не доживает. Вот почему именно к маю на прилавках появляется так много импортного картофеля. Российский становится дефицитом. Центральную Россию, которая, вообще говоря, выращивает ровно половину всей картошки в РФ, заполняет продукция из Белоруссии, хотя порой корнеплоды к нам везут даже из Африки и Израиля. Например, в 2018 г. импорт картошки дорос до 800 тыс. тонн. Вдобавок вместо современных сортов картофеля населению нередко скармливают кота в мешке. Даже крупные хозяйства сплошь и рядом высаживают устаревшие сорта.

Главный вопрос – что делать? Рецепты картофельного возрождения не особо сложны. Первым делом нужно выполнить два ключевых условия. Во-первых, всерьёз заняться селекцией, во-вторых, массово, по всей стране, строить современные хранилища. Чтобы РФ вышла на европейскую урожайность, каждый год нужно засевать 900–950 тыс. т семенного картофеля.Пока показатели втрое хуже. При этом отечественной картофельной селекции по сей день толком нет! На российские семена приходится лишь 15% посадочного материала.

Что касается овощехранилищ, это далеко не те советские товарные базы, которые представляются многим. Современный картофельный склад по чистоте и уровню технологий напоминает завод по производству электроники. Такие комплексы нужно возводить во всех аграрных регионах, их нужны многие сотни. Увы, пока построены считаные единицы.

В общем, картофельный вопрос в России пока не решён. Чиновники не помогают, самотёком картина всё хуже. Честно говоря, пока она довольно позорная. Рывок по картошке, особенно в области качества и урожайности, должен когда-то стать одной из главных аграрных задач ближайшего десятилетия.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте