Россия озадачила мир золотой загадкой. Крупнейшие мировые финансовые фонды сильно заволновались, обратив внимание, что в 2019 г. наша страна бешеными темпами наращивает стратегический запас жёлтого металла. Одновременно добыча драгоценных металлов в РФ бьёт исторические рекорды, в прошлом году она впервые превзошла советский рекорд 31-летней давности. Эксперты считают золотой бум мрачным предзнаменованием: он случается, когда надо ждать изрядных потрясений в мировой экономике.
Драгоценный коттедж
Золото в резервы страны закупает Гохран – один из многочисленных рукавов Центробанка. Это одна из самых таинственных структур, которая ни перед кем не отчитывается и никогда не объясняет свои мотивы. Зато известны цифры, по которым можно сделать немало интересных выводов.
Как оказалось, в 2018 г. гора золотых слитков, составляющих стратегический резерв РФ, выросла до 2, 112 тыс. тонн. Тогда за год Центробанк докупил 275 т золота, нарастив резервы на 15%. Это было уже необычно много, но в 2019 г. золотой маховик продолжил раскручиваться. Только за первый квартал ЦБ прикупил ещё 56 с лишним тонн, запасы вымахали до 2, 168 т жёлтого металла. Если сложить все накопленные ведомством Э. Набиуллиной слитки в кучу, она будет не слишком внушительной, размером примерно с двухэтажный коттедж. Потому что при бешеном весе жёлтого металла тонна золота – кубик со стороной всего 37 сантиметров. Зато в деньгах наш золотой запас на данный момент тянет более чем на 90 млрд долларов. Почти 10% от всего драгметалла, накопленного ведущими мировыми державами. Пока у нас пятое место в мире, но скоро доберёмся до четвёртого, спихнув вниз Францию, дальше пойдём штурмовать третье место, которое пока у Италии. Между прочим, у Китая, Индии, Швейцарии и Японии меньше золота, чем у России.
Интересны темпы роста наших золотых сбережений. 11 лет назад в сытом 2008 г. в госкубышках было всего 450 т золота, почти впятеро меньше нынешнего. До этого практически все нулевые золотой запас и его размер вообще не сильно волновали государство, шесть лет подряд он почти не рос, крутился в районе 400 тонн. Причина в том, что почти 15 лет политика Центробанка сводилась к тому, чтобы по возможности продавать за рубеж почти все добываемые в стране алмазы и золото, взамен копить доллары. В итоге российский золотой запас на мировом фоне выглядел жалко, особенно с учётом нашей огромной добычи. Петух клюнул российский ЦБ только после грандиозного мирового кризиса 2008 г., лишь тогда накопления начали постепенно расти. В результате пять лет назад, в 2014-м, золотая заначка РФ наконец превысила 1 тыс. т, при этом отметку в две тысячи мы прошли только осенью 2018-го.
Понятно, чтобы копить золото такими темпами, многими сотнями тонн в год, нужно самостоятельно и мощно его добывать. Тут на мировом фоне мы смотримся очень неплохо, наша добыча – вторая в мире после Китая. Строчками ниже РФ идут Австралия, США и Канада, но что такое канадские 180 т или североамериканские 240 т по сравнению с 314 т, которые Россия добыла в прошлом году. Правда, это цифры с попутным и вторичным золотом, чистой добычи на месторождениях было только 264 тонны.
Что касается серебра и алмазов, с ними тоже не подкачали. В 2018 г. горная промышленность дала на-гора 1, 118 тыс. т белого металла и 43, 2 млн карат самых ценных в мире камней. И то и другое – исторические рекорды. Между прочим, лучшее советское достижение по золоту – 304 т, эту отметку прошли в 1988 году. Но в эти несметные тонны входили потоки с богатых месторождений Узбекистана и Казахстана. К слову, эти две соседние страны сейчас тоже резко нарастили добычу, в 2018-м подняли по 88–100 т жёлтого металла.
Восточный разрез
Российская золотая промышленность особенно радует последние два года, тут по добыче рекорд за рекордом. В цифрах всё прекрасно, объёмы растут и сияют. Правда, под завораживающей снаружи золотой плёнкой, как водится, скрыто немало проблем.
Дело даже не в этом. Если взглянуть с большой высоты, у колосса золотой промышленности обнаружится одно слабое место. Это продажа золотого концентрата в Китай. Этот концентрат – дело нешуточное, т.к. на него приходится до половины общего производства. Всё началось в 2010 г., с тех пор концентрат шёл в КНР в огромных объёмах. Например, в 2015 г. в КНР отправили 50 тыс. т, в 2017 г. – 63 тыс. т, в прошлом году – уже 96 тыс. тонн. Тут с точки зрения экономики ситуация примерно такая же печальная, что с отправкой за рубеж дешёвого российского необработанного леса, который за кордоном, на чужих мощностях, превращается в материалы, порой золотые по стоимости. Надо сказать, российский концентрат – одна из причин того, что восточный сосед на первом месте в мире по производству золота.
Что было не так с этой темой? Проблема, как водится, в переработке. Крупнейшие золотые месторождения у нас в Сибири и на Дальнем Востоке. Причём с огромным отрывом от остальных регионов. В прошлом году Красноярский край дал 60, 75 т золота, Магадан – 36, 7 т, Саха – 28, 6 т, Хабаровский край, Иркутская и Амурская области по 23–27 тонн. В то же время мощности по переработке в этих регионах почти нулевые.
Строительство собственных комбинатов – затея весьма дорогая, поэтому золоторудные компании десятилетиями шли по пути наименьшего сопротивления, отправляя дальневосточное в буквальном смысле золотое сырьё в Китай. По данным «АН», на каждой унции золота, полученного из российской руды, КНР зарабатывала порядка 150 долл., то есть больше 10% от конечной цены металла. Разумеется, тему отчаянно заминали, кто знал, помалкивал об этом позорном азиатском сырьевом потоке.
Только сейчас мы начали выкарабкиваться из «концентрационной» ямы. Лишь в начале 2019 г. у нашей весьма небедной золотой индустрии наконец нашлись 28 млрд руб. на строительство второго Амурского ГМК. Этот построенный с нуля комбинат в Хабаровском крае осилит переработку 300 тыс. т концентрата в год, полностью переключит на себя китайский поток и станет крупнейшим предприятием такого рода в России. Одна беда – ждать ещё долго, комплекс огромный и сложный, поэтому строительство стартует ближе к осени 2019-го, закончится лишь в 2023 году. До тех пор немалая часть российской золотой добычи будет пополнять чужие запасы.