Аргументы Недели → Экономика № 18(662) от 16.05.19 13+

Спасательный круг для села

, 19:29 , Обозреватель отдела Экономика

Государство в который раз обещает спасти крестьян. В свежей госпрограмме развития села до 2025 г., которую Минсельхоз на днях представил правительству, поражает умопомрачительная сумма поддержки в 1, 38 трлн рублей. При этом речь не об аграрных субсидиях, которые на 90% достаются агрохолдингам, а не людям на местах, и только в 2019 г. перевалят за 300 млрд рублей. На сей раз эти триллионы обещают потратить не на рост урожаев, но на создание нормальных условий жизни в деревне.

НАДО сказать, сумма в 1, 38 трлн руб. вдесятеро больше того, что село получило в предыдущую пятилетку.Видимо, правительство ознакомилось с печальными результатами своих предыдущих многолетних усилий по вытаскиванию села из ямы. Кабинет министров давно и отлично знает, какие проблемы пора радикально решать на селе.

Во-первых, вытащить из нищеты 37, 6 млн крестьян. Сейчас, если верить Росстату, их средний доход на 40% меньше типичного по РФ. В новой программе не обещают золотых гор, но хотя бы хотят подтянуть цифру до 75% от среднего по стране.

Проблема дикого отставания в доходах банальна: отсутствие нормальной работы. Судите сами: государственные аграрные мегапроекты в этом плане селу помогают мало. Главные их адресаты – агрохолдинги проводят своеобразную политику, они словно существуют в особых зонах, которые будто стеной отделены от окружающей действительности. Когда такие компании возводят новые фермы на многие миллиарды и пр. и пр., чаще всего используют привозную рабочую силу, проще говоря, гастарбайтеров. Бывают ситуации ещё более странные. Вот типичный рассказ о ситуации в глубинке: «В Омской области в моём колхозе, где я агрономом работал, сейчас всю землю разобрали в аренду китайцы. И бывшие колхозники у них за пару сотен рублей в день работают». Такое у нас правительство. С 2013 по 2018 г. на всё необъятное российское село усилиями федеральных властей удалось создать только 106 тыс. новых рабочих мест. Напомним, это почти на 38 млн крестьян!

Результат предсказуемый. Кто помоложе, занялись старым добрым отходничеством, люди потянулись за работой туда, где она есть. По оценкам экономистов РАНХиГС, в зависимости от региона от 8 до 20% трудоспособного сельского населения выезжает на сезонные работы за сотни километров от родного села. Особенно это развито в Центральной России, где крупные города буквально вытягивают до 30–40% селян. Важно, что в центре это сезонное явление, люди уезжают не навсегда. Тогда как на восточных границах РФ, где крупных городов куда меньше, добираться из посёлков до них порой приходится не за сотни, за тысячи километров, немалая часть отходников в итоге не возвращается.

Второе естественное следствие нищеты: село по-прежнему редеет. Цифры тут совершенно безрадостные, даже по официальным данным, если в 2000 г. из деревни в города уезжало 46% молодёжи до 29 лет, то к 2017 г. стало 56%. Вот почему, по данным Росстата, с 2002 по 2018 г. сельское население сократилось на 1, 3 млн человек. Причём эксперты ставят под сомнение официальную цифру Росстата в 37, 6 млн крестьян. Реальное падение может оказаться куда больше – 7–8 миллионов.

В любом случае виден наглядный результат процесса. За последние 15 лет с карты РФ исчезли 2, 2 тыс. сельских населённых пунктов, за последние 30 лет – 9, 5 тысячи. Это только официально оформленные потери. По подсчётам специалистов, осталось 19, 5 тыс. всё ещё обозначенных на карте деревень и сёл, в которых на деле никто не живёт. Всего 153 тыс. деревень и сёл, так что пустует практически каждое восьмое. Почти опустевших деревень того больше. Если 15 лет назад в каждой пятой жило менее 10 человек, сейчас – в каждой четвёртой.

В-третьих, дело не только в деньгах. Надо ли напоминать, сколько раз «АН» рассказывали про правительственный секрет Полишинеля, плохо скрываемый масштабный план по укрупнению, то есть фактическому закрытию сельских больниц и школ? Результат ужасающий. Стараниями партии власти с больницами в РФ вообще всё печально, т.к. за минувшие 15 лет их число постепенно урезали вдвое, было почти 11 тыс., теперь на всю страну осталось 5, 4 тысячи. Как подсчитали специалисты, в среднем нынешние правители закрывали по 350 больниц ежегодно. Село в эти годы пострадало сильнее всего, число поликлиник упало практически втрое, с 8, 5 до 3 тыс., больницы сократили в четыре раза, 4, 3 до 1, 06 тысячи.

Итог процесса в наглядных цифрах – перед глазами правительства. Как сказано в документах, даже самые простые медицинские услуги вроде осмотра в больницах и поликлиниках реально территориально доступны только 49% жителей села. Остальным добраться до них тяжело, 10% – вообще невозможно. Хоть какие-то учреждения культуры типа банальных клубов или библиотек доступны лишь 39% сельского населения. Что касается сельских школ, за последние 20 лет их число тихой сапой оптимизировали вдвое, причём особо сильно начали резать после 2006 года. Если в 1995 г. в РФ было 47 тыс., сейчас – менее 24 тысяч. Итог образовательного укрупнения такой: полмиллиона детей добираются на занятия за 12 км от дома и дальше. Вдобавок 115 тыс. школьников учатся в зданиях, которые не развалились чудом, признаны аварийными.

Да и сами сельские дома в массе предельно далеки по комфорту от весьма комфортабельных новостроек, в которых обычно проживают наши власти предержащие. Как сухо отмечено в правительственных бумагах, уровень благоустройства сельского жилищного фонда в два-три раза ниже городского. Самыми базовыми видами благ, то есть водопроводом, газом и горячей водой, обеспечено менее четверти сельского жилого фонда.

Что в итоге? Если копнуть, окажется, правительство уже 10 лет претворяет в жизнь различные программы развития села. Правда, их постоянно перетасовывают будто карты, при этом то поднимая, то прижимая траты. Зато не забывают каждый раз называть этот загадочный процесс новыми, всё более громкими именами. Например, семь лет назад это именовалось «Программа социального развития села», пять лет назад дело превратилось в «Стратегию устойчивого развития сельских территорий», которую сейчас собираются продлить до 2024 года.

На деле честно было бы говорить о программе спасения, а то и восстановления из руин. Что мы видим по факту: бюджеты куда-то уходят. А на сей раз в чиновничьих кабинетах запахло освоением громадной суммы в 1, 38 триллиона. На чьё реальное устойчивое развитие пойдут эти несметные деньги? Потому что стараниями «чёрного правительства» настоящему, пока ещё живому селу с каждым годом от этой псевдоопеки и ложной помощи только хуже.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram